Люди, истории Фотошот
CityDog.io

Что за жесткач?! За эти украшения минских девушек отправляли в тюрьму. Спойлер: нет, украшения не бело-красно-белой расцветки

Что за жесткач?! За эти украшения минских девушек отправляли в тюрьму. Спойлер: нет, украшения не бело-к...
В этом году отмечается 150-летие восстания Кастуся Калиновского, одной из особенностей которого стала большая женская поддержка повстанцев. Она проявлялась не только напрямую, но и через внешний вид. Черная (или траурная) бижутерия стала символом мирного сопротивления.

В этом году отмечается 150-летие восстания Кастуся Калиновского, одной из особенностей которого стала большая женская поддержка повстанцев. Она проявлялась не только напрямую, но и через внешний вид. Черная (или траурная) бижутерия стала символом мирного сопротивления.

Что такое «черная бижутерия» и как она появилась?

Мода на стильные украшения началась стихийно, после разгона демонстрации в Варшаве 27 февраля 1861 года, в результате которой царские войска убили пятерых участников, избили и покалечили многих других. В знак траура и солидарности в разных частях бывшей Речи Посполитой и особенно среди женщин стала распространяться мода на траурные платья и «черную бижутерию». К 1863 году такая форма протеста достигла невиданных масштабов.

Несмотря на то что статистики по женщинам восстания нет, по неполным данным среди приговоренных к ссылке за поддержку восстания каждая десятая была дамой.

Портрет Хенрики Пустовойтовны и украшения, которые она носила.

 
 

Почему именно черная бижутерия? Согласно легенде, все золото и серебро шляхты шли на поддержку повстанцев, на покупку им оружия. Поэтому для изготовления украшений оставались только дешевые материалы: патинированное до черного железо, олово, косы из человеческого или конского волоса, дерево, низкопробное серебро.

Формы бижутерии были разные. В число самых популярных украшений входили браслеты, напоминающие наручники, пряжки в виде двух сплетенных в рукопожатии рук (символ объединения Польши и Литвы), якоря (символ надежды), выгравированные портреты Тадеуша Костюшко, орлы в терновом венце, переплетенные косы, а иногда даже черепа; браслеты в форме сердца и якоря, серьги, колье, кольца, броши, ремни с символикой былой Речи Посполитой, чугунные кресты с разными религиозно-символическими датами.

На бижутерии располагались знаки, символизировавшие верность Речи Посполитой: орел – символ Польши, «Пагоня» – ВКЛ, архангел Михаил – Украина, надпись «Богу и Отечеству». Были и зашифрованные сокращения: например, надпись «R.O.M.O.» — «Разжигай огонь любви к Родине» («Rozniecaj ogień miłości ojczyzny»).

Элементы одежды, украшения и даже мебель могли подчеркнуть патриотическую позицию владельца и выступали как маркер «свой – чужой» на улице, в церкви.

Русским властям все это очень не нравилось. Они стали обыскивать людей, конфисковывать вещи и писать инструкции о ношении одежды

Видеть такую массовую поддержку повстанцев царским властям было невыносимо, тем более что это сильно поднимало моральный дух повстанцев и воочию была видна их массовость.

2 июля 1863 года для подавления восстания было принято дополнение к инструкции о военном положении. На его основании было объявлено, что траур и в целом ношение женщинами черных платьев и революционной символики без доказательств о действительной смерти родных не допускается. Те чиновники, женщины которых публично появлялись в черных платьях и другой траурной одежде, а также носили революционную символику, были отстранены от службы.

Также в постановлении говорилось, что лица женского пола независимо от ранга, статуса и национальности, появившиеся на публике в траурной одежде или с условными революционными признаками туалета, подлежали штрафу (зарплата школьного учителя была 80–90 руб. в год): первый раз – 25 руб., второй раз – 50. За третий раз женщин следовало арестовать и поступить с ними как с пособницами мятежа.

Обыски в домах обывателей стали обычным делом, проверяли буквально всё. А если полицейские не находили ничего подозрительного, то обращали внимание на гардероб и украшения. Если они были черными, бело-черными, фиолетовыми или пепельными, то сразу становились доказательством преступления. Иной полицейский мог придраться к красному цвету, символизировавшему революцию. Нередко во время таких обысков изымались и ценные личные вещи, которые впоследствии предлагалось выкупить.

Несмотря на опасность, люди фотографировались в траурных или традиционно шляхетных нарядах и патриотических украшениях. 12 июля 1863 года был даже издан приказ о проведении ревизии во всех фотоателье на территории нынешних Беларуси и Литвы. И за фото с «запрещенной символикой» следовал арест и фотографа, и тех, кто был на фото.

Ядвига Ясинская, ее муж был сослан на территорию современной Тульской области.

 

Список запрещенных элементов быстро пополнялся: вскоре было запрещено демонстративное ношение женщинами и мужчинами медальонов с гербом Речи Посполитой, портретами Тадеуша Костюшки или Адама Мицкевича в терновом венке.

Под запретом были также медальоны с сломанным крестом – символом гонений на католическую церковь в Российской империи. Когда школьницам запретили носить черное, они начали чернилами рисовать черные «ремешки» на шее и руках, называя это «трауром, который нельзя снять».

Поскольку люди постоянно находили лазейки, царский наместник Федор Берг в 1863 году издал указ, в котором детально разъяснялось, что можно и чего нельзя носить: «Шляпа должна быть цветной, а черная шляпа должна быть украшена цветами или цветными, но ни в коем случае не белыми, лентами».

За такие целенаправленные и жестокие действия по ликвидации протестной атрибутики у женщин сам Муравьев-«вешатель» получил при российском дворе уничижительную славу «борца с женскими брошками».

Как эта опасная бижутерия дожила до наших дней?

Люди на землях нынешней Беларуси, а тогда Северо-Западного края, старались избавляться от таких небезопасных украшений. Бижутерию сжигали, закапывали, прятали в самых неожиданных местах.

Так, в коллекции одного гродненского краеведа долгие годы хранился тройной кулон с изображениями Орла и «Пагоні» и надписью «Боже, храни Польшу», который принес ему ученик. Артефакт был найден в деревне, когда разбирали печь. По семейному преданию, один из предков этой семьи был участником восстания Калиновского и сослан в Сибирь.

Многие повстанцы и сочувствующие им эмигрировали из своих стран. Уже в безопасности они продолжали носить траур и «черную бижутерию», таким образом рассказывая о боли своей земли.

Запонка с гербом восстания, найденная под Кобрином (фото из архива Василия Герасимчика).

Подвеска с текстом «Боже, храни Польшу» (фото из архива Василия Герасимчика).

Траур оказался прекрасным пиар-ходом, благодаря которому о событиях восстания вскоре узнали по всей Европе. Так например, в Испании черные бусины начали называть польскими слезами. Даже дочь Карла Маркса в знак солидарности с женщинами восстания носила темное платье и железный крестик, который ей прислали из Польши.

Дочь Карла Маркса, Дженни Кэролайн Маркс Лонге, в трауре с крестом в знак солидарности с восстанием 1863-1864 гг.

Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Bn.org.pl, Polona.pl, Musei-smerti.ru, History-belarus.com, Nybooks.com.

#Беларусь
поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: editor@citydog.io
Реклама: editor@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter