Почему европейцы боятся ислама? Почему мы страдаем из-за терактов в Париже, а не в Пакистане? Что думает ислам по поводу других религий? Толерантны ли минчане к мусульманам?
Поговорили с главным муфтием Беларуси Али Вороновичем о том, почему ислам не имеет отношения к терроризму, а мусульмане страдают от сложившейся ситуации даже больше других.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ БОЯТСЯ ИСЛАМА
– В последнее время в глазах обывателей ислам часто выглядит как религия, которая несет определенную опасность. Давайте начнем с официальной позиции духовных лидеров мусульман по поводу ИГИЛ.
– Общая позиция у всех мусульманских ученых одинаковая: ИГИЛ мы осуждаем. Часто ИГИЛ сравнивают со средневековой сектой хариджитов, и их деятельность исламом порицается. При этом ведь такие радикальные идеи – не чисто исламское явление. Во многих религиях в разные времена возникали какие-то группировки, которые совершали теракты и устраивали бунты. С ходу провести аналогии непросто, но, скажем, акты ирландских или баскских террористов часто прикрываются в том числе и религией. Есть примеры индуистского радикализма, когда сжигали мечети и убивали мусульман. То есть важно понимать, что у такого экстремизма корни не исламские, а социальные, психологические и экономические. А вообще ислам – это миролюбивая религия. В мире около полутора миллиарда мусульман, и все это мирные пахари и пекари, которые занимаются своими делами и не лезут в политику. Да, есть группировки, поддерживаемые какими-то идеологами. Только я полагаю, что эти идеологи сами далеко не верующие люди, а скорее делают это все в политических целях.
– Люди, которые за этим стоят, возможно, рассуждают в политических и экономических категориях, но те, кто идет на смерть, размышляют категориями религиозными. Как думаете, почему так получается?
– Смертники и те, кто уезжает простыми бойцами в ИГИЛ, – это фанатики. Как правило, это молодежь, которая легко ведется на пропаганду. У меня есть некоторый опыт общения с людьми из достаточно радикальных группировок – несомненно, более мирных, чем ИГИЛ, но все-таки радикальных, которые отмежевались от традиционного ислама и двигаются в другом направлении. И их всех объединяет нескольких ключевых признаков: ни у кого нет высшего образования, они часто неофиты, у которых нет традиционных представлений из семьи о том, что такое ислам, и они идут за той информацией, которая попалась им первой. Никто из них не служил в армии, зато почти все побывали в местах лишения свободы. Есть и общие психологические черты – скажем, высокомерие и желание как-то возвыситься над другими людьми.
– Но ведь пропаганда что-то им обещает – и ссылается при этом на Коран.
– Полагаю, что просто вырывают фразы из контекста – наверное, обещают рай. Но по всем заповедям ислама убийство детей, женщин и мирных жителей запрещено. Поэтому, если ты взрываешь мирных людей, тебя ждет ад. Конечно, ислам не пацифистская религия. Если на мусульманскую страну или семью нападают, мужчина должен их защищать, но защита должна быть адекватной и касаться только агрессоров. Ехать в Париж и убивать мирных жителей запрещено, а убийство – один из страшнейших грехов. Можно, наверное, вырвать какие-то фразы из контекста и что-то приврать, как это, видимо, и делают в целях пропаганды. Но вольные толкования в исламе тоже осуждаются, потому что нужно брать толкования уважаемых ученых и опираться на них, а ни в коем случае не толковать самостоятельно.
ТОЛЕРАНТНЫ ЛИ МИНЧАНЕ К МУСУЛЬМАНАМ?
– После терактов мусульмане всего мира делали заявления о том, что ни они, ни их религия не имеют никакого отношения к ИГИЛ. Как вам кажется, минские мусульмане ощущают какую-то дискриминацию в связи с терактами?
– В Минске около 10 тысяч мусульман: есть соблюдающие, есть несоблюдающие – очень разные люди. Естественно, среди них я ни разу не встречал никого, кто бы выступал в поддержку ИГИЛ. И в целом мне кажется, что в Минске все очень спокойно: теракты в Европе на жизни минских мусульман особо не отражаются. По крайней мере, я не слышал, чтобы кто-то жаловался, что дискриминации не было, а сейчас появилась. Скажем, устроиться на работу при неславянской внешности всегда было сложнее – эти проблемы как раньше были, так и теперь есть.
– То есть вы хотите сказать, что минчане не такие толерантные, как принято считать?
– Да, существует бытовая ксенофобия. К нам как-то приходил социолог, у которого была диссертация о толерантности белорусов, в частности о толерантности по отношению к мусульманам. Там было серьезное социологическое исследование, которое показало, что на прямые вопросы «толерантны ли вы» и «как вы относитесь к представителям других религий» все отвечают, что они, конечно, толерантны и к другим религиям относятся хорошо.
Но когда доходит очередь до вопросов на так называемую социальную дистанцию, вроде «Хотели бы вы, чтобы ваши соседи были мусульманами?» или «Выдадите ли вы дочь замуж за мусульманина?», то ответы становятся совсем другими. Так что в Минске бытовая дискриминация есть, но мне не кажется, что это случилось в последнее время. Ну вот ехал я с семьей в электричке, и мне там нагрубили – возмущались, мол, понаехали тут. А то, что мои предки живут здесь уже 600 лет – это уже другой вопрос.
ЧТО ДУМАЕТ ИСЛАМ ПО ПОВОДУ ДРУГИХ РЕЛИГИЙ?
– И все-таки, если вернуться к нашему разговору о миролюбивости ислама, скажите, какова официальная позиция по поводу других религий?
– Ислам признает свободу выбора религий и хорошо относится ко всем религиозным направлениям. Когда в первые столетия ислама существовал истинный халифат, то на его территории проживали и иудеи, и христиане – и все имели право исповедовать свою религию. Даже если обратиться к истории: когда евреев стали преследовать в Испании после реконкисты – куда они бежали? В Северную Африку, где были мусульмане. Если бы ислам не занимал такой позиции по отношению к другим религиям, то в Египте не осталось бы коптов, а ведь их там около 15%. В Ливане – половина христиан, в Сирии христиане – тоже значительная часть населения, в Иране сохранилась прослойка зороастрийцев, а в Индии, которая почти тысячу лет была исламской, до сих пор почти все индуисты.
– Но при этом в Саудовской Аравии или Пакистане вроде как есть случаи наказаний за переход в другую религию.
– Здесь надо разделять, где есть преследование других религий, а где преследование перехода мусульман в другие религии. Ни в Пакистане, ни в Саудовской Аравии никогда не преследуются представители других религий. С другой стороны, в мусульманском законодательстве действительно есть наказания за переход из ислама. Но даже по законам шариата вероотступничество, так же как, скажем, прелюбодеяние, карается только на территории конкретного государства. И уж конечно, в Беларуси такие вопросы вообще не актуальны, люди спокойно переходят из ислама в другие религии и точно так же приходят из других религий в ислам.
– То есть для Беларуси все эти вопросы неактуальны?
– Думаю, что в большей степени это актуально для Европы, но вообще страдают чаще всего именно мусульмане. Конечно, события в Париже – это трагедия. Но ведь подавляющее большинство терактов происходит не в Европе, а в Пакистане, Афганистане, Ираке – почти каждый день там взрывы на рынках. Другой момент, что в массовом сознании европейцев эти теракты не так страшны, как те, которые происходят в Европе.
ПОЧЕМУ МЫ СТРАДАЕМ ИЗ-ЗА ТЕРАКТОВ В ПАРИЖЕ, А НЕ В ПАКИСТАНЕ
– Вам не кажется, что это просто вопрос большей идентификации себя с тем, кто ближе? Скажем, теракт, произошедший в Париже, оказывает на нас большее впечатление, чем если бы он произошел в Новой Зеландии?
– Нет, я думаю, что для европейца жизнь европейца дороже, чем человека, погибшего в Африке. Это проблема мировоззрения. Когда в Париже была история с «Шарли», то туда слетелись президенты множества стран, а когда в Пакистане в школе убили 200 детей – никто не прилетел.
– И как вы считаете, почему это происходит?
– Корни всего этого еще в истории. Возьмите любой школьный учебник, и вы увидите, что история там очень европоцентрична. Про историю Франции и Англии – половина учебника, а про Арабский халифат – два часа учебного времени.
– Но разве история, которую преподают в арабских странах, не арабоцентрична? Так же, как и американские учебники американоцентричны.
– Нет, в арабских странах история тоже европоцентрична. Увы, так и есть. Мусульманская цивилизация сыграла очень значимую роль в развитии многих наук: алгебры, физики, астрономии, медицины, химии, но это редко упоминается в школьных учебниках. Все это пошло еще со времен крестовых походов, когда начались попытки христианского мира завоевать часть мира арабского. И тут же началась информационная война, то есть попытки принизить значение исламской цивилизации. Потом был период колонизации, когда тоже многие стремились стереть память о достижениях мусульман.
– То есть вы говорите о том, что культурное противостояние есть?
– Я бы не стал называть это противостоянием, а то вы скажете, что оно оправдывает терроризм. Даже если существует какое-то непонимание, невозможно этим оправдать человеческие жертвы. Я веду к тому, что и европейцы должны понимать, что в мире сложилась несправедливая экономическая система, которая приводит к множеству проблем. Например, если я работаю фермером в Германии, то получу в сто раз больше, чем люди, которые работают фермерами в Афганистане.
– Ну, или в Беларуси.
– Да, или в Беларуси, или в Парагвае. Но ведь мы утверждаем, что деньги – это мера вложенного труда, а получается совсем не так. Такое распределение благ является одной из причин массовой миграции, потому что любой человек стремится жить лучше. И вот люди на резиновых лодках переправляются в Европу, и все эти мигранты, не понимая европейскую культурную среду, совершают преступления и создают проблемы. Но все-таки корнями все это уходит в несправедливую систему распределения экономических благ. Поэтому чем бороться с мигрантами и строить заборы, возможно, стоит подумать о том, как построить более справедливую экономическую систему.
– Есть информация о том, что Кувейт, Саудовская Аравия или Арабские Эмираты вообще не принимают беженцев из Сирии.
– Да, не приняли ни одного. Вообще, легче получить гражданство на Луне, чем в Саудовской Аравии. Но ведь никто и не говорит, что несправедливая система распределения ресурсов касается только Европы. Нет, страны Персидского залива подняли свой уровень жизни за счет нефти. И это тоже общая проблема неравенства. Возможно, европейцы все же чаще задумываются об этом, чем богатые арабские страны.
ПОЧЕМУ ТЕРРОРИСТЫ ПРИКРЫВАЮТСЯ ИСЛАМОМ?
– А как вам кажется, почему политические и экономические интересы террористических организаций на данном этапе истории прикрываются именно исламом?
– Я думаю, что кто-то разложил карты и ислам оказался удобнее всего. Дело и в территории, и в бедности, и в большом количестве молодежи, и в нестабильности политической ситуации. Корни проблемы не в исламе, плоха ситуация, которая вокруг него сложилась. Вспоминая классиков, стоит сказать, что базисом все-таки является экономика, а все остальное, в том числе и религия в данном случае, – только надстройка.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by, Abdulla Yaseen.
И вообще, почему Китайская стена построена бойницами не наружу страны а внутрь? Может не защищались, а наоборот? В истории всего столько перековергано, что становится порой страшно!
ПС как жаль, что наши люди дальше фалафельной и алексиевич "лауреата" мыслить не могут!
Не может быть! Без ссылки на блог Бурьяка не поверю!
Как отмечал Гюго: корни злых поступков в невежестве. Сюда можно добавить и бедность.
Все верно говорит муфтий, в основном на пропаганду ведутся люди без образования, бедные и с запятнанным прошлым. Те кому нечего терять, кто принимает на веру ложные цели и нравы.
Существует мнение, что если бы в Германии не было кризиса в 30-ых, то к власти фашисты бы не пришли. Вспомнить хотя бы "Три товарища" Ремарка, где он описывает собрания коммунистов, фашистов и консерваторов, на которые пришли абсолютно одинаковые голодные люди без надежды.
Полностью солидарен с этой точкой зрения. То же случилось и во время Октябрьской революции: хлеба нет, война не заканчивается.
А по поводу радикальных мусульман есть очень неплохая книга Халеда Хоссейни "Бегущий за ветром".
Там описывается весь процесс превращения Афганистана из мирной и светской арабской страны в горящую точку.
Опять же радикальные мусульмане пришли там не тогда, когда все было мирно и спокойно, а воспользовались ситуацией, в которой Советы, а потом американцы разрушали страну. Всем советую к прочтению.
Бедные несчастные мусульмане, везде то они страдают. И дома им плохо, и в гостях не любят. Ведите себя как христиане в Катаре и Саудовской Аравии и все будут довольны.
Похоже, сейчас острая нехватка муфтиев в Европе, так может ему полезное с приятным совместить?
P.S.: Корни ИГИЛ не в исламе! Корни алкоголизма не в алкоголе! Корни наркомании не в наркотиках!
Без ислама не было бы игил, без арабов не было бы ислама - вот такие поверхностные рассуждения и порождают бытовую ксенофобию. "Ты араб? Ой, только не взрывайся! Аххах, я такой шутник!"
"80 процентов из алкашей" - ну вот и повод задуматься над реальным корнем проблемы: почему в некоторых странах алкашей 80 процентов, в других - 10 процентов, хотя алкоголь существует и там, и там?
Или: почему один человек, попробовав наркотик, никогда к нему больше не вернётся, а у другого моментально формируется психологическая зависимость?
Почему некоторые люди легче ведутся на агрессивную пропаганду? Почему в некоторых странах и в определённый период времени таких людей становится больше? Почему активизируются радикальные группировки, почему они получают поддержку?
Сложно на всё это ответить "потому что алкоголь, потому что наркотики, потому что ислам" и не выглядеть при этом слегка наивно.
Задавать вопросы - единственный способ отыскать настоящие причины, а не довольствоваться тем, что лежит на поверхности.
"Есть оружие - возможно будет война"
Если есть сама идея войны, то оружие будет изобретено, даже если его не существует.
"Есть ислам - возможно будет игил"
Есть руки - возможно, они кого-нибудь задушат. Есть лёгкие - возможно, подхватишь их воспаление.
Я перерезал себе вены, потому что само наличие бритвы лежит в основе моих проблем. А вовсе не то, что я уже год страдаю от клинической депрессии.
Я нажираюсь каждый вечер водкой, потому что само наличие водки предполагает такое поведение. А вовсе не то, что я социально отчуждённый человек, у которого в жизни нет никакой надежды и никаких перспектив.
Да, вы правы, ваши аргументы невозможно оспорить, они безупречны.
Вы мне сейчас говорите: не будь в природе веществ, одурманивающих человеческое сознание, не было бы ни алкоголиков, ни наркоманов. То есть, по сути: не будь природа такой, какая есть, всё было бы по-другому. Не будь смерти, люди бы не убивали. Не будь самой природы, так не было бы вообще никакого зла.
Вы говорите: ислам - причина игил. Тогда, может, не ислам, а существование языка, позволяющего людям коммуницировать? Могу вам сказать с уверенностью: без языка не было бы и терроризма. Следовательно, язык - причина терроризма. И никакого софизма, нет.
Чепмена, говорят, в убийстве Леннона вдохновлял роман "Над пропастью во ржи". Итак, причина убийства - книга Селинджера? Корень терроризма - ислам? Или его интерпретация не слишком порядочными людьми? Собственно, безумные пророки, ведущие за собой массы, в христианской культуре появились именно после протестантской реформации Мартина Лютера, когда любой человек получил возможность интерпретировать священную книгу. Опять же - виноват язык, при помощи которого писали Библию, при помощи которого её читали, при помощи которого её интерпретировали, при помощи которого манипулировали затем массами.
не было бы игил без ислама? его бы придумали на какой-нибудь другой основе. и не говорите что не бывает христианских воров и каких-нибудь-религий-еще убийц и насильников. зато вот "исламский терроризм" - это всем знакомо, понятно и роднО, хотя что такое ислам мало кто знает. при этом так любят говорить все равно Бог один нечего спорить. вот те кто интересуется, поэтому и приходят в ислам. коренные белорусы тоже.
А на счет толерантности: у меня есть на работе пару мусульман, но они вообще не афишируют, что они мусульмане. Наверно, потому что они учились в белорусских школах, и знают, что такое быть не таким как все.