Оказывается, построить первый кинотеатр IMAX в Минске задумывали еще полвека назад. И место выбрали вполне себе удачное: самый центр города, возле Дома правительства, там, где стоит Красный костел. CityDog.by нашел уникальные архитектурные проекты и фотографии.
ВАЖНО: этот материал впервые был опубликован в 2013 году. Мы снова его публикуем в связи с дикой ситуацией: 6 октября 2022 года государственное КУП «Мiнская спадчына» разорвало договор безвозмездного пользования с общиной «Римско-католический приход святого Симона и святой Елены». Служители должны забрать все находящееся в Красном костеле имущество в течение нескольких дней.
Фактически минские власти выгнали католиков из их родного дома, который по непонятному стечению обстоятельств за 30 лет независимости так и не был передан верующим.
Вернется ли храм верующим, пока непонятно – почитайте вот эту новость.
1910: Новый костел
Если мы привыкли называть костел Чырвоным, то в десятых-двадцатых годах минчане называли его просто Новый костел. Через 40 лет именно относительная молодость здания могла сыграть с ним более чем злую шутку.
Строился костел под патронажем Эдварда Войниловича, известного минского шляхтича и мецената. В 1897 году умер его 12-летний сын Симеон, а в 1903-м – дочь Алена, в честь которых он и назвал костел.
Войнилович тщательно отнесся к выбору архитектурного проекта. Случайно он увидел гравюру костела Святой Эльжбеты в Ютросине, построенный по проекту Томаша Пайздерского. Костел был выполнен в романском стиле – это был знак: «Я спыніўся на раманскім стылі, росквіт якога прыпадае на час, калі ўсходняя Царква існавала ў еднасці з Рымам». Так пан Эдвард хотел показать: в Минске мирно сосуществуют и католики, и православные.
После трагедий и разочарований 1917–1920 годов (многие горожане, в первую очередь шляхта, мечтали, что Минск-Литовский войдет в состав обновленной Речи Посполитой) пан Эдвард уезжает из любимого города и больше никогда не возвращается в Беларусь. Уже в середине 1920-х костел Симеона и Алены полностью разграблен.
1920–1937: первые звоночки
Во времена НЭПа белорусские советские власти не обращали внимания на Красный костел. Однако к концу 1920-х, когда пришел черед строить новый город Минск, о функциях и месторасположении культового здания задумались. Стали поступать первые звоночки: например, на первоначальном проекте Дома правительства авторства Иосифа Лангбарда Красный костел отсутствует.
Но тогда костел почему-то не снесли. В него заселили Государственный польский театр БССР. И, поскольку здание угораздило быть в центре советского города, его использовали как рекламно-агитационную площадку (на фото ниже: портрет Ленина, красный флаг и лозунг «XV год савецкай уладзе»).
Кстати, костелу неслыханно повезло. С другими зданиями культа в Минске в те годы особо не церемонились: например, Казанскую (железнодорожную) церковь (правое фото вверху) и Петропавловский собор по-хозяйски взорвали чуть ли не в одну майскую ночь 1936-го. Минчане искренне недоумевали, как нашему герою тогда удалось избежать сей прискорбной участи.
...Петропавловский собор воссоздали в наше время на площади Свободы (сейчас там детская филармония, здание которой – точная копия униатской церкви, из которой в 19-м веке сделали православный собор). А Казанскую церковь планируют воссоздать возле железнодорожного моста со стороны улицы Мясникова, где она и стояла.
1937–1960: киностудия «Савецкая Беларусь», позже – «Беларусьфильм»
Службы и молебны в Красном костеле возобновились и длились ровно три года – с 1941-го по 1944-й.
По приходе в город советское руководство решило использовать постоянно пустующее здание по-новаторски: костел отдали кинематографистам под киностудию. На первом этаже – озвучка, на втором (его сделали, вбив в стены балки, настелив пол и т.д.) – съемочный павильон. Тут снимали «Часы остановились в полночь», «Миколка-паровоз», «Девочка ищет отца» и т.д. Костел – alma mater «Партизанфильма». В чем есть своя логика: Ленин (и памятник не исключение) всегда ценил кино как важнейшее из искусств.
Правда, беларуские киношники оказались капризными товарищами. Вечно жаловались на архитекторов, которые почему-то спланировали съемочные павильоны под самой крышей Красного костела. Рассказывают, что из-за неудачного планирования этажей крупногабаритный реквизит, в том числе лошади и коровы, в экс-культовое здание приходилось поднимать на лебедке. Логистические неудобства, как видим, мучили киношников чуть больше, чем совесть...
1960–1968: почти
Уже с 1946 года минские власти стали предпринимать активные шаги по переустройству главной площади республики. Все варианты проекта предусматривали расширение площади Ленина. Так что старые кварталы по улице Свердлова (фото выше) были обречены – в начале 1960-х их стерли с лица Минска как «узкие и искривленные».
Вопрос с Красным костелом также был практически решен: «Рядом с Домом правительства в одном из вариантов намечается сооружение панорамного кинотеатра на 2500 мест». На плане проекта видно: архитекторы даже по меркам нашего времени разошлись не на шутку, спроектировав предтечу IMAX. Подобных кинотеатров в БССР отродясь не было: самый большой минский кинотеатр «Октябрь» вмещает 1344 зрителя.
Кстати, вам не кажется, что предполагаемый кинотеатр «Беларусь» чем-то напоминает нынешний кинотеатр «Москва»?
Видимо, чтобы как-то расквитаться с киношной кармой сего святого для советского человека места (все-таки такое здание слева!), другие беларуские архитекторы также предлагали снести костел и поставить на его месте как минимум «Детский мир». А как максимум – еще один корпус Дома правительства. Но планам благоустройства внезапно помешало всесоюзное руководство.
В 1965 году архитектор и председатель Госстроя БССР В. Король, под руководством которого реализовывался данный проект, прогуливался по площади Ленина с московским гостем, товарищем Барановым, председателем Госгражданстроя СССР. Наш Король рассказывал москвичу Баранову о реконструкции. Вдруг председатель Госгражданстроя СССР остановился, смерил взглядом Красный костел и убил грандиозные архитектурные замыслы беларусов роковой фразой: «Как он (костел) удачно вписался в пространство площади!»
Так «рука Москвы» спасла костел от рук минчан.
1968–1990: Республиканский дом кино
Справедливости ради стоит вспомнить и другую легенду. Согласно ей, костел Сымона и Алены был спасен благодаря непоколебимой позиции худрука «Беларусьфильма», режиссера Владимира Корш-Саблина. Узнав, что костел собираются разрушить, он поехал в Москву. Тут ему приводили «железные» аргументы: в центре столицы союзной республики религии нет и быть не может, тем более что «памятник архитектуры» и на памятник-то не тянет: от году неделя, построен всего каких-то 50 лет назад.
Удивительно, но твердая позиция приличного человека оказалась сильнее партийных аргументов. Так Красный костел остался в живых, на 20 лет став Республиканским домом кино.
Дом кино отреставрировали и стали использовать как административно-культурное здание. Тут проходили заседания Союза кинематографистов БССР, тут постоянно делали кинопоказы артхауса, голливудского (в то время – тоже элитарного) кино; втайне тут смотрели запрещенные в СССР фильмы. «Кучеряво жили тогда директора домов кино, распределявшие билеты на эти просмотры. С ними старались дружить, перед ними заискивали», – вспоминал режиссер-минчанин Олег Белоусов.
Если присмотреться к картине Данцига, здание Дома кино от площади Ленина отгораживалось большой афишей.
Реставрировали Дом кино тоже странно: отковыряли всю оставшуюся роспись, зато поставили витражи и соорудили новые хозяйственные пристройки. Старожилы вспоминают: в цокольном этаже (его роют на фото) находился один из лучших в Минске баров.
Впрочем, кино и вино скоро закончились. В начале 1990-х, после многомесячных скандалов, пикетов и голодовок, католики получили Красный костел назад.
Удивительно, но и через сто лет он выглядит как Новый.
Фото: документальный фильм «История покушений: Красный костел», «Минск – город-герой. Справочник» (Минск, 1976), «Минск: послевоенный опыт реконструкции и развития» (Москва, 1966), «Минск: дзесяцігадовы шлях сталіцы: 1960–1969» (Минск, 2007), darriuss.livejournal.com, be.wikipedia.org.