Всего неделю назад в самом центре города – на улице Ленина, 16 – открылось новое «Зерно». Это уже третья по счету кофейня известной минской сети. Мы встретились с ее владелицей Анной Громовой, чтобы поговорить. Нет, не про кофе, а про интерьер заведения, ведь он – одна из главных фишек этого места.
Вообще в помещении, где находится «Зерно», в свое время размещалась кофейня магазина «Провиантъ» (теперь он находится за стеной). Сейчас же новое заведение существует самостоятельно, а о прошлом напоминает только общий вход.
Анна признается, что давно мечтала именно о таком интерьере для нового места – где история гармонично вписана в современность (или наоборот). Неожиданно для нее же самой так и получилось: в процессе работы над проектом команда отыскала ту самую историю, которую уже давно скрывал евроремонт.
– Конечно, мы не планировали именно такой интерьер, но я о нем мечтала: год или полтора назад начала собирать идеи. Например, вдохновилась одной из кофеен в Сеуле, в дизайне которой сочетаются полуразрушенные стены и современная, совершенно чистая рабочая зона. И я не ожидала, что это помещение воплотит в жизнь мои мечты.
«Это была часть гастронома с обычным евроремонтом»
– Почему решили не повторять интерьер двух других ваших кофеен?
– Первые две наши кофейни мы делали просто на энтузиазме, как умели, как могли. Несмотря на то, что тот дизайн очень простой, скажем так, я бы хотела его таким и сохранить. Люди взрослеют, уезжают в другие страны – а потом возвращаются в нашу кофейню и понимают, что ничего не изменилось, что сервис остался на том же уровне, а кофе стал еще вкуснее.
Но новую кофейню Анна представляла уже совсем другой: с новой машиной, с брю-баром – команда «прилично прокачалась в обжарке кофе», и теперь хотелось заваривать его в воронке, как это делается в Японии, на отдельной стойке. Но на прежних площадях все эти идеи невозможно было реализовать – там для этого просто не хватило бы места.
– Когда нам предложили это помещение, мы с дизайнерами долго не знали, что с ним делать, ведь это была просто часть гастронома с обычным евроремонтом. Но потихонечку так сложилось (даже сама не понимаю, как), что мы получили разрешение на разделение пространства: согласовать этот момент было довольно сложно.
– Кто разрабатывал дизайн интерьера? Или в этот раз тоже решили делать все своими силами?
– Когда я уже поняла, что у нас будет отдельное помещение, пригласила ребят из Studio11. Даже не думала, что команда согласится поработать с таким маленьким объектом, ведь обычно они ведут крупные проекты.
Но они не только согласились, но и полностью курировали стройку – без них я бы этого не сделала. Несмотря на то что ремонт кажется простым, он все равно потребовал много внимания к мелочам.
«Сердце кровью обливается, когда думаю о том, что эту красоту проштробили ради подвесного потолка»
В процессе ремонта мы не знали, что будем делать через неделю, – решения принимались спонтанно. Например, пол здесь изначально был покрыт очень толстым слоем краски, клея, а сверху еще и лежал линолеум. Мы чистили его и очень надеялись, что под всеми слоями будет кусочек истории, который мы бы могли оставить открытым. И нам повезло: советские плиты оказались целыми, и мы решили оставить их в таком виде.
То же самое со стенами: когда мы избавились от евроремонта, зашли дизайнеры Studio11, посмотрели на всю эту разруху – в воздухе летает пыль, везде валяется гипсокартон – и сказали: «Идеально, так все и оставляем». Дальше мы стали думать, как это обыграть так, чтобы все выглядело гармонично.
И дизайнеры решили, что сочетание такой истории с пошарпанностями и идеально чистых поверхностей и мебели – хороший вариант: мы сидим за красивыми современными столиками, но где-то над нами подсвечен старый потолок с остатками росписи. У меня сердце кровью обливается, когда я думаю о том, что эту красоту проштробили ради подвесного потолка из гипсокартона: металлический каркас просто был врезан в лепнину.
Мы же решили вообще ничего не делать с потолком – только отмыли его от копоти, стены тоже не трогали: все отметки, которые на них есть, были здесь и раньше. Эти поверхности пропитаны специальным составом, лаком, чтобы не собиралась пыль, не образовывалась плесень. Все рабочие зоны сделаны из качественных материалов, все они чистые, так что у нас не было проблем согласовать такой интерьер с какими-либо инстанциями.
Естественно, если бы это было новое помещение, ничего бы не получилось: да, можно специально состарить стены, чтобы получить интерьер в стиле лофт, но это ведь уже совсем не то. Так хотелось показать частичку истории, то, как это было раньше и что с этим сделали. Уже за неделю работы вижу заинтересованность посетителей: они рассматривают стены, потолок, им очень любопытно.
– Много ли времени ушло на ремонт?
– В среднем у нас ушло на все основные работы 3-4 месяца. Но работа с документацией, получение нового техпаспорта заняло больше времени и началось еще в мае. Вообще, по прогнозам, нам должны были отказать в строительстве перегородок, ссылаясь на то, что это историко-культурная ценность. Но неожиданно все удалось согласовать.
На самом деле работа над интерьером еще продолжается, здесь многого не хватает. А в будущем мы планируем увеличить количество посадочных мест: у нас со временем появится большой стол, маленькие столики на подоконнике – к лету здесь будет уже немного другая обстановка. Также появится островок с дополнительным оборудованием между стойкой и рабочей поверхностью.
«Здесь еще нет вывески, а люди все равно нас находят»
– А планируется ли официальное открытие «Зерна»? Или оно уже было?
– Нет, я решила этого не делать. Так получилось, что в прошлый понедельник мы запустили кофемашину, хотели попробовать поварить – и открыли кофейню в тестовом режиме на несколько часов. Поскольку у нас даже не было готово меню, ту неделю здесь варили только кофе: не было ни чая, ни авторских напитков.
Мы даже не думали, что это будет настолько востребовано: здесь еще нет вывески, а люди все равно нас находят.
– Не было страшно открываться в такое сложное время?
– Было очень страшно – и страшно до сих пор. Но, наверное, это стало таким средством нашей борьбы с негативом. Все делалось на интуиции, потому что логически было бы проще отказаться от всего, использовать вложенные деньги как-то иначе. Но очень хотелось сделать что-то хорошее для города.
Открытие новой кофейни – это не про то, что я решила делать сеть, это такой естественный шаг в эволюцию нашей компании. Это место – про людей, которые над ним работали: начиная с арендодателя и Studio11 и заканчивая прорабом, который придумал, как отгородить нас от гастронома, – это он вдохновил меня на такой смелый шаг.
– Буквально в нескольких метрах от вас еще одна кофейня. Не пугала конкуренция при открытии?
– Нет, конкуренция не пугала. Я сама работаю в этой сфере уже 10 лет, очень много путешествую по странам, где развита культура specialty coffee, и я вижу, как рядом отлично могут существовать булочные с кофейными автоматами и кофейни. Это все-таки разные вещи, и мне кажется, что здесь нет конкуренции. Пройдет еще время, и мы поймем, что это заведения с разной концепцией. Наша история завязана на классном кофе – и идти к нам стоит именно за ним.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by.