Минчанка Виктория Савенкова уже 4 года занимается гиперреализмом и современным реализмом. На прошлой неделе стало известно, что две ее работы вышли в финал ARC Salon Competition, самого престижного американского конкурса для художников-реалистов.
– Я правильно понимаю: стиль, в котором ты работаешь, называется гиперреализм?
– В технике гиперреализма у меня сделано только несколько ранних работ. Направление, в котором работаю сейчас, – это современный реализм, или фигуративное искусство. Это очень трудоемкий стиль, кропотливый и длительный процесс, его невозможно форсировать или ускорить. Тут необходимо знание анатомии, композиции, нужно владеть техникой. Потому что такой реализм вскрывает все ошибки сразу.
– Ты пишешь...
– …маслом на холсте. Работаю углем и карандашом.
– Тебе наверняка надоел этот вопрос, но как ты это рисуешь? Как это возможно, чтобы получалось так реалистично?
– Все начинается с идеи. Работа над одним полотном занимает 2-3 месяца. Форматы ведь большие, метровые, поэтому постоянно работать с живой моделью невозможно. Я пользуюсь эскизами и своим фотоматериалом. Но мне нравятся большие форматы, я люблю погружаться в длительный процесс – это такая личная медитация (улыбается).
Ротко хорошо сказал про большие холсты: «Причина, по которой я пишу большие картины, заключается в том, что я хочу быть очень близким и человечным. Рисовать маленькие работы – значит ставить себя вне своего опыта, смотреть на все сквозь свои стереотипы или сужающие линзы. Если вы пишете большую картину, то вы весь в ней и вы ей не командуете».
Имея академическое образование, художник в поисках своего стиля органично может прийти как к абстрактным направлениям, так и к реализму. Почему я пришла к реализму? Потому что пишу с детства, получила хорошее классическое образование. Это тот язык, который хорошо знаю и который позволяет мне выразить себя.
– Но многие художники бегут от реализма как черт от ладана.
– Мне нравится, что в реализме взаимосвязь между художником и зрителем происходит без посредников, без «переводчика» с пространными текстами и пояснениями, разъясняющими, что должен увидеть или почувствовать зритель, разглядывая работу.
– Ты много ездишь по миру и учишься. В нашей ситуации это немного необычно: ты зрелая художница, а ездишь на разные школы, мастер-классы, посвященные реализму, тратишь свои деньги. Зачем все это, если просто можно «поймать волну» и тихонько зарабатывать очень неплохие деньги?
– Как и в любой специальности, профессионал должен постоянно совершенствоваться и развиваться. Я трачу на это много времени и средств, продолжаю учиться. Без этого нереально стать лучше.
Например, два года назад я летала на семинар по живописи в Мадрид, семинар вел художник Элой Моралес. Испанцы любят реализм, у них хорошая школа, интересные выставки и мероприятия для художников. В Барселоне есть музей современного реалистического искусства Museo Europeo de Arte Moderno с потрясающей коллекцией современной фигуративной живописи. В 2017 году там выставлялась моя работа на коллективной выставке.
– А чем вдохновляешься?
– Семья, друзья, природа. Изучаю живопись и технику лучших мастеров реалистичной школы эпохи Возрождения – это тоже неиссякаемый источник вдохновения.
Поездки в Лувр или Прадо – тоже наслаждение и многочасовая работа с конспектом. Помню, в детстве разглядывала советские книги по живописи с репродукциями, мечтала когда-нибудь увидеть эти шедевры вживую, рассмотреть нюансы, технику, детали.
– Расскажи про ARC Salon Competition – почему престижно быть его финалистом?
– Соединенные Штаты – крупнейший арт-рынок на сегодняшний день, интерес к фигуративному искусству там на подъеме. ARC Salon Competition – самый престижный американский конкурс для художников-реалистов. В этом году было 3750 заявок из 69 стран – два моих портрета вышли в финал. Для меня это возможность показать свое творчество широкому кругу зрителей и коллекционеров, познакомиться с современными интересными художниками. Это и вдохновляет, и дает стимул к развитию. Потому что искусство – это, в первую очередь, процесс.
– А что тебя вдохновляет в Минске?
– Мне комфортно работать в Минске. Это мой город, мой дом. Я много путешествовала по Европе, Азии, была в арабских странах, но работается мне лучше всего здесь, дома. Художнику ведь нужно не только вдохновение, самое главное – возможность выразить это самое вдохновение. Именно в Минске я реализую себя как художница. Я пишу тех, кого знаю, и то, что чувствую. Мои персонажи – наши современники.
Следить за творчеством Виктории можно в инстаграме и на ее сайте.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Виктория Савенкова.