Смотрите, завидуйте. Интерьер квартиры главного чиновника Минска, который жил на нынешней площади Свободы (скромно и с попугаем)

Смотрите, завидуйте. Интерьер квартиры главного чиновника Минска, который жил на нынешней площади Свобод...
В начале декабря минский краевед Дмитрий Наумов опубликовал репродукции художника Спиридона Тимофеева. Оказывается, тот в 1841 году рисовал покои квартиры губернатора Минска Николая Сушкова.

В начале декабря минский краевед Дмитрий Наумов опубликовал репродукции художника Спиридона Тимофеева. Оказывается, тот в 1841 году рисовал покои квартиры губернатора Минска Николая Сушкова.

И это действительно удивительная находка: минские историки и краеведы в массе своей знают, как выглядел губернаторский дом до перестройки, до революции, после войны. Но практически не знают, как выглядели комнаты в резиденции руководителя города.

Где жил «мэр» Минска

Николай Васильевич Сушков был губернатором Минска с 16 декабря 1838 года по ноябрь 1841 года. Вместе со своей женой Дарьей Ивановной он жил в губернаторском доме – это бывшая иезуитская школа, где сейчас располагается музыкальный колледж на площади Свободы.

Покои Сушковых состояли как минимум из трех комнат – по крайней мере, столько изобразил в апреле 1841 года художник Тимофеев.

Спиридона Тимофеева называют примитивистом, хотя искусствоведы из музея-заповедника имени Ф. Тютчева считают, что акварели эти – скорее, шарж.

Для своего времени комнаты выглядят вполне респектабельно: диваны, ковры, клавесин, оригинальные картины и репродукции.

Спустя более 150 лет и эти акварели, и некоторые предметы интерьера дома Сушковых сохранились. Они выставлены в Зеленой гостиной музея-заповедника Федора Тютчева «Усадьба Мураново».

Почему именно там? Дарья Сушкова была родной сестрой Тютчева, а усадьба в Пушкине превратилась в семейный музей Тютчевых.

Зеленая гостиная в Муранове (Подмосковье, Россия): второй слева портрет – Николай Сушков. Второй справа портрет – Дарья Сушкова. На тумбе – оригинальные часы «Колесница» из дома Сушковых в Минске.

Что изображено на акварелях

С помощью заведующей сектором изофонда музея-заповедника Татьяны Гончаровой мы восстановили, какой была обстановка в доме губернатора Сушкова в Минске.

На диванчике сидит Дарья Ивановна, у ее ног – пес. Справа стоит сам губернатор с попугаем на руке. Между ними – двери в гостиную: видите, над часами (эта «Колесница» до сих пор стоит в Зеленой гостиной музея-усадьбы Тютчева) висит копия картины О. Кипренского «Отдыхающий садовник».

Портреты супругов Сушковых. На этажерке, справа от дивана под стеклянным колпаком – сувенирная фигурка «Сапожник». Она тоже сохранилась.

Это кабинет Сушкова: часы-«скелет» на тумбе, на подвесной полке – портрет Элеоноры Тютчевой, первой жены поэта, с которой дружила Дарья Ивановна.

На этот раз акварельный портрет Элеоноры Тютчевой – он стоит под портретом Петра I. Среди предметов на столе – два пресс-папье: сдвоенные головы льва и барана («букраний») и стоящий олень.

Немного про самих Сушковых

Про Николая Васильевича Сушкова (1796–1871) знают и как про чиновника (его отец, кстати, тоже был губернатором), и как про литератора (его мать была достаточно известной переводчицей). Николай Васильевич писал стихи, поэмы, пьесы, был литературным критиком.

В 1814 году он поступил на госслужбу: служил в министерстве юстиции, в департаменте горных и соляных дел, был правителем канцелярии виленского генерал-губернатора, вице-директором департамента министерства путей сообщения. И наконец, с декабря 1838 по ноябрь 1841 года был губернатором Минска.

Вряд ли можно назвать Сушкова хорошим губернатором: на землях Речи Посполитой были свежи раны восстания 1830–1831 годов, а одной из задач Николая Васильевич было как раз усмирение и насаждение лояльности Российской империи среди местной шляхты и горожан. Отсюда и постоянные его конфликты с высокопоставленными минчанами.

Что касается его жены, Дарьи Ивановны, то современники вспоминают ее как добрую и спокойную женщину. В их московском салоне, где бывали и Тютчев, и Толстой, и Тургенев, она умела заменять болтовню мужа – но, к сожалению, крайне бесцветным разговором о самых обыкновенных предметах, высказывая весьма приветливым тоном ничего не значащие замечания. Так вспоминали о ней те же современники.

За помощь в создании материала благодарим

минского краеведа Дмитрия Наумова; кандидатку искусствоведения Елену Догонину и заведующую сектором изофонда музея-заповедника Ф. Тютчева Татьяну Гончарову.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», «Википедия».

поделиться