0
0
0

Кто есть кто в минской урбанистике

Кто есть кто в минских креативных индустриях
Кто есть кто в минской урбанистике
Думать о городском развитии было едва ли не самым модным занятием прогрессивной молодежи пару лет назад. А что сейчас происходит с минской урбанистикой?
Изучаем вместе с программой EC «Культура и креативность».
Обсуждая поле урбанистики с архитекторами, мы получили предупреждение: в наших краях есть некоторая путаница в понятиях. В английском, откуда и пришел тренд, нет понятия «урбанистика»: urban studies объединяют очень широкий спектр наук – городское планирование, социология, дизайн и много всего. Есть урбанизм – эдакие правила развития города: в СССР тоже существовал свой урбанизм, который не имеет продолжения в современном мире. Сегодня те, кто занимаются городом, приносят в Беларусь новые понятия: «удобный город», «общественные пространства», «право на город», но о полной и осознанной системе действий в Минске говорить рано.
Георгий Заборский

Архитектор, исследователь, консультант по инноватике, футуролог и городской активист. Настолько же активного специалиста в Минске вы едва ли найдете.
– Начнем с того, что урбанизм – дурацкое понятие, в которое в русском языке как-то слиплось все то, что имеет в английском приставку «урбан». Одно дело – урбан-дизайн, проектирование открытых городских пространств на уровне их взаимодействия с человеком. Другое дело – урбанистика, отвод теории систем, занимающийся явлением города в целом – как экономической, экологической, инженерной, транспортной системы. Третье – городской активизм, относительно молодой способ участия граждан в микрополитике. Он появился, когда городские агломерации выросли настолько, что принадлежность к городу, городская идентичность стали во многом более определяющими, чем принадлежность к стране. Еще два года назад, до того как в России усилилась консервативная реакция, между москвичом и лондонцем было больше общего, чем между москвичом и жителем Бийска…

Так что «урбанизм» или «урбанист» в русском языке – слова-паразиты наподобие «типа» и «как бы». Я постоянно приобретаю новый опыт, анализирую его и уже лет десять щедро им делюсь с каждым, кто хочет как-то развивать города. Разрабатывал стратегии развития малых российских городов – это урбанистика. Проектировал открытые пространства – например, для EPAM Systems. Это урбан-дизайн. Запускал городские инициативы, а потом выступал ментором, пестовал целое поколение городских активистов. И я никогда не называю себя урбанистом. Я все попробовал.

Если говорить о делах, которые, на мой взгляд, действительно повлияли на город, о семенах, которые взошли, – это проект креативного пространства МЕ100, который стартовал лет пять назад и был совершенно новым для Минска форматом, своего рода утопией. Всё сразу: и площадка на закрывшемся заводе, и самые разные активисты – от инженеров и предпринимателей до художников и театралов. Само МЕ100 со временем сменило владельцев, превратилось в «ЦЭХ», потом переехало на другой завод... Но именно за первые полгода оно сумело познакомить и связать между собой множество очень разных людей, увлеченных изменением нашего города, а еще произвести новые знания о том, что и как делать в старых помещениях, – сейчас закрытые минские заводы стремительно наполняются новыми функциями.

Городу нужны урбан-дизайнеры, специалисты по науке урбанистике и активисты, а не аморфная каша. Прежде всего, нужны «продвинутые» городские активисты. К сожалению, не только в Минске, но и в большинстве городов мира активисты гораздо чаще выражают недовольство и борются против чего-то дурного, чем предлагают обеспеченные ресурсами конструктивные инициативы и создают что-то хорошее. Но проблемами нужно заниматься, без этого ни один современный город не выживет. Правда, когда какой-то разрушительный процесс все-таки удается остановить, наступает время проявить конструктивную инициативу… А знаний, навыков и успешных моделей в Минске для этого пока мало.

Минску нужны люди, глубоко образованные в сфере урбанистики, видящие целостную картину экономических, экологических, технических, социальных систем города. С этим у нас полный провал: что во власти, что в проектных институтах сидят умные и зачастую очень благонамеренные узкие специалисты – чиновники, градостроители, экономисты, транспортники… Никто из них не способен увидеть систему в целом, и оттого любая системная инициатива оборачивается ухудшением. Экономисту понятно, что городу срочно нужны деньги, – и он продает самое дорогое: право застраивать природные территории и исторические части города. Транспортник пытается не допустить появления пробок – и убивает пешеходную связность города, а заодно и общественный транспорт: транспортный коллапс только усиливается. Город каждый раз теряет на этом куда больше, чем приобретает – в том числе и в численном выражении. Но, чтобы спрогнозировать эти потери, нужно изучать урбанистику, а не экономику или транспорт… Условно говоря, то, что нам нужно, – техникум и университет в области урбанистики как науки, а не моды.

Ну а кроме того, нам не вылезти из ямы, в которой мы оказались, без смены парадигмы, без новой модели нашего будущего. Все модели будущего растут из культуры, общения и фантазии – технологии приходят позже, когда общество становится способно о них мыслить. Так что нам нужны новые пространства, объединяющие искусство, технологию и культуру – инкубаторы будущего. Начать можно было бы с новых корпусов ПВТ на площади Якуба Коласа. Такой проект может осилить только партнерство государства и активистов – и я думаю, это могло бы стать хорошим поводом для перезапуска отношений.
Дмитрий Бибиков

Архитектор-градостроитель, по совместительству урбанист, выпускник архитектурного факультета БНТУ. Председатель минского клуба БАСА, организатор трех минских студенческих архитектурных форумов (www.minskarchforum.by), магистр градостроительства, член ISOCARP, соорганизатор «Минской урбанистической платформы» и сооснователь журнала «Городские тактики». Преподает проектирование на кафедре градостроительства БНТУ.
– Урбанистикой занимаюсь не я один, а вся «Минская урбанистическая платформа». Есть и другие люди, которые делают жизнь в городе лучше, – Надя Илькевич занимается проектом «Город», Заборский постоянно в активности, не говоря, например, о «Зеленой сети» или «Минском велосипедном обществе». Большое им спасибо – урбанистикой нельзя заниматься в одиночку, а особенно без аудитории.

Что надо сейчас сделать в Минске? Обогатить понимание того, что такое жизнь в городе. В младших классах все получают учебники вроде «Человек и мир», «Человек и общество» – школьникам объясняют правила жизни в социуме, объясняют, как устроен мир вокруг нас.
В современном мире понимание того, как устроен и работает город, обязательно, чтобы быть полноценным горожанином. Главное – чтобы люди владели знаниями и стали шире смотреть на вещи: очень опасно опираться только на так называемый здравый смысл и соображения из личного опыта. Город – сложная система, те или иные действия могут иметь далекоидущие последствия, и эти механизмы зачастую контринтуитивны, они могут на первый взгляд показаться нелогичными. Увы, как показала практика ХХ века, решать проблему пробок при помощи строительства новых улиц и добавления полос движения – это все равно что тушить пожар бензином.
Важно понимать, что касается это не только рядовых горожан, но и отраслевых специалистов – скажем, инженеров – и представителей городских властей. В развитых странах есть специализированные курсы по урбанистике для чиновников. У нас официальные решения в плоскости урбанистики часто остаются на уровне сознания среднего гражданина, а он не очень высок. Так что получить заказ на разработку такого вот крэш-курса для сотрудников горисполкома для меня похоже на мечту – надеюсь, она воплотится.
Павел Горбунов

Координатор проектов Минского велосипедного общества, организатор велоивентов, создатель плана развития велодвижения в Могилеве, занимается вопросами энергоэффективности в ЦЭР, пишет статьи на экотематику. Работал инженером и системным аналитиком. Координирует проект о парковках.
– Мы занимаемся велосипедной инфраструктурой – это анализ и перевод стандартов, общение с проектировщиками и ГАИ. Мы стараемся становиться экспертами, инициируем изменения в правилах. Учимся сами и занимаемся образованием в сфере создания велоинфраструктуры. Мониторим, как происходит адаптация улиц для велосипедистов.

Понемногу начинаем консультировать другие города, жители которых хотят развивать велодвижение. Мы участвовали в обсуждении генплана и общественных обсуждениях в сфере транспорта, оказываем юридическую поддержку. Иногда наши волонтеры-юристы оказывают и юридическую поддержку. Мы хотим показать минчанам, что такое удобный город.

Самая видимая часть – это пропаганда велодвижения: устраиваем всякие ивенты, парады, зеленые мероприятия. Минское велосипедное общество – это площадка для велопроектов. Хорошего делается хорошего много, но часто город проектируется неудобным не только для велосипедистов, но и для пешеходов. Может, кто-то хочет организовать Минское пешеходное общество?

С государством взаимодействие идет нормально: просто всегда важно учитывать, что партнерство должно быть полезным для обеих сторон. Хватает волокиты, но представители властей заинтересованы в том, что мы делаем. Иногда важно озвучить и критичное для властей мнение.

Минску сейчас нужно сформулировать, что такое удобный город, и выдерживать эти критерии при создании новых объектов, не забывая об экономической оценке.
Юрий Важник

Эксперт по дорожному движению, руководитель «Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте».
– БАЭС занимается всем, что движется, то есть транспортными проблемами: исследованиями, построением стратегий, проектированием, внедрением и пиаром. Мы сделали календарь «12 подвигов БАЭС», где на каждый месяц приходится какой-то проект, которым мы гордимся: Привокзальная площадь и площадь Бангалор, организация движения на городских магистралях, программа детской безопасности, система городских платных парковок, развитие велодвижения, базы данных по экологии, интенсивности движения, аварийности, транспортная экология, система ориентирования пешеходов. О каждом можно узнать на нашем сайте. А еще проще – в youtube: мы сделали шесть 30-секундных роликов по главным объектам. Самое главное, мы сопровождаем концепцию «Добрая дорога» – хотим, чтобы всем было удобно: пешеходам – ходить, а остальным – ездить. Вообще, город должен быть добрым – и «хорошим» по-русски, и «пяшчотным» па-беларуску. У нас есть проект «Улица Немига» – хотим в пользу открытого пешеходного пространства закрыть движение автомобилей по улице Немига и достать из-под земли речу Немигу – наш славный тысячелетний бренд.
Игорь Корзун

Дизайнер, фотограф, бренд-менеджер, последние несколько лет исполняет функции «Городского лесничего».
– Как и любой лесник, я произвожу учет, смотрю состояние зеленых насаждений, рассказываю людям о красоте, которая их окружает, и о проблемах. Нужно вовремя забить тревогу, чтобы приехали пожарные. Этим лесник и занимается – нет ли инфекции, пожара, браконьеров или короеда. Как чувствуют себя звери, птицы, насекомые, сохранились ли редкие цветочки – все ли в порядке? Что-то подправляю сам, где-то привлекаю внимание людей к проблемам. Это постепенно доходит до ушей людей, принимающих решения.

Как в Минске обстоят дела с деревьями, не знает никто. Потому что четкого понимания, как они должны обстоять, нет. Критериев для оценки нет – они были двадцать, тридцать лет назад, а в настоящий момент нам чиновники отвечают так: «В этом году посажено 4000 деревьев», но где, какие, какого возраста, сколько из них прижилось за 2-3 года – этой информации нет. Были ли сформированы какие-то архитектурно-ландшафтные проекты? Никто такую информацию не собирает.

Озеленение в парках происходит следующим образом: приезжают рабочие в оранжевых жилетах, привозят саженцы возрастом до пяти лет – тонкие прутики в палец толщиной, вкапывают чаще всего зимой (это более высокооплачиваемая работа, чем летом). У них есть оправдание, что зимой это лучше делать – но при этом правила зимней посадки не соблюдаются. Высаживают их на территории парка, который был спроектирован талантливейшими ландшафтниками, со своими композициями, перспективами, панорамами, балконами, сценами, кулисами – и не соблюдают их, потому что не понимают.

Наши парки не похожи на европейские парки, скорее на крымские кипарисовые рощи. Деревья в них – не раскидистые, не широкие, растут очень близко и стремятся ввысь, с очень темным пологом внизу – соответственно, нет газона. Представления о том, как должно выглядеть озеленение, на сегодняшний день у городских властей нет.
Андрей Эзерин

Профессиональный коммуникатор, создатель PR-агентства Ezerin.com, главный защитник Осмоловки.
– Мне тоже не очень нравится слово «урбанист»: то, чем я вместе с единомышленниками занимаюсь в Осмоловке, скорее определяется термином «комьюнити-органайзер». Активистов и волонтеров вокруг Осмоловки становится все больше. Начав историю про придание кварталам статуса историко-культурной ценности, мы почувствовали поддержку многих общественных организаций и простых минчан.

Я надеюсь, что наш опыт станет хорошим примером для других районов, кварталов и дворов. Хочется, чтобы соседские инициативы развивались: местным властям сегодня сложно справиться со многими вопросами городской жизни, и участие местных сообществ очень важно. С другой стороны, интересно изучить успешный опыт в других городах. Я думаю, необходимо создать информационно-координационный соседский центр, который объединит заинтересованных – общественные инициативы, местные власти, бизнес.

Одна из важных задач 2017 года – наладить конструктивный диалог с местными властями и профильными госструктурами: например, Минприроды и Министерством спорта и туризма.
Городская культура – особая. Слово «культура» изначально значит «возделывание земли». Мы восхищаемся культурой Лондона и Парижа и забываем, что слой «чернозема» там гораздо старше. Минск еще недавно, в начале ХХ века, был небольшим губернским городом – пешком можно было обойти. Для взросления города нужно время. Но мы можем ускорить процесс формирования соответствующей среды, это зависит от нас – насколько мы будем активны, насколько эффективно будут интегрированы в Минск современные технологии. От этого зависит, насколько мы будем городом. Почему нам важно быть горожанами, почему нам важно, чтобы эта среда была удобной для жизни…
Анна Позняк

Анна успела отучиться на факультете медиа в вильнюсском ЕГУ, потом в Москве в институте «Стрелка», а вернувшись в Минск, начала работать в PRCI Agency, преподавать в ECLAB и заниматься городскими проектами: вместе с «Зеленстроем» они собирают «идеи для парка», а с другими активистами разрабатывают варианты развития заброшенного троллейбусного депо в центре города.
Я занималась междисциплинарными проектами еще когда училась в университете – сферой моих интересов была социология культуры. Потом в одной из исследовательских работ задалась вопросом: почему культура в городе неравномерно распределяется в пространстве? В 2010 году качественные и разнообразные виды досуга были сконцентрированы в центре, а в периферийных районах все ограничивалось кинотеатрами, пиццериями и пивными магазинами. Я написала об этом магистерскую, а потом поступила в институт «Стрелка», где окончательно углубилась в городские исследования.
В январе 2015-го вернулась в Минск – меня пригласили в ECLAB читать курс о городе, а дальше начались точечные проекты. Мне это очень интересно – вопрос развития Минска и его будущего мне небезразличен. Я не жила в Минске долгих восемь лет – вернулась в 26. За это время город очень изменился, начали появляться инициативы и люди, которые хотят сделать вклад в его развитие. Сейчас это уже как снежный ком: мы видим кучу крутых инициатив, интересных публикаций, которые рассказывают о городских районах и проблемах с необычной точки зрения. Формируется экспертиза со стороны медиа, посвященная вопросам города и его развития. Чем больше у горожан информации о том, что происходит с городом, чем больше мнений от различных экспертов, тем лучше они осознают себя в пространстве города. Меняется не только сознание. Вариантов досуга и возможностей в Минске стало намного больше.
Надежда Илькевич

Магистр менеджмента в сфере культуры и креативных индустрий, продюсер и куратор социокультурных проектов. В 2015 году реализовала проект «Школа супергероев». С 2016 года работает и в кино: продюсер фильма «Двадцатьшестнадцать», исполнительный продюсер «Party-zan фильма». Продюсер шоу «Город».
– Я занимаюсь мотивацией горожан к тому, чтобы они принимали участие в развитии города, не ждали каких-то действий от властей, а участвовали самостоятельно. Занимаюсь обучением, повышаю у минчан уровень ответственности за судьбу города, это так называемое «право на город». В рамках шоу «Город» горожане с помощью экспертов разного масштаба смогут разработать план, найти партнеров и реализовать свои проекты. Мы хотим привлечь как можно больше людей – чтобы даже тем, кто непосредственно не участвует, было интересно следить за шоу. Мы собираем заявки до 28 февраля. Человек придумывает идею – например, хочет что-то построить в городе или сделать фестиваль. Потом берет мобильный телефон, включает запись видео и рассказывает: меня зовут Петя, я работаю слесарем на заводе и хочу провести фестиваль слесарей в своем дворе. Достаточно будет краткого рассказа о себе и своем проекте. Не надо никаких текстов о мотивации и сложных анкет. Мы выберем 20 человек, которые пройдут обучение. Жюри выберет три проекта, которые получат деньги на реализацию. Претендовать на гран-при может любой участник, это образовательная поездка в Бразилию, но нужно будет реализовать проект.

 

 


Фото: архив героев, onliner.by.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.