Мы сходили на съемку к известному минскому дуэту фотографов Жене Канаплеву и Юле Лейдик. Расспросили профессионалов о том, как снимать и сниматься, чтобы получилось красиво.
ПОДСКАЗКИ ФОТОГРАФОВ
– В любой съемке, будь то профессиональная модель или обычный человек, главный вопрос – доверие, – Юля и Женя сразу, опуская технические детали, начинают рассказывать про творческую часть процесса. – Обычно проходит не 5 и не 10 минут, прежде чем человек раскроется и начнет вам доверять. Первые работы с любой съемки – это фотографии в стол. Раньше, когда снимали на пленку, в самом начале фотосессии ее доставали. Сто раз отщелкивали пустым фотоаппаратом – модель об этом не знала и позировала. Просто потому что модели надо выбеситься и расслабиться перед тем, как войти в нужный фотографу образ. Профессиональным моделям, как Тане, которую мы сегодня снимаем, иногда достаточно и 5 минут, но в этих первых кадрах еще важно то, что, пока модель крутится, фотограф замечает, какой свет и какой ракурс ей подойдет, замечает настроение, которое возникает в студии.
Для нас во время съемки очень важна музыка, мы всегда включаем что-то. Даже непонятно, как можно снимать по-другому. Музыка дает человеку возможность расслабиться, отвлечься, поймать настроение. Мы сейчас сдаем свою студию в аренду и поэтому можем наблюдать за работой других фотографов: так вот, многие снимают в тишине – не только без музыки, но и не разговаривая с моделью. Не знаю, что в итоге получается, но, скорее всего, образ на такой фотографии будет, платье будет, a жизни и настроения не будет совсем.
Конечно, любой кадр во время съемки модели в студии, да и просто портрет человека – постановочный, но мастерство в том, чтобы уловить момент между постановкой и расслабленностью, этот момент полувздоха. Чтобы отличить хорошую съемку от плохой,надо очень много смотреть. Когда только начинаешь заниматься фотографией, то лишь интуитивно понимаешь, нравится тебе что-то или нет, а потом со временем можешь уже отличить профессионала от непрофессионала. Но классные фотографии иногда получаются и у совсем юных фотографов – когда есть чувство кадра и чувство момента.
Если съемка коммерческая, то она продумана заранее – согласованы скетчи, бюджеты, команда. То есть в кадре выстраивается буквально то, что прорисовано в плане. А вот творческая съемка – это всегда непредсказуемый процесс, на который влияет буквально все, вплоть до того, в каком настроении в этот день проснулась модель. Самое главное – понять, чем живет человек, немножко разобраться в его внутреннем мире. Полезно узнать, какая ему нравится музыка, с каким героем он себя отождествляет. Например, если приходит женщина и говорит, что очень любит Монику Беллуччи, то ты сразу понимаешь, что надо делать секс и Италию. В любом случае, каждому профессионалу надо быть немного любителем и пробовать, пробовать, бесконечно пробовать.
Еще один важный этап – выбор из сотен кадров «того самого». Иногда фотограф – это не тот, кто нажал на кнопку, а тот, кто увидел среди всего отщелканного классный кадр. Поэтому, даже если вы просто снимаете для себя, очень полезно найти кого-то, кто бы мог посмотреть на все работы и сказать, что вот этот кадр хорош. Только надо найти человека со схожими вкусами, потому что, когда мы показываем работы своим мамам, ответ обычно очень категоричный: «Говно». В общем, родительский худсовет мы бы не прошли.
Сегодня снимаем профессиональную модель, с ней работается очень легко. Даже слишком – уж чересчур во всем красота, хотелось сделать ее более обычной, без прямо журнальных красивостей. Свет сегодня был естественный – из окна, то есть так может каждый. Главное – поставить модель так, чтобы свет равномерно освещал лицо. На наших курсах для фотографов мы часто замечаем, что серьезная проблема в кадре – это руки. Если руки расположены неправильно, то страдает композиция. Поэтому они должны либо закрывать композицию, либо уравновешивать кадр. Иногда, когда людей снимают с руками впереди, композиция ломается. Поэтому, если по замыслу нужно, чтобы руки были выставлены вперед, лучше снимать в профиль.
Ну и кадрирование фотографии – отдельная тема, начинающие фотографы часто неудачно обрезают руки и ноги – с этим надо очень осторожно. И еще помнить, что, чем интимнее фото, тем интимнее должно быть пространство съемки. Тяжело сниматься, когда вокруг люди, которые смотрят на тебя и разговаривают.
ПОДСКАЗКИ ВИЗАЖИСТА
– Макияж зависит от идеи съемки, – комментирует визажист Алена Миневич, – поэтому если это серьезная коммерческая съемка, то надо приглашать профессионала, который подчеркнет индивидуальную красоту модели, а не просто сделает шаблонный макияж. Но даже если вы просто идете фотографироваться с подружкой, сделать самостоятельный макияж надо обязательно – пожалейте подружку, которой это все потом ретушировать.
Самое основное – поработайте с тоном лица, спрячьте консилером синяки под глазами. Обязательно добавьте хайлайтер, чтобы лицо не выглядело плоским на фотографиях. Добавьте румян, тушь и, возможно, даже оттените немного глаза натуральной коричневой тенью. И очень важны брови – они сейчас должны быть широкими, при этом ухоженными и симметричными. Если съемка происходит при естественном освещении, то этого должно быть достаточно, а вот студийный свет ошибок не прощает. Очень важно использовать качественные продукты, потому что на фотографии будет видно, если тональник отдает рыжиной или подобран не в тон кожи. В кадре это будет смотреться гораздо хуже, чем в жизни, и никакой ретушью это уже не исправишь.
ПОДСКАЗКИ ФОТОМОДЕЛИ
– Как и в любом деле, в моей работе главное – развиваться каждый день, – объясняет нам Татьяна Давыденко. – Помимо работы я занимаюсь фитнесом, танцами, хожу на актерские курсы, учу язык, уделяю время ораторскому искусству, занимаюсь живописью, фотографией. Это кажется, что в кадре всего этого не видно, а на самом деле – чем более образован и развит человек, тем проще ему вжиться в предлагаемую роль или изобразить нужную эмоцию. Поэтому очень важно работать над собой. Уверенность в кадре не берется откуда-то извне, она идет изнутри. Вас не спасет ни красивое платье, ни сверхмакияж, ни какое-нибудь другое чудо, если в кадре вы будете с пустыми глазами и вопросительной позицией. Если человек цельный и уверенный в себе, ему всегда найдется чем поделиться в кадре.
Очень важно просматривать материалы с собой – обращайте внимание на удачные позы и ракурсы, подходящие именно вам. Полезно снять и отсмотреть видео со своим участием, потому что там видны вещи, о которых мы даже не подозреваем. Можно использовать зеркало – оно всегда стерпит все ваши тренировки и еще раз поможет взглянуть на себя со стороны. Полезно наблюдать за тем, как работают профессиональные модели. Важно видеть, что делают другие, брать это на заметку, но не повторять и не копировать. Самое некрасивое, на мой взгляд, это когда человек пытается изобразить какую-то позу или эмоцию, потому что именно это на фотографиях выглядит фальшиво. Если человек находится в комфортной позе и с естественным для него выражением лица, пусть он даже не профессиональная модель, – в кадре это всегда выглядит более гармонично, чем когда начинают что-то изображать.
Конечно, перед любой съемкой я стараюсь настроиться. Выспаться и просто быть в хорошем настроении, на одной волне со всей рабочей группой, а особенно с фотографом.
Когда фотографии были готовы, мы попросили Юлю и Женю прокомментировать, почему они выбрали именно эти кадры и что можно взять на заметку начинающим фотографам.
– Часто фотографы, особенно начинающие, выкидывают в Сеть огромное количество фоток с одной съемки. Но это не совсем правильно, важная часть профессионализма заключается в том, чтобы беспощадно отбирать фото и оставить один лучший кадр. Если бы мы должны были выбрать один кадр из всей съемки, то оставили бы вот этот:
Еще очень важно делать дополнительные шоты во время движения модели, потому что момент между двумя позами модели может оказаться очень удачным, как вот здесь:
Со светом надо экспериментировать. Лучше, если свет падает прямо на лицо, а не сбоку. Конечно, можно и сбоку, но это уже сложнее – могут искажаться линии лица: например, одна щека будет выглядеть больше другой. Тогда нужно искать такой поворот, чтобы тени не исказили лицо. Еще источник света всегда должен находиться выше, чем лицо, – тогда получится красивый кадр.
Вот этот портрет хорош своей простотой. Вообще, по опыту мы знаем, что, когда любую фотографию делаешь черно-белой, она сразу становится вкусной и более художественной. Сейчас мы редко используем этот прием, слишком нравится игра цвета и жалко ее убивать, но тут много фотографий, поэтому хотелось немного побаловаться и разбавить серию.
Тут по настроению получилась фотография балерины. Свет дневной, но мы также использовали отражатель, который дал этот эффект свечения.
А здесь просто очень красивые классические живописные цвета. Есть ощущение, что Таня проснулась утром в мастерской у художника. Это как кино, только у нас есть всего один кадр, чтобы рассказать историю. И хороший кадр – это тот, который запоминается, цепляет и вызывает эмоции.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by, Канаплев и Лейдик.