Как сделать Минск по-европейски красивым

Как сделать Минск по-европейски красивым
Что нужно сделать с Минском, чтобы он стал более изящным и современным с визуальной точки зрения городом? Не просто критикуем, но находим достойные альтернативы на родных улицах.

Что нужно сделать с Минском, чтобы он стал более изящным и современным с визуальной точки зрения городом? Не просто критикуем, но находим достойные альтернативы на родных улицах.

Гулливерские громадины зданий и шрифтов, «багатае» сияние хромированного металла и пустопорожней рекламы, трэшовые цвета и вырвиглаз-концепции. Минчане кто привык, а кто смирился, что у их города так себе со вкусом и чувством прекрасного. И пространства нашей столицы еще не скоро станут похожи на улицы ярмарочного, но упорядоченного Берлина, изящного, но не вычурного Парижа. Не говоря уже про стародавний, но в меру модный Копенгаген.

Тем не менее в пику дерьмодизайну мы собрали хоть и единичные, но яркие образцы хорошего вкуса на улицах родного города. Которые стоило бы уже внедрять массово.

 

Подземные переходы

Тротуары обновляемых и новых районов Минска буквально взорваны павильонами подземных переходов. Неуклюжие и чужеродные металлоконструкции угрюмо держат толсторезное стекло, уродуя ландшафт улицы, заслоняя кволые деревца и первые три этажа зданий от всех и вся. И конца-края этим монстрам не видать.

Четыре подземных перехода, которые появились возле ГУМа, скорее украсили ампирный центр Минска. О них, воздушных и прозрачных, рука не поднимается писать что-то нехорошее. Да, мы в курсе бюджета сих строений; и на голову нам тоже капало, когда спускались от «Макдона» к ГУМу. Но согласитесь: заходить в эти стекляшки почему-то не стыдно, а смотреть приятно.

Остановочные пункты

Одна наша берлинская знакомая, несколько лет не бывавшая в Минске, сделала интересное признание. Нашему городу дико не хватает изящества и умеренности. «Например, металлические палки, на которых стоит конструкция этой остановки, чего стоят! – говорила она, стоя в павильоне остановочного пункта белорусской столицы. – Ну, зачем их делать такими толстыми, грубыми и нязграбнымі? Это же ужас дизайнера, а не перевалочный пункт путника!»

Нам не понять вкусовые пристрастия разработчиков этих дизайн-шедевров. Поэтому остается тихонько, чтобы не спугнуть, радоваться инициативе мэрии, которая уже второй год потихоньку-понемногу ставит новые остановочные пункты. Правда, пока по центральным улицам города. Но ведь скоро дело дойдет и до спальных – т. е. наших с вами – районов!

 

Цвета домов

Очевидно, минским домам, произрастающим из вечно обделенной солнцем земельки белорусской, не хватает яркости. Новостройки вроде бы пытаются красить во что-то «веселенькое», но от этого «чего-то» депрессия берет пуще прежнего. Местные дизайнеры тяжело вздыхают и беспомощно разводят руками, а обыватели обреченно ориентируют своих гостей: «Я живу в серо-буро-малиновой 12-этажке». Серость как норма жизни.

Дома на фото ниже стоят в километре от МКАДа, возле Сеницы. «Зеленые горки» – проект создателей «Зеленого бора», которые остались недовольны цветовой гаммой своего боровлянского детища. И поэтому решили пригласить литовцев, которые сделали из заштатных многоэтажек что-то необычное. Плюйтесь ядом сколько угодно, но для минского микрорайона это явно неординарный шаг.

 

ЖЭСовский фупрематизм

Закончится ли война народная минских ЖЭСов с тегами и иными надписями на стенах домов? Замазывая, а на самом деле рисуя поверх прямоугольники и квадраты, они лишь спровоцировали белорусских искусствоведов на новый термин: фупрематизм. Надписи продолжают появляться, а заботливая рука дворничихи привычно выводит ядовито-серую геометрию.

Стоит ли прохудившейся минской казне тратить деньги на каждодневный убогий постмодернизм, если можно пригласить профессиональных граффитистов, молодых художников и рекламщиков, которые бесплатно придумают и нарисуют красивые и веселые картинки для минских домов? Благо не только в Гомеле, но и в Минске стали появляться примеры так называемого санкционированного уличного искусства, сделанного по заказу местных властей.

 

Скульптуры и памятники

С интересными архитектурными формами в Минске распрощались давным-давно. Максимум, на что хватает смелости заказчиков (они же безусловные «ценители прекрасного»), – перепеть Жбанова (автор скульптур в Михайловском сквере). Малые скульптурные формы плодятся в Минске как кролики, выстраиваясь в нестройные чугунные ряды бабок с семечками, дядек с гусями, сантехников и пр. Рыночный соцреализм во всей красе! И ни одного небанального памятника или просто скульптуры.

Хотя со словом «небанальный» в Минске нужно быть аккуратней. «Мемориальный знак» во дворе «дома Чижа» прошлой осенью поставили вместо того, чтобы восстановить дом, где родился Максим Богданович. Как и обещали первоначально. Здоровенное нечто, символизирующее что-то, прикрепили... ко входу на парковку дома! (Чижа, естественного, а не Богдановича.) Поэт-то народный? Вот и сделали все по-простому, по-народному: извечный гранит, образ хаты, ошибки в тексте. Впечатлительные коллеги уже назвали знак собачьей будкой. Но кому сейчас что докажешь…

Сглатывая очередное «не подавитесь!», вспомним зеркальную инсталляцию Алеся Кудряшова «Коридор вечности», за которую приличным минчанам было стыдно только один раз – когда проект скоропостижно демонтировали. Нужны ли Минску какие-то муниципальные программы, направленные на развитие городской скульптуры?

Перед открытием «Коридора» сквер Боливара приводили в порядок работники «Минскзеленстроя». Проходящая мимо женщина поинтересовалась: «Тут же скульптуру должны открывать, и где она?» Ей показали на стоящую рядом конструкцию. «Какая же это скульптура? А памятник где? Конь какой-нибудь?» Как говаривал классик: «Вось табе і маеш!..»

 

Новые здания в старом городе

К сожалению, Минску не избежать новых зданий в старом городе. Другое дело, как и где их строят. Про адское шапито возле цирка писали все, а на повестку дня тем временем выходят два новых здания в историческом центре. В квартале улиц Энгельса – Интернациональной – Музыкального переулка строят очередную бизнес-центр-гостиницу, которая уже выше исторической застройки. За кинотеатром «Победа» тоже начались телодвижения – строят приблизительно то же и говорят приблизительно: «Будет 6-7-этажное здание».

И вопрос уже не только в этажах: как архитектура этих зданий впишется в ансамбль старого города? Т. е. будет это откровенно борзый вырвиглаз из шлакобетона «под старину и чутка выше» или что-то действительно гармоничное и не уродующее старую застройку многострадального Минска? Как, например, здание нового офиса velcom на Октябрьской площади, которое проектировали не по принципу «многа дзенех – многа сцекла», а исходя из того, как оно впишется в проблемный район «саркофаг» – Верхний город – музей ВОВ. Удивительно, но ведь вписалось.

 

Социальная реклама

В среде минских рекламистов считается плохим тоном шутить по поводу социальной рекламы, висящей на билбордах столичных улиц. Ну, раз поржали над «Наркомания – тоже забота церкви». Ну, съязвили над бордом «Я малина Беларусь». Но ведь поводов для смеха так много, что хочется все это обнять и плакать. Поучения, назидания, устрашения, заумствования. Зачем портить вкус и уничижать здравый смысл горожан? Разве ЭТО может изменить поведение людей? И зачем так поступать с внешним обликом города?

Есть подозрение, что кампания «Смак беларускай мовы» – скорее случайность, чем продуманная стратегия. Но тем лучше получилось: плакаты, которые не агитируют, а доступно учат роднай мове, – яркий и достойный перенимания пример того, какой может быть соцреклама. Даже не так: какой должна быть социальная реклама в нашем городе.

 

Вывески

Если верить книге Томаса Бона «Минский феномен», с рекламой и вывесками в частности в Минске после войны всегда были проблемы. Сюда приглашали «столичных» (Москва, Ленинград) специалистов, которые пытались привести написание, шрифты и знаки вывесок в соответствие со стилистикой новых зданий. Но что интересно: в те времена от белорусского языка в вывесках не то что не шугались – практически везде ставили. Хотя бы для того, чтобы живущие в столице Советской Беларуси люди не чувствовали себя то ли в Рязани, то ли в Смоленске.

Сейчас с дизайном вывесок в Минске стало явно лучше. Но услышать бред типа «вывеску по-белорусски люди не поймут», «собственники не поддержат», «мова не вписывается в концепцию заведения», «дорого поменять “Щ” на “Ў”» – только спроси. Не будем распыляться про национальную гордость (сами не без греха). Просто лишний раз поддержим рублем тех, кто в своем бизнесе не чурается белмовы. У таких, уверены, и кофе вкусней, и худи модней.

Фото Виктор Металлург.

Еще по этой теме:
Новые навесы возле ГУМа: теперь в список ЮНЕСКО?
«А памятник где? Конь какой-нибудь?»
На ступеньках перехода рекламируется Нацмузей
поделиться