CityDog.by спросил у тех, кто живет в Минске всю жизнь, и у тех, кто приехал сюда недавно, кого можно назвать коренным минчанином. А эксперт из Национального исторического архива рассудил спорщиков.
Владимир
живет в Минске всю жизнь
– Cчитаю, что я – коренной минчанин. Мои бабушка и дедушка приехали в Минск в эмиграцию, родители прожили здесь всю жизнь – мама, кстати, еврейка. И я тоже прожил всю жизнь в Минске. Но я считаю минчанами всех хороших людей. У меня есть друзья, которые приехали даже из Африки: они хорошо говорят, интересуются страной, вообще добрые люди – чем не минчане? Не люблю тех, кто пьет, курит, хотелось бы, чтобы люди больше улыбались и не кидались друг на друга. Я бы считал минчанами всех, кто прожил тут лет 15–20, понял, что такое Минск, и полюбил его, кто не бросает пустые бутылки, не царапает машины. Вот у меня машина, я подхожу – на ней царапина. Кто это сделал? Минчанин? |
Александр Полосмак
живет в Минске 9 лет
– Я остался в Минске после окончания университета, снимаю «трешку» с девушкой и двумя друзьями. Минчанином себя не считаю, потому что, мне кажется, коренной минчанин – это тот, кто здесь родился и живет. Понятие родины все-таки формируется в человеке в детстве. Где он провел детство и юность, там и есть его родной город. Потом хоть 40 лет живи, все равно минчанином не станешь. Но я никогда не замечал, чтобы минчане отличались от «понаехавших» из Гомеля, Витебска или Могилева – страна-то маленькая, с чего людям отличаться? Деревенские, конечно, на первых порах от городских отличаются. Но это в любом городе так, не только в Минске. |
Павел Свердлов
живет в Минске всю жизнь
– Я родился в Минске 29 лет назад, считаю себя минчанином, у меня и вариантов-то других нет. Минчане спокойные, самодостаточные и, в отличие от москвичей, совершенно не заносчивы с жителями других городов. Скорее, наоборот: провинциалы суетятся, пытаются что-то урвать, зачем-то все время доказывают, что они не хуже. Ну, мне и так понятно, что они не хуже. А чтобы стать минчанином, нужно стать своим в Малиновке, понять и простить Серебрянку, выпить кофе у дедушки напротив касс стадиона «Динамо», полюбить квартал со «сталинками» возле Тракторного завода, найти свою крышу с видом на центр и свои тихие дворики. И все, ты минчанин! |
Елена Сергеевна
живет в Минске с 1961 года
– Прежде всего, я считаю себя белоруской. Я родилась в Борисове, в Минской области, за три года до войны. Родители после войны вернулись в Борисов, а я после окончания института в 1961 году приехала в Минск. Так что я коренная белоруска и коренная минчанка. И очень люблю свой город, поэтому, когда вижу что-то хорошее, у меня душа радуется. Вот, например, через двор проезжает мусороуборочная машина нашего, белорусского, производства. И я горжусь тем, что она наша. Когда вижу чистоту на улицах, цветы, даже самые немудреные, – меня это радует. Мне есть с чем сравнивать, если вы понимаете, о чем я. У меня подруга, россиянка, после университета работала в Латвии и 13 лет назад приехала в Минск. Я тоже считаю, что она минчанка. Как же иначе, она моя соседка, подружка, я ее минчанкой считаю, кем же еще! |
Катерина Вержбалович
живет в Минске 21 год
– В Минске жили мои бабушка с дедушкой по отцовской линии и прадедушка с прабабушкой по материнской. Может быть, есть и более глубокие корни, с ходу не вспомнить. Я живу в Минске последний 21 год, мои родители минчане, и родилась я не здесь только потому, что мой отец военный и служил на Дальнем Востоке. Я считаю себя минчанкой хотя бы потому, что живу в Минске всю свою сознательную жизнь и очень его люблю. На мой взгляд, минчанин – это, скорее, состояние души и отношение к городу, чем время, прожитое здесь. Минск может стать родным для человека, который приехал сюда впервые, и если такой человек решит остаться, он станет минчанином весьма быстро. Коренные – это те, чьи родственники поколении эдак в третьем живут в Минске. Относительно «понаехавших»: мне кажется, что это касается людей, у которых «иммунная несовместимость» с городом – они могут постоянно жить в Минске, но не любить его, не получать удовольствия от темпа жизни здесь, от того, как жизнь проходит в столице. Это проявляется как в разговорах, когда о какой-то отличительной черте Минска отзываются плохо, так и в поведении, когда люди игнорируют элементарные нормы вежливости и приличия, считая, что раз город не родной, то можно вести себя как хочется. В целом же я не ощущаю проблемы приезжих, Минск и минчане весьма толерантны к людям, которые по тем или иным причинам приехали сюда работать, учиться и жить. |
Александр Нупрейчик
живет в Минске 11 лет
– Я «понаехавший» из деревни. В 2002 поступил в БГУ и переехал в общежитие, потом 6 лет прожил на съемных квартирах, а недавно появилась возможность жить на квартире у родственников. Мне кажется, «понаехавшие» от минчан отличаются мерой ответственности, целеустремленностью. Очень, знаете ли, дисциплинирует необходимость постоянно платить за жилье большие деньги. Не можешь себе позволить валять дурака, ничего не делать и питаться мамиными супами. Я очень не люблю споры по поводу «коренных» и «понаехавших». Все они скатываются в злобу, бессилие и к аргументам «потому что». Я люблю этот город и знаю его гораздо лучше, чем «горожане спальных районов». Большая часть моих «понаехавших» друзей и товарищей – люди образованные, умные и начитанные. Талантливые и неординарные, выросшие в своих малых городах и деревнях и не поленившиеся изменить свою жизнь, переехать, обосноваться и выживать в столице. Почему они хуже, чем пацаны с Чижовки и Серебрянки? Или тихие алкоголики «хрущевских» кварталов? А... Потому что... |
Дзяніс Лісейчыкаў
намеснік дырэктара Нацыянальнага гістарычнага архіва Беларусі
– Трэба разумець, што сёння структура насельніцтва ў Мінску зусім не такая, якая была раней, у ХХ стагоддзі. Падчас войн і рэвалюцый шмат чаго змянілася. Калі гаварыць пра XIX стагоддзе, якое было больш-менш спакойнае, то трэба сказаць, што ў Мінску жыло каля 60% яўрэяў. Плюс досыць вялікая татарская абшчына. Іх нашчадкаў, безумоўна, можна залічыць у карэнныя мінчане. Серабранка, Кунцаўшчына, Пятроўшчына – гэта былі вёскі, якія пазней уваходзілі ў склад горада, таму іх жыхары – не карэнныя мінчане. У дарэвалюцыйныя часы ў Мінску было дакладна вызначанае мяшчанскае саслоўе. Мешчанін – гэта быў асабіста вольны чалавек, які быў прыпісаны да пэўнага мяшчанскага таварыства і плаціў там падаткі. Ён мог пэўны час праводзіць у іншых гарадах, па гандлёвых справах, напрыклад, але лічыўся ўсё роўна мінскім мешчанінам. Гэтая катэгорыя была замацавана юрыдычна з таго моманту, як Мінск атрымаў Магдэбургскае права. І я лічу, што нашчадкі гэтых мяшчан маюць права лічыцца карэннымі мінчанамі. А калі чалавек проста ў савецкі час прыехаў сюды паводле размеркавання, то можна лічыць яго мінчанінам, але не карэнным, не тым, хто прарос тут каранямі. Ёсць друкаванае выданне “Весь Минск, или Спутник по городу Минску”, гэтая кніга выйшла ў 1911 годзе і ў ёй распісаныя прозвішчы ўсіх домаўладальнікаў Мінска, па ёй можна праверыць, ці жылі вашыя продкі ў Мінску ў тыя часы. | ||
Фото: CityDog.by, из личных архивов героев, borodatos.com.