«Взрослому даешь чистый лист, свободную тему – и он не может справиться». Посмотрите, как минская художница учила рисовать журналистку CityDog.by

«Взрослому даешь чистый лист, свободную тему – и он не может справиться». Посмотрите, как минская художн...
Во вторник утром мы оказались в студии минской художницы Александры Страшко. Планировали поговорить про ее YouTube-канал «Изо на изи», а в итоге нарисовали настоящую картину. Вы тоже так сможете.

Во вторник утром мы оказались в студии минской художницы Александры Страшко. Планировали поговорить про ее YouTube-канал «Изо на изи», а в итоге нарисовали настоящую картину. Вы тоже так сможете.

Эту студию в Уручье 26-летняя Александра открыла примерно пять лет назад. Раньше среди учеников здесь было много абитуриентов, готовящихся к поступлению в вузы и ссузы, а теперь занятия проводят в основном для взрослых, которые давно хотели, но боялись или не могли по разным причинам начать рисовать.

Вот и YouTube-канал «Изо на изи» Александры тоже рассчитан на взрослую аудиторию.

О том, почему YouTube-канал «Изо на изи» делали для взрослых: «Многим кажется, что им уже поздно начинать»

– Я всегда сравниваю обучение рисованию с изучением языка, где самое важное – погрузить человека в среду. Хочешь не хочешь, а все равно заговоришь: да, возможно, не сразу правильно, но так или иначе. По своему опыту я видела, что с детьми такой метод срабатывает легче, поэтому мне нужно было придумать что-то, что раскрепостило бы взрослых.

Конечно, то, о чем я рассказываю в своем блоге, – это не серьезное рисование: вы же не приходите на танцы исключительно с целью выступать в балете. Так и тут: можно сесть, расслабиться, порисовать, но, естественно, профессионалом ты не станешь, ведь тогда вам не обойти академический рисунок, который дается не каждому.

Кстати, недавно меня застали врасплох и заставили задуматься над тем, насколько важен в творчестве талант. И по своим наблюдениям могу сказать, что бОльшую роль здесь играет упорство. Бывает такое, что очень талантливый человек просто не доучивается в Академии, например, а упорный, но с меньшими задатками в итоге становится довольно успешным.

Если возвращаться к каналу, скажу, что важный посыл взрослым людям, который я пытаюсь донести и на канале, и в студии, – не бояться начинать рисовать.

А знаете, почему они боятся? Им страшно выглядеть смешными, страшно, что они что-то сделают неправильно. Но почему бы не покалякать что-то для своего удовольствия? Ведь всегда очень полезно как-то сменить фокус.

Детям это не надо, они и так классно все придумывают. А вот взрослым, мне кажется, важно показать какой-то легкий приемчик. Поэтому я стараюсь давать простые и практичные советы плюс добавляю ненавязчивые факты из теории – это тоже очень важно.

Повторюсь, это как с изучением языка: ты можешь зазубрить правила, но не разговаривать на нем, а можешь начать пробовать говорить, пусть и с ошибками. Но тебя поймут. Изобразительное искусство – это такой же язык. Главное – не бояться и начать, а в процессе будешь просто шлифовать навык.

– Со взрослыми работать легче, чем с детьми?

– В чем-то есть плюсы, и эти плюсы для меня перевешивают. Во-первых, мне интересно поработать с человеком, который раньше никогда не рисовал. Многим кажется, что им уже поздно начинать, но у всех все со временем получается.

Есть еще такая категория взрослых, которые в прошлом мечтали стать художниками, заниматься творчеством, но поступили по каким-то причинам на другие специальности. И такие люди получают дикое удовольствие от рисования. Им это интересно, у них это получается, у них есть вкус – благодаря этому рисунок, живопись, композиция им легко даются.

– Я как раз тот взрослый, который боится начать рисовать. Но по твоим видео я удивилась, насколько это просто. Подумала: так, пойду глиттер куплю, улиточку нарисую...

– Или, например, мыльными пузырями – это же прикольно.

Как журналистку CityDog.by учили рисовать: «Внизу поставишь подпись – и у тебя готовая работа»

– Как ты придумываешь все эти способы рисования?

– Наверное, где-то что-то подсматриваю в Сети: увидела, запомнила, а через какое-то время решила повторить, например.

А вот некоторые идеи приходят неожиданно: сижу, экспериментирую, смешиваю – и получается что-то прикольное. Но есть на канале видео, где я и мой собеседник рисуем вином – и этот способ не зашел, слишком бледный рисунок получается.

А есть другой ролик – про то, как рисовать зубной пастой. Я уже давно от многих слышала про такой способ: часто бывает так, что у студентов в последний день перед сдачей «домашки» по композиции заканчиваются белила, а времени на покупку совсем нет. Что там только не идет в ход – и зубная паста в том числе. Вот я и показала, как можно ее использовать.

А как-то я хотела повторить флюид-арт – модное направление, в котором рисуют жидким акрилом. Даже название в нем очень загадочное: кажется, что это очень сложно.

Посмотрела в интернете, что для этой техники нужно силиконовое масло. Пошла в хозяйственный магазин и стала искать его. Оказалось, что оно есть только в составе смазок для дверей, а на них всех – знак радиации.

Стала думать, чем можно заменить, и вспомнила про глицерин. И это реально сработало. Получаются вот такие модные попсовые картинки.

– А что для этой картины ты еще использовала, кроме глицерина?

– А хочешь мы сейчас вместе сделаем? Время есть.

– Ну давай.

– Берем краситель Sniezka («Снежка») нескольких разных цветов – и смешиваем их в одной емкости. Cлегка размешиваем палочкой – смотри, уже получается красиво. И потом добавляем капельку глицерина. Все, у нас уже все готово – можешь выливать на холст, – уверенно говорит художница.

А вот я не была готова: вдруг вылью – и неправильно? Но делать нечего: беру стакан с краской чуть дрожащей рукой, вдох – и выливаю. Тягучая жидкость красиво ложится на холст, создавая рисунок, похожий то ли на космос, то ли на океан – все зависит от вашего воображения.

– Ого, с первого раза получилось, – пытаюсь шутить я от волнения, ведь для того, чтобы вылить краску, особого мастерства не надо.

– А теперь просто надо дать ей немного стечь вниз. Знаешь, чем такие простые техники хороши? Они, мне кажется, немного развивают фантазию. У взрослых очень много блоков, стереотипов: даешь чистый лист, свободную тему – и человек не может с этим справиться.

Теперь картине надо дать несколько дней, чтобы застыть. Класс!

– Да, очень красиво получилось, такие нереальные цвета. А ее ничем покрывать сверху не надо?

– Можешь, но я не очень люблю, когда работы покрывают лаком. Внизу поставишь подпись – и все, у тебя готовая работа.

О том, как люди находят в рисовании свое призвание: «Ее хобби перевесило – и она поступила на дизайн»

– Ты показываешь людям, с чего можно начать рисовать. А с чего начать погружение в мир искусства?

– Очень многое идет из семьи. Помню, как это было у меня. Мои родители не связаны с искусством, но папа очень любит музыку и интересуется этой темой, а мама очень любознательная: бывает, она знает тех художников, которых я не знаю.

А в колледже искусств имени Ахремчика, в котором я училась, были просто выдающиеся преподаватели – мы находились как раз в той среде, где ты мог что-то узнать и что-то запомнить. Но не потому, что тебя заставили, а потому что тебе интересно.

Нашими преподавателями были художники, которые просто делились своим мастерством. Они приносили нам книги, приглашали на выставки – было искренне интересно. Может быть, благодаря им я осталась в этой теме.

– А «вышку» ты оканчивала?

– Да, я оканчивала БГУ по специальности «дизайн». Там я получила фундаментальные знания, которые использую до сих пор. Среди наших преподавателей – известные архитекторы, искусствоведы и художники.

Александра показывает старые пластинки Аллы Пугачевой, которые иногда играют во время занятий в студии.

– Чем ты занималась до того, как появилась студия?

– Я еще в колледже начала чем-то параллельно заниматься: как сейчас помню, оформляла музыкальные альбомы. Например, для группы Nizkiz.

Когда училась в универе, занималась немного дизайном: визитки, логотипы Но это не мое, я не хочу работать с клиентами – творчества в этом вообще никакого нет.

Конечно, у меня был и опыт продажи своих картин, был и опыт продажи чужих в галерее, где я работала. И это очень интересная тема на самом деле. Я была удивлена, что в Беларуси есть запрос на какие-то определенные сюжеты.

Например, приходили в галерею и спрашивали: «А есть ли у вас работа с пионами – мне нужна в спальню». И потом я с таким запросом сталкивалась еще много раз. Оказалось, что это что-то означает.

А вот картины с изображением воды дома лучше не вешать – «будет денежка утекать». Утки-мандаринки на картинах тоже несут какую-то энергию – только какую, я пока не поняла.

Конечно, серьезные работы у нас тоже продаются, но, например, графику покупают реже. Почему-то обывателю кажется, что если это сделано на бумаге (не важно, что это очень качественная бумага и что у графиков есть сложная технология, как делать офорты и прочее), то любой так может нарисовать. Поэтому только холст, масло, а акрил – уже неинтересно.

Плюс параллельно я участвовала в выставках: сначала республиканских, потом – в «Осеннем салоне». В принципе, я всегда занималась тем, чем и сейчас занимаюсь. Вот и эта студия работает уже очень давно. Сейчас здесь занимаются в основном взрослые, а вот раньше и взрослых, и детей было примерно поровну.

– Почему все-таки ты решила больше работать со взрослыми?

– Как бы там ни было, с детьми нужно быть немного воспитателем – а это не совсем то, чего хотелось бы мне.

За эти пять лет немного изменился и формат преподавания: раньше он был больше развлекательный, мне казалось важным как-то увлечь учеников, удержать внимание. Мне было стремно, что людям станет неинтересно. А сейчас я могу просто сидеть, смотреть, как люди работают, несколько раз подойти к ним – и это нормальная академическая практика.

А это дверца от шкафа, которую Александра сама оформила, когда училась в колледже.

– Есть ли какие-то крутые истории, связанные с твоими учениками?

– Мне очень нравится история про девушку, которая жила в этом доме и ходила к нам в студию ради удовольствия. Она собиралась поступать на биолога, если не ошибаюсь, но ее хобби перевесило – и она в итоге поступила в университет на дизайн.

Еще к нам ходила девушка, которая нарисовала картину и выиграла первое место на каком-то конкурсе. Конечно, я не могу брать это на свой счет, но все равно приятно.

А недавно к нам случайно попал мальчик, мама которого занималась у нас в студии скульптурой. Мы его как-то раз пригласили просто так, тоже попробовать. И ему очень понравилось: он прошел у нас интенсивную подготовку, и как раз на этих днях у него был экзамен – парень решил поступать на скульптора.

Это как раз тот случай, когда сошлись и желание, и талант, и упорство. И даже если он не поступит сейчас, я знаю, что в любом случае парень будет скульптором. Это очень редкий случай.

 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by

поделиться