Недавно по Минску поползли слухи: первый в городе креативный кластер МЕ100 разорился. CityDog.by узнал у Георгия Заборского, что случилось на самом деле и как все будет организовано дальше.
Один из учредителей первого минского креативного кластера Георгий Заборский рассказывает о том, почему у МЕ100 появились новые владельцы и подводит итоги полугодовой деятельности. А новые владельцы раскрывают планы о сохранении и преумножении творческой энергии МЕ100, которое, впрочем, так называться больше не будет. Георгий Заборский: «Активными оказались не айтишники, а театралы!» – Расскажи, пожалуйста, что вчера произошло в МЕ100? – Вчера мы заключили сделку: у физической площадки, лофта, теперь новые владельцы. Главной задачей для нас стал выбор из нескольких претендентов тех, кто сможет сохранить и развить весь потенциал МЕ100. И при этом добавить что-то новое, то, чего мы сами никогда не сумели бы создать, для того чтобы повысить окупаемость и сделать площадку более стабильной. Мы надеемся, что нам это удалось. – Напомни, пожалуйста, читателям, с какой целью открывалось МЕ100? – Для создателей МЕ100 этот проект был в первую очередь исследованием: у нас было несколько гипотез о том, как «устроен» Минск. Мы хотели проверить их. Во вторую – попыткой создать в городе свободное лофтовое пространство, которого нам самим очень не хватало. В третью – мы надеялись, что из этого эксперимента у нас может вырасти небольшой бизнес. Два из трех начинаний оказались успешными. Исследование удалось: благодаря проекту МЕ100 не только мы, но и многие другие узнали о Минске много нового. Нам часто говорили: «Это можно реализовать только в МЕ100!», «Я пришла сюда на 20 минут, а теперь мне кажется, что я тут поселюсь». Площадка сыграла свою роль в возникновении таких проектов, как благотворительный магазин «KaliLaska», OfficеArt, и еще десятка пока малоизвестных, но стремительно развивающихся проектов. – А что не получилось так, как хотелось бы? – К сожалению, минчане пока что не готовы платить за возможности, не представленные в виде какой-то материальной «штуки»: чашки кофе, места в театре и т.д. Эту ситуацию оказалось вполне возможным изменить, но «мельницы богов мелют медленно», и такие изменения длятся месяцами. Кое-что стало сюрпризом: например, мы ориентировались на айтишников, у которых, как мы предполагали, есть и финансы, и любопытство к новым форматам. А самой активной нашей публикой оказались театралы! Я теперь искренне верю, что Минск разовьет не ПВТ, а современная драма. Кстати, не запустился на полную мощность и коворкинг. Почему – мы расскажем любопытствующим на развернутой презентации «Анатомия МЕ100», которая скоро появится в афише. – Так в чем все-таки проблема? – Площадка для наших собственных проектов получилась, и еще какая! А вот сил и времени для того, чтобы ей пользоваться, у активных соучредителей уже не оставалось (смеется). Сложно оказалось принимать оперативные решения при таком разнообразии соучредителей. Так что нам стало очевидно: через полгода работы площадке нужна новая кровь, обновление управления и дополнительные инвестиции, «вторая ступень». Представьте себе: кроме управления площадкой – огромным, постоянно разрушающимся заводским цехом, нужно было управлять еще и счетами. И при этом нужно создавать смыслы, программы, события. Еще сложнее было управлять нами самими – разношерстной командой из 9 совершенно разных людей, где каждый – эксперт со своим мнением. Вот с этим мы так до конца и не справились... Возможно, с новой командой всего из трех совладельцев это будет проще, и проект «взлетит». Хотя, может, и потеряет часть своей многогранности. Но главное: каждый раз, когда проект требовал огромных усилий, он давал соответствующую отдачу. Мне сложно говорить об остальных, но я, смертельно устав, вдруг восстанавливался за два-три дня. Рядом со мной были люди, один взгляд на которых, одно прикосновение сразу возвращало мне силы. А теперь пора на каникулы – анализировать сделанное и придумывать новое. Я рад, что у нас хватило мужества признать это и начать диалог с теми, кто продолжит наше дело. – Конечно, самый волнующий вопрос: что останется прежним и что изменится при новых хозяевах? – Ни облик, ни наполнение первого «шумного» цеха почти не изменятся: останется и «КалiЛаска», и кафе, и столы для почасовой работы в дневное время, и универсальное пространство для любых мероприятий. Тут же смогут найти себе место и коворкеры. А вот второй цех трансформируется в арт-галерею! Потолки в 4,5 метра как раз могут привлечь не только привычные минским галереям форматы, но и крупные формы... И только «хакерспейс» – лаборатория любителей программирования и робототехники – останется нетронутым, обеспечивая площадку для роста этого не очень заметного, но очень интересного сообщества. – А что планируют делать учредители? – Часть соучредителей продолжит сотрудничество с обновленной площадкой: мы надеемся, что теперь сможем уделять больше внимания образовательным и творческим проектам. Конечно, если нам удастся остаться «на одной волне» с новыми ее владельцами, на что мы очень рассчитываем. У площадки появится новое название, а МЕ100 как сообщество продолжит с ней сотрудничать, но при этом откроет для себя и другие локации, от коворкингов до галерей и парков. – А чем ты планируешь заняться? – Я, скорее всего, наберу группу в летнюю школу урбанизма прямого действия – и мы попробуем с помощью нескольких интересных тьюторов на практике разобраться в том, что такое think global – act local, исходя из действительно актуальных теорий и доступных инструментов. А еще мне бы хотелось тихо, без брендирования, начать диалог между разными группами и пространствами города, решающими проблему «доступа к городу» и «права на город». Проблему, из-за которой мы когда-то и задумались о лофте. И еще одна интересная задача снова всплыла сейчас в монологах 4-х поколений «создателей Минска»: что же будет все-таки с водно-зеленым диаметром?
Новые владельцы МЕ100: новое название и новая галерея Новые владельцы кластера пока сохраняют инкогнито. Они обещают сохранить и расширить «шумный» цех: в нем останется кафе. Предложили остаться и благотворительному магазину «КаліЛаска». Возможно, здесь появится антикафе: «В любом случае, коворкеры продолжают приходить и работать, и мы постараемся сохранить это», – говорят новые владельцы. «Тихий» же цех попытаются в сжатые сроки отремонтировать и открыть там площадку для культурных проектов: «Конечно, мы как фотографы собираемся реализовывать проекты, связанные с фотографией: выставки, мастер-классы и другие образовательные мероприятия. Но ограничиваться только фото мы не собираемся. Поэтому и зовем художников, дизайнеров и других креативных и интересных людей, которые смогут "приземлить" у нас свои проекты». Например, 15–16 июня в МЕ100 пройдет ярмарка хенд-мейда: «Эти клиенты достались нам от прежних владельцев креативного кластера, но ребята планируют сделать ярмарки регулярными: собирать ремесленников, устраивать благотворительные продажи и т.д.» Кстати, новые владельцы обещают завершить строительство лестницы, которая значительно упростит добирание в МЕ100: «Но ее появление будет зависеть от того, удастся ли получить все необходимые согласования». К осени первый минский креативный кластер поменяет свое название: о нем все узнают на презентации, которая состоится после ремонта, ближе к осени.
Дапамажыце, «КаліЛаска» Кстати, благотворительный магазин «КаліЛаска» на всякий случай подыскивает новое помещение: девушки говорят, что с удовольствием бы начали работу в «более проходном месте», ведь для благотворительного магазина, который работает только на самоокупаемости, это очень важно. Так что если у вас есть на примете помещения на одной из центральных минских улиц на 40-50 квадратных метров, пишите напрямую магазину. |
Фото ME100.
чело и длань. не может быть! все 9 человек не знали, что бизнес должен уметь хотя бы свои затраты покрывать? т.е. все 9 были великовозрастными .... (любое нецензурное слово, описывающего чьи-то умственные способности, точнее их отсутствие)? играли в клёвенький креативный кластер как в машинки и солдатики, при этом наивно полагали, что всю документную и денежную рутину будут вести гномики из шкафа, а деньги принесут благодарные и восхищенные гости?
коворкинг должен был давать деньги на отбивку аренды и коммуналки, но не сделал этого. предприятие за полгода стало убыточным, скорее всего.
и коворкинг и не будет давать деньги. совсем небольшая часть фрилансеров хочет работать вне дома. а там, где это зародилось, причины коворкинга были очень тривиальные: коммуналка дорогая. джоан роулинг писала гарри поттера в кафе, потому что в кафе было теплее, чем у нее дома, ибо денег на отопление у нее не было. а не потому что писать в кафе это атмосфэрно, изысканно и модно. за те деньги, что просят за стол-стул-атмосфэру в коворкинге можно найти квартиру двушку-трешку и с еще каким фрилансером ее арендовать, а коммуналка у нас стоит смешные деньги. и будет няшный "офис". собственно так многие и делают.
но если же быт совсем занудой,то по поводу " замещение родных слов импортными " стоит отталкиваться относительно того какую речь каждый считает родной,ведь если углубиться то для беларусов русскую речь уже можно считать иностранной,так что мы тоже не праведники((
перестаньте кидаться модными исковерканными английскими словечками.
Тов. Заборский порадовал своими размышлениями о бизнес-стороне проекта. Во-первых, как уже отметили выше, сюрпризом оказалась нелбъодимость выработки определённой бизнес-стратегии и ведение сопутствующей бухгалтерии. Во-вторых, и это тоже вполне ожидаемо, виноваты оказались люди, не захотевшие платить за воздух. Продаются ведь не только товары, но и услуги. А что продавал тов. Заборский? Право находиться в номинально модном/хипстерском/креативном пространстве? При том, что прямого содействия в решении производственных задач его "продукт" не предлагал: там не было доступным посетителям вычислительных мощностей, стендов и просто оборудованых рабочих мест, куда можно было бы просто придти с флешкой. Опять-таки, уже было отмечено, купить пространство с куда большей возможностью подстройки под себя можно за меньшие деньги.
Иными словами, это заведение не предлагало конкурентного продукта для айтишников и им подобных. Для театралов такой продукт был. В любом случае, думаю, создатели заведения рвяд ли остались в минусе.
ну и как уже неоднократно говорилось. если вы не знаете какое-то слово - то существуют средства поиска, которые дадут Вам нужные ссылки с разъяснениями. и я бы не стал обвинять журналистов в своей личной неосведомленности и неумении самостоятельно пользоваться интернетом и искать нужную информацию. большинство "непонятных" для ВАС слов вполне себе жизнеспособные, чтобы не требовать пояснений.
Спасибо, Ситидог. и за ссылки, и за то, что шагаете в ногу со временем. надоели нытики беспомощные.
відэа-інструкцыя -
Так это вы ещё полгода даже не протянули. Даже зиму не выстояли. На базовой арендной. А не на 20 евро за квадрат. Кстати, новые покупатели готовы к самому главному сюрпризу? Про отопление вы уже рассказали? Про стоимость и температуру от этой стоимости. :) Это будет ого-го какой сюрприз :)
Эх... ребята.... сколько вас таких. С маленькими деньгами, большими желаниями и полным отсутствием жизненного опыта. Местного жизненного опыта. Местных условий. Специфики. Здесь даже не Россия-Украина. Здесь - Беларусь :) Здесь надо соооовсем по-другому :)
Ничего. Всё - опыт. Всё - хорошо. Все так учатся :) Если сил продолжать хватает.