В очередной подборке рубрики «Куда поехать в Беларуси» вместе с путешественником Василием отправляемся к ветряной мельнице, на еврейское кладбище и по трем заброшкам.
Местечко Ленин с одним из древнейших еврейских кладбищ Беларуси
– Первое упоминание о местечке относится к 1568 году, когда король Сигизмунд Август подарил его Юрию Олельковичу. Веком позднее земли стали принадлежать Радзивиллам, а в начале 19-го века Ленин перешел Витгенштейнам. Собственно, при последних и начали появляться уникальные надгробия – мацевы.
Мацевы – важная часть национальной еврейской культуры, которая сформировалась в начале 17-го века. Как правило, это плоская плита, оформленная в виде портала, который символизировал врата в Райский сад. Так как изображение захороненного было под запретом, на мацевах использовались разные символы:
- благословляющие руки – принадлежность к первосвященникам;
- светильник – женское благочестие;
- корона – высокое предназначение человека на Земле.
Мацевы сделаны особой техникой тиснения дубовой древесины. Сегодня этих строений осталось не более 30 экземпляров: большинство из них уже просто составлены под деревянным навесом на самом кладбище, чтобы меньше подвергались разложению под открытым небом.
Только навес дырявый – это раз. Почему их не забрали до сих пор ни в один музей – это два. Состояние большинства уже далеко не «удовлетворительное», сколько им осталось?
Не знаю, насколько верным будет забрать надгробия с кладбища – как с религиозной, так и с нравственной точки зрения, – но, если они просто сгниют, это будет огромная потеря для еврейского культурного наследия Беларуси.
Кстати, об их уникальности: если верить историкам, подобные надгробия кроме Ленина сохранились лишь в одном месте – городе Унеча Брянской области.
Как добраться: местечко Ленин, Житковичский район, Гомельская область.
Единственная сохранившаяся в Беларуси ветряная мельница голландского типа
– Николин остров – место для Светлогорского района популярное: именно здесь уже более 10 лет проходит большинство свадебных фотосессий. Однако люди со всей страны едут сюда не просто отдохнуть, но и полюбоваться на ветряк. В него можно зайти и забраться на самый верх, осмотрев не только мельницу изнутри со всеми ее механизмами, но и весь агроусадебный комплекс с высоты 20 метров.
Сама мельница, если верить историкам, была возведена в 1883 году в Речице. Спустя 41 год, в 1924-м, молодой крестьянин Савелий Фоменок купил ее и перевез на хутор в двух километрах от деревни Ляды (почти за 90 км от Речицы), где жила его семья.
Савелий отлично знал свое дело и работу на мельнице выполнял в основном самостоятельно, но успех и счастье длились недолго. В 1927-м мельника раскулачили и отправили в Соловецкие лагеря, жена с детьми тоже были репрессированы и сосланы в Сибирь.
В 1934-м семья вернулась из ссылки, а через год – и сам Савелий. Вот только возвращаться было почти некуда: мельницу, жилой дом и все хозяйственные постройки забрал местный колхоз. Возможно, семья смогла бы начать новую жизнь, но в 1937 году Савелия снова арестовали – и в этот раз вернуться ему было не суждено: в 1938 году мельник был расстрелян в спецпоселении ГУЛАГа.
В том же году местные колхозники перевезли мельницу с хутора на окраину деревни Ляды. А уже в 1941-м могла бы и закончиться история ветряка: во время боевых действий Второй мировой половина деревни сгорела, но мельница уцелела.
Война прошла, мельница исправно выполняла свои функции, но стала ветшать, поэтому было принято решение ее подлатать. После никудышного ремонта былая мощь ветряка была утеряна: его перевели на электрическую тягу, и вплоть до 1999-го он справлялся со своей задачей. Но со временем существенная часть всех деревянных элементов обветшала или сгнила.
Так мельница в лучшем случае стала бы дровами, если бы не Владимир Быховцев, непосредственный владелец хутора. Он случайно наткнулся на никому уже не нужный ветряк в начале нулевых и сразу решил, что перевезет его на Николин остров и восстановит. Идея была рисковая, многие из окружения предпринимателя отговаривали его от этого.
Но Владимиру упорства не занимать: шаг за шагом по архивным документам, фотографиям и образцам, перевезенным из деревни Ляды, мельница была восстановлена и заново собрана. Множество элементов изготавливались заново из того же материала, что и оригиналы, но в целом она выглядит так же, как и 128 лет назад.
Сложно даже представить, сколько моральных сил, нервов и средств было затрачено хозяином хутора, чтобы сегодня мы могли любоваться единственной сохранившейся в своем роде ветряной мельницей в Беларуси голландского типа.
Как добраться: поселок Мольча, Светлогорский район, Гомельская область.
Заброшенный шестиглавый храм, аналогов которому в Беларуси нет
– Некогда огромный храм сейчас в буквальном смысле разваливается на глазах. Если вы приедете в деревню Гавриленка и хотя бы полчаса потратите на то, чтобы побродить вокруг святыни, увидите и услышите, как шедевральный представитель деревянного зодчества уходит в бездну небытия.
Церковь была построена в 1863 году на средства местного помещика Тропова (информации о жизни которого не сохранилось, к сожалению) и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1899-м настоятелем тут был Иоанн Матыско, весьма успешно развивавший церковь: прихожан на тот момент было почти 3000 человек. Храм принимал верующих почти 70 лет: большевики его закрыли и сделали тут зернохранилище.
О том, куда подевалась церковная утварь, история умалчивает, а вот иконостас не тронули. В конце 80-х Василий Белоус, священник, узнавший, что такое наследие может сгинуть, приложил все усилия, чтобы его сохранить. По рассказам сведущих, иконостас мог быть уничтожен под весом зерна, которое хранилось в храме, поэтому вышеупомянутый священник добился разрешения его демонтировать и перевезти в Климовичи, где его можно увидеть и сейчас (церковь Святого Михаила Архангела, середина 19-го века).
Как добраться: деревня Гавриленка, Костюковичский район, Могилевская область.
Усадьба «Рудня» – самая загадочная из всех усадеб страны
– Усадьба «Рудня», как она упоминается в некоторых источниках, – самая загадочная из всех усадеб страны. Это огромный дом из красного кирпича, посмотреть который добирается так мало людей и о котором так мало известно.
По факту не сохранилось ни фотографий дома в его лучшие годы, ни внятных документов о владельцах – одни лишь мимолетные упоминания в старых газетах и архивных сводках. Поэтому все приведенные ниже данные – это те крохи, что удалось найти.
Скорее всего, усадебный дом был заложен в конце 19-го века, и не исключено, что строительство было долгим и завершилось в начале 20-го века. Среди владельцев местными жителями упоминался некий пан Бычок, но оказалось, что речь шла о Василии Бочкове – статском советнике и владельце деревни Речки. ⠀
Последнее упоминание о нем относится к 1915 году, а дальше – тишина, что и неудивительно: через два года началась национализация. Как Советы распорядились усадебным домом в последующие годы – загадка. Но старожилы говорят, что после войны из особняка сделали винный завод. Сколько он функционировал? Никто не знает. Деревню ликвидировали в 1992-м; не исключено, что и завод вместе с ней.
Да вот только бытует мнение, что усадьбу-завод не просто забросили, а попытались максимально разобрать, потому что такие разрушения за такой короткий срок природа бы не осилила. Скорее всего, крышу, лестницы и перекрытия демонтировали. На материалы? Чтобы не лазали? Просто так? Сегодня никто уже не скажет.
Кстати, уровень радиации в Первомайском колеблется от 15 до 40 кюри на километр квадратный. Это не критично много, но и немало, поэтому подолгу задерживаться здесь, а уж тем более забирать с собой «трофеи» не советую.
Как добраться: поселок Первомайский, Ветковский район, Гомельская область.
30-метровый Свято-Троицкий храм в византийско-русском стиле
– Еще один невероятной красоты кирпичный исполин, оказавшийся в зоне отчуждения после катастрофы 1986 года. Будьте осторожны: радиоактивный фон в Самотевичах завышен минимум раз в 15. Долго там задерживаться точно не стоит.
Когда церковь Святой Троицы вырастает из-за поворота, ее размеры поражают. Но осознание истинного масштаба храма приходит только по мере приближения к нему. Высота его – 30 метров (для сравнения, это высота типичной девятиэтажки). Таких размеров православный храм в византийско-русском стиле – уникальное явление для Беларуси.
Впервые храм был закрыт в 30-е годы и отдан под зернохранилище. Во время оккупации немцы с легкой руки разрешили открыть храм и проводить богослужения, мотивируя тем, что «не убивать пришли, а освободить от большевиков». В послевоенные годы из храма сделали большой холодильник, в котором хранились туши забитого скота местного колхоза. А вот за то, что храм выстоял до наших дней, мы должны благодарить одного из наших небезызвестных земляков...
В Самотевичах родился поэт Аркадий Кулешов. Несмотря на то что деревню после трагедии на ЧАЭС сровняли с землей, здесь можно найти заросший мемориальный камень, на месте которого когда-то стоял дом писателя. Ну так вот: в конце 1950-х – начале 1960-х, во времена хрущевских гонений, храмы уничтожались один за другим по негласному приказу. В Костюковичском районе уже на тот момент было разрушено несколько кирпичных церквей.
Мать поэта, узнав, что такая же участь ожидает Свято-Троицкий храм, обратилась к сыну с надеждой, что он сможет что-то решить «наверху», будучи на тот момент уже известным поэтом. Правда или нет, но Кулешов смог добиться отмены приказа, и святыня осталась стоять под предлогом «нехватки складских помещений для колхоза».
Как добраться: деревня Самотевичи, Костюковичский район, Могилевская область.
Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: из архива героя.