В галерее Савицкого на площади Свободы работает выставка «Города на грани выживания: японские урбанистические проекты 1960-х гг.». Мы попросили куратора выставки Юлию Ковалеву провести небольшую экскурсию и рассказать о самых интересных проектах.
– На выставке представлены проекты, которые должны были побороть проблему глобализации, роста городов, – начинает экскурсию Юлия. – Для Японии, маленькой островной страны, это сейчас наиболее актуальная проблема. Уже в 60-е годы группа японских архитекторов разработала три проекта, которые, к сожалению, полностью не реализованы до сих пор. Тем не менее идеи, представленные японскими архитекторами, частично нашли свое место в других городах и странах мира.
– Выставка разделена на несколько частей. Первая – историческая. Тут представлены три стенда, которые рассказывают о попытках построить идеальный город еще с древних времен, – говорит Юлия, показывая первый стенд, на котором представлен проект города Даду (современный Пекин).
На стенде расположилась схема, которую нарисовал Марко Поло, и спутниковая карта нынешнего Пекина из космоса.
– Сравнив эти два рисунка, можно увидеть, как современный китайский город перенял устройство Даду, – говорит Юлия.
Дальше передвигаемся к эпохе Возрождения, к стенду Пальманова – итальянской коммуны.
– План, представленный на стенде, нарисовал итальянский архитектор Винченцо Скамоцци. Здесь тоже можно увидеть, что современный город мало чем отличается от схемы архитектора эпохи Возрождения. Кстати, это идеальный город-крепость, – продолжает Юлия.
– Следующий стенд посвящен Парижу, а точнее Парижу Ле Корбюзье, который предложил единообразный, эффективный и рациональный город без центра. Но и этот проект не был реализован, – рассказывает Юлия, а мы смотрим на зарисовки архитектора и спутниковую карту современного Парижа.
– На реализацию этой идеи Ле Корбюзье нужны были деньги. Peugeot и Citroen ему отказали, а компания Voisin согласилась дать денег архитектору, поэтому план назвали в ее честь.
Передвигаемся ко второму разделу выставки – амбициозным урбанистическим проектам Японии. Их здесь тоже три. Юлия начинает с «Плана для Токио – 1960», разработанного Кэндзо Тангэ.
– Именно этот архитектор разрабатывал план восстановления Хиросимы. Еще он работал над восстановлением македонского Скопье и отстраивал нигерийский город Абуджа. Он применял идеи, которые придумал для Токио, в других городах, – рассказывает Юлия и переходит ко второму стенду раздела – «Метаболизм».
– Метаболизм как направление в архитектуре появилось в Японии в середине ХХ века. В его основе лежит идея преобразования, но с опорой на традиции, – рассказывает Юлия. – У нас представлен проект метаболиста Киёнори Кикутакэ – «Город в форме башни». Этот макет был создан на 3D-принтере из светочувствительной полимерной смолы. Причем сделан он был в 2010 году.
Идея проекта «Город в форме башни» заключается в опорном столбе в центре башни, который держит всю конструкцию.
– Так строились японские пагоды, – рассказывает Юлия. – То есть архитектор не отошел от японских традиций и, более того, воплотил в этой идее и вторую японскую традицию – минимализм. В башне жилые комнаты – это капсулы, по размеру равные японской чайной комнате.
Такой проект, кстати, реализован в Токио – он предназначен для офисных работников, которые живут далеко от центра. В башне они могут переночевать.
Дальше Юлия показывает нам проект «Города в воздухе», утверждая, что он «немножко фантастичный».
На выставке показывают фильмы про архитектуру, аниме и просто фотографии японских городов. Тем временем Юлия подводит нас к четырем стендам, на котором показаны проекты Бразилии, Абуджи, Скопье, Чандигарха.
– В каждом городе, где побывала выставка, – а их уже 23, – организаторы вешают карту, на которой каждый желающий может отметить свое любимое место в городе (зеленый цвет), нелюбимое (красный) и место, где он живет (синий).
Судя по карте, минчане не очень любят дом «У Троицкого» и отель в парке Горького:
Выставка «Города на грани выживания: японские урбанистические проекты 1960-х гг.» в галерее Савицкого (пл. Свободы, 15) продлится до 29 марта. Посетить ее можно со среды по воскресенье (понедельник, вторник – выходные) за 30 000 руб. Позже посмотреть на нее смогут жители Гомеля, а потом она отправится в Африку.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.