CityDog.by узнал, сколько придется выложить за то, чтобы порадовать себя картинами самых дорогих современных белорусских художников.
Галерея «Концепция» (ул. Маркса, 20/9)
– Самые дорогие работы в нашей галерее – в основном Щемелева, – рассказывают сотрудники галереи. – Леонид Дмитриевич входит в десятку лучших художников мира, мы даже хотели галерею назвать его именем, он сам открывал «Концепцию», поэтому его работы занимают большую часть нашей экспозиции. Стоят они в основном от 12 до 16 млн. Из других художников у нас есть Мшар, Костюченок, авторы витебской школы. Но цены на них, конечно, пониже – не больше 20 млн. Вот она: Леонид Щемелев, «Белая сирень», 29 000 000 руб.
В целом, цены у нас невысокие, покупают работы довольно часто. Хотя есть много людей, которые постоянно приходят как в музей, чтобы посмотреть и послушать рассказы об искусстве, обсудить и поделиться впечатлениями. Наша цель – не «непременно продать!», а образовывать людей: рассказать о художниках, манерах письма. В итоге людям интереснее приходить сюда, чем покупать картину себе и наслаждаться искусством в одиночку. Вообще, конечно, нам приходится тяжело. Галерея должна жить на самоокупаемость, а с такими ценами на искусство это почти нереально.
Галерея «Ў» (пр-т Независимости , 37а)
– Мы работаем с современным концептуальным искусством, – признается арт-директор галереи Анна Чистосердова. – Если вы посмотрите торги и галереи по всему миру, то заметите, что оно становится все популярнее. Зачастую это кажется чем-то абсолютно непонятным, нужен определенный уровень саморазвития и самообразования, чтобы понять такое искусство. Белорусский арт-рынок пока проходит стадию вовлечения в мировой контекст, а работы современных белорусских художников выше оцениваются за рубежом. Белорусский же зритель отдает предпочтение традиционному искусству, чему-то привычному, что просто радует глаз. Хотя есть исключение: к нам постоянно приходят пару посетителей, которые собирают свои коллекции работ современных художников. Они понимают, что в перспективе это может принести не только эстетическое удовольствие, но и неплохие деньги. Появляются люди, которые начинают интересоваться белорусским искусством.
Когда покупатель принимает решение, приобретать картину или нет, он крайне редко ориентируется на имя. Первое – визуальный интерес. Цена работы напрямую зависит от участия художника в выставках, от того, насколько активно реализуют картины внутри страны. Естественно, если работы уже продаются несколько месяцев по определенным ценам, то ниже их никто делать не будет. Есть и общепринятая шкала оценки картин молодых художников.
Часто автор неадекватно завышает цены на картины, еще только делая первые шаги в творчестве. Иногда просят 1 000 евро без особых оснований, но мы вместе разбираемся, действительно ли картина столько стоит.
Я не принимаю позицию «художник должен быть бедным». Творчество – это труд, достаточно сложный. И как бы этот банально ни звучало, сами материалы стоят денег. Если говорить о тех художниках, с которыми мы сотрудничаем, только единицы могут жить с продаж своих работ. В большинстве случаев они вынуждены заниматься преподаванием или дизайном. Но это проблема не только Беларуси. Мы часто встречаемся с художниками из других стран и видим, что похожая ситуация не только у нас. Особенно это касается современного искусства. За рубежом намного больше возможностей и дилеров, с которыми художники могут работать. Но многое зависит и от активности самого автора: он должен быть сам себе и менеджером, и пиарщиком, а не просто творить в студии, забыв обо всем.
Это работа Сергея Кирющенко «Фрагмент 6», стоит 133 400 000 руб.
А ниже работа из раннего творчества Кирющенко, ей уже 20 лет, его поздние картины совершенно другие. Стоит 69 986 000 руб.
А это уже Руслан Вашкевич, работа называется «Палутаравухі сляпы», стоит 42 871 000 руб.
Галерея Музея современного изобразительного искусства (пр-т Независимости, 47)
– Первоначально цены на картины формирует сам арт-рынок, – рассказывает директор галереи и художник Василий Ясюк. – Ценители приходят с людьми, которые разбираются в искусстве и по своим критериям оценивают работы. Если художник действительно хороший, то зарабатывать и жить за счет своего искусства он может. Хотя в целом в Беларуси рынок слабый. Есть авторы с именем, даже званием народного художника, но их рыночная цена все равно остается низкой. Несмотря на это, многие из них пытаются завышать стоимость своих работ. В итоге даже на аукционах у нас и за границей, на выставках ни одной из своих картин они не продают даже за тысячу долларов, хотя первоначально претендовали на большее.
Дорогие картины наших авторов часто покупают иностранцы. У нас люди в финансовом плане очень ограничены. И в первую очередь они потратят деньги на себя, потом на жену и на дом, потом на машину, бытовые вещи, но не на искусство. Средняя цена картины по Беларуси – не выше 3 000 долларов. Есть редкие исключения из правил – если, например, художник забрал картину из музея либо она многофигурная, тогда ее первоначальная цена не меньше 100 000 евро. В среднем работы, которые мы предоставляем для выставок, стоят от 5 до 15 тысяч евро.
Несколько наших самых дорогих картин находятся на аукционе. Эту работу после выставки белорусских художников во Вьетнаме отправили в Шанхай. В итоге, можно сказать, на данный момент она самая дорогая: Василий Ясюк «Кармен», 100 000 долларов (ниже скан из буклета, посвященного выставке).
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
Щемелева очень люблю, у самой дома висит его картина. Но фрагмент №6 за 13 000$ - это ненормально
Ван Гог отдал по началу ухо, а потом жизнь искусству. Его техника просто-напросто уникальна.
Что происходит сейчас? Увидев что то наподобие "Фрагмент 6" (выглядит, как графика из Adobe Illustrator), в любом виде современного искусства, хочется в лучшем случае жить в романе Фаулза "Волхв" с его замечательной Грецией, а в худшем- выколоть себе глаза.