Кратко пересказываем лекцию критика и искусствоведа, объяснившего, как судить о произведении современного художника без слов «нравится/не нравится».
– Что такое ценность произведения искусства? В чем она заключается, как ее измерить? Пытаться ответить на этот вопрос – то же, что давать характеристику хорошему общению. Эта грубая метафора кое-что нам объясняет: искусство ведь тоже коммуникация. Как и на выставке картин, в разговоре между людьми важно многое: от открытости до компетентности собеседников. Причем разные люди в разных ситуациях демонстрируют либо скрывают свои достоинства. Из такого сравнения становится ясно, что нет и не может быть одного универсального качества, которое описывает ценность произведения искусства. Тем не менее существуют критерии, которые помогают обосновать качество в искусстве. И вот некоторые из них.
АВТОНОМИЯ
Произведение можно понять, только зная реализуемые в нем принципы, то есть его внутреннюю систему. Критерии ценности встроены в произведение, и для каждой работы они свои собственные. Ясно, что те свойства, которые мы ценим в живописи экспрессионистов, совершенно отсутствуют в работах минималистов (хотя Джозеф Альберс и Марк Ротко жили в одной и той же стране примерно в одно и то же время). Таким образом, мы находим первый критерий – автономию, ответ на вопрос, насколько произведение создавалось в соответствии с внутренней необходимостью.
ПРАВДИВОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ
Если эта автономия нарушается и произведение создается не «изнутри», то его художественный смысл искажается. Получается искусство, которое старается быть похожим на то, каким должно быть современное искусство. Так появляется второй, смежный критерий – правдивость и достоверность того, что делает художник, – в первую очередь для него самого. Есть ситуации, когда в этой достоверности нельзя усомниться, – она подтверждается биографией художника или тем риском, на который он идет: вспомните Ван Гога или Петра Павленского, прибивающего мошонку к брусчатке Красной площади.
НАСТОЙЧИВОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Качество можно распознать только в ряду работ: в сравнении с другими сопоставимыми объектами, которые принадлежат одной линии развития. Античную скульптуру стоит сравнивать только с античной скульптурой, но не с ready-made Марселя Дюшана. Как, к примеру, можно оценить вот такую работу, пока мы ничего о ней не знаем? Найти или создать тот ряд, в котором стоит это произведение. Имея перед глазами работы Дитера Рота, которые были созданы до и после этого объекта, – или принимая во внимание работы, созданные в других медиа в другую эпоху.
СВЯЗЬ С ТЕКУЩИМ МОМЕНТОМ
Соизмеримость с текущим – это, в том числе, и социально ориентированное искусство. Но кроме такой буквальной, прямой трактовки соизмеримость с настоящим может возникать на уровне артикуляции: в случае живописи такая связь любопытнее и сложнее.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ЗАКЛЮЧЕНЫ В САМИХ МЕДИА
Свет, цвет и так далее – это ценности, заранее ожидаемые в живописи (ведь само средство располагает к чему-то). Мы знаем, что масло может быть текучим, прозрачным и так далее – и испытываем удовлетворение, когда видим его потенциал реализованным.
В этой работе американского художника и скульптора-абстракциониста Сая Твомбли воплощено несколько критериев: автономия, достоверность и последовательность.
Мы перечислили некоторые критерии, которые помогают обосновать качество в искусстве, – но, как это ни грустно, решающую роль играет власть. Существуют люди – кураторы и коллекционеры, – которые имеют власть называть одно хорошим, а другое плохим. Остальной массе ничего не остается, кроме как следовать за их оценками. Но власть – штука очень опасная: как долго надо находиться в профессии, чтобы иметь право решать? Ведь слишком много профессионализма тоже может помешать рассмотреть хорошее искусство, сделать слепым по отношению ко всему новому и несформулированному.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: baumanrarebooks.com, art-veranda.ru, cytwombly.info, saatchigallery.com.