В галерее «Арт-Беларусь» идет выставка арт-группы Hutkasmachnaa, известной своими уличными творческими акциями. Мы сходили на выставку и узнали, как появлялись и куда исчезали известные работы уличных художников, а также как обернуть на пользу искусству любой вандализм.
Красные зонтики, проблемы с коммунальщиками и вечный вопрос: где зародилось белорусское ІТ?
Даже если вы не слышали о Hutkasmachnaa, то наверняка видели их работы на улицах Минска, ведь арт-группа уже не первый год экспериментирует с городским пространством. Их творчество периодически всплывает на улицах столицы, причем иногда даже в прямом смысле слова – чего только стоит знаменитая надпись Design (Resign?), дрейфовавшая по Свислочи пару лет назад.
– На самом деле собрать арт-объекты в стенах галереи было полезно, – считает Андрей Бусел, один из основателей Hutkasmachnaa. – У нас было время поразмыслить, насколько все это нужно, ценно, актуально. Плюс это не просто выставка, а еще и живая история: она обязательно во что-то разовьется, ведь мы собираемся использовать выставленные объекты.
На выставке много объемных арт-объектов. Некоторые у ребят получилось вычленить из старых инсталляций, а некоторые совсем новые и появятся в Минске в ближайшее время. Например, на выставке есть мемориальная доска, посвященная месту, где зародилось белорусское ІТ. Скоро ее разместят в Минске, а вот где – пока секрет.
А вот, кстати, наше большое интервью с Hutkasmachnaa: «Минчане любят все портить? Не преувеличивайте»
У входа на выставку подвешена цепочка ярко-красных зонтиков. Тут Hutkasmachnaa восстановили первую инсталляцию, с которой начали свое вторжение в Минск.
– Мы тогда сделали и повесили первую инсталляцию, а потом немножко про нее забыли, – рассказывает Андрей. – Потом оказалось, что ее фотографии неожиданно расползлись по всем новостям, а спустя пару дней те зонтики уничтожили – скорее всего, их выбросили коммунальные службы. Тогда наш знакомый проходил мимо и снял то, как зонтики демонтируют. Мы пересмотрели видео и подумали, что оно немного напоминает события, которые сейчас происходят в Беларуси.
От плавающей по Свислочи надписи Design (или Resign?) сейчас остались только фотографии.
– Какие-то ЖЭСмены их эвакуировали, а потом прислали нам штраф за то, что мы плавали по речке во время нереста, – вспоминает Андрей.
Тут мы плавно переходим к фигуре пластикового ЖЭСмена, который стоит в очень нелепой позе. Кажется, что вечные проблемы с коммунальщиками Hutkasmachnaa сублимировали в такую творческую форму.
– Это новый персонаж, который мы еще будем использовать, – говорит художник. – Тут была ассоциация с дворником, который собирает мусор: вспомнились жуки, которые катают похожие шарики.
Следующий экспонат выставки прожил в городе дольше – настолько, что сам начал разрушаться. Пока в галерее монтировали камыш, Андрей подумал, что снова хочет с ним поработать: может быть, такой декор еще появится где-то в Минске.
– Когда устанавливали камыш, старались сделать пространство интересным, чтобы можно было посмотреть, пощупать, потрогать, спрятаться, – объясняет Андрей выбор локации. – Здесь и так классная галерея, но захотелось деформировать форму, убрать прямоугольность и добавить архитектуры, ведь наши объекты заточены под городское пространство.
«Скажите, это не просто стул?» Учимся замечать в городе арт-объекты
За камышом притаилась неоновая надпись. Вообще таких надписей тут две, и для выставки это ключевые объекты – без них в «Арт-Беларусь» не попали бы и другие работы Hutkasmachnaa.
– С этими работами мы участвовали в «Осеннем салоне» (выставка-продажа работ молодых художников, которую спонсировал «Белгазпромбанк». – Ред.), получили приз иностранного жюри и право на проведение выставки в галерее «Арт-Беларусь», – рассказал Андрей. – Так получилось, что все затянулось: мы должны были сделать выставку еще весной, и вот она состоялась сейчас.
Стильные светящиеся надписи выделяются на фоне «уличных» работ художников. Андрей Бусел объясняет, что сразу у Hutkasmachnaa были такие постеры, которые они решили адаптировать под прямоугольный отсек галереи для «Осеннего салона». Не обошлось без курьезов – оказывается, жюри надписи оценило, но не сразу распознало в них экспонат.
– Люди думали, что тут висит какой-то элемент декора, – вспоминает Андрей. – Когда им объяснили, что надписи появились не просто так и за ними тоже стоит художник, в жюри сразу сказали: «Тогда нам это нравится».
Впрочем, оказалось, что «Осенним салоном» путаница не ограничилась.
– Там стаіць перавязанае стужкамі крэсла – гэта ж не проста крэсла? – подошел уточнить наш фотограф Павел.
– Нет, это стул, а не экспонат, хотя надо проверить, – смеется Андрей. – Тут, например, есть еще секретная дверь. Она опечатана и, наверное, связана с грустной историей «Арт-Беларуси». На дверь тоже все обращают внимание, спрашивают, экспонат она или нет. А это вообще хранилище картин – может, как раз там сейчас «Ева».
Заметили что-то интересное в городе? Пишите нам в @CityDogBot!
Тех самых зеркал, что висели на столичных улицах, уже не осталось: жизнь уличного искусства редко бывает долгой, хотя они радовали минчан почти год.
– Может, зеркала еще найдутся, – предполагает Андрей. – Например, возле моего дома есть очистное сооружение, где я поставил указатель «Осторожно, крокодилы». Через пару дней указатель исчез, а потом сосед увидел, что человек из другого подъезда забрал надпись и хранит ее у себя на этаже. Возможно, и зеркала сейчас у кого-нибудь дома.
Одно зеркало, правда, сохранилось, но отнюдь не в первозданном виде. И тут художник умудрился обыграть вандализм так, что работа стала еще интереснее.
– Это зеркало с историей, – рассказывает Андрей. – Мы его повесили на Октябрьской. К зеркалу подходили люди, фотографировались, а через пару дней граффитисты просто закрасили его. Я не ожидал, что это так скоро произойдет, подумал: «Что за вандализм?» Меня удивило, что некоторые видят в зеркале что-то интересное и прикольное, а этот человек зарисовал его и даже не заметил. Но в итоге мне понравилось.
– Раз граффитисты повредили мою работу, можно ответить тем же. Так что мы просто забрали свое зеркало, а граффити осталось с пустым квадратиком в центре. Зеркало я принес на выставку, дорисовал тут то самое граффити. Выглядит как настоящее современное искусство.
Искусство контрастов: почему «Подушку безопасности» на выставке надо охранять?
Возле стены стоят фиолетовые трости, напоминающие про кийшеринг: прошлой осенью Hutkasmachnaa запускала бесплатный шеринг тростей на Комаровском рынке. Тогда у проекта была целая куча отзывов и комментариев, ведь при всей шуточности формы содержание у этого объекта действительно глубокое.
– Была какая-то суперподдержка: все писали, интересовались, беспокоились, когда тросточки куда-то унесли, – вспоминает Андрей. – Потом оказалось, что сотрудники Комаровки сами прятали трости на вечер, а утром выносили обратно, чтобы люди могли их брать.
– Люди реально пользовались тросточками и возвращали их, как при шеринге?
– А вот я не знаю – это сложно отследить, – отвечает Андрей. – Но люди их разобрали. Чтобы получился шеринг, нужна полноценная система. А мы сделали напоминание о том, что есть много разных категорий людей, которым нужны не только самокаты.
– А тут у нас вообще классная штука, прекраснейшее произведение, – говорит Андрей, когда мы подходим к стенду с надписью «Подушка безопасности». – Когда началась пандемия, люди очень много рассуждали, есть ли у нас какие-то средства для существования, как мы это все переживем. И я сделал такую подушку – видите, она немного лопнула.
Под снимком первой подушки безопасности лежит новая, причем с «сюрпризом»: внутри спрятаны настоящие деньги.
– Выставка у нас финансируется самостоятельно, и денег к концу уже почти не осталось, – объяснил Андрей. – Так что я взял то, что осталось в последний день, и засунул в эту подушку, чтобы в конце у нас хватило денег все демонтировать и увезти. Там не очень большая сумма, но этого как раз достаточно, чтобы закончить проект.
– Не боишься, что деньги из подушки кто-нибудь заберет? – задаем закономерный вопрос.
– Ну, вообще я спросил, виден ли этот угол, и оказалось, что он просматривается с двух камер, все под контролем, – улыбается Андрей. – Сейчас тут нет милиционера, но она сидит на посту и смотрит записи с камер, так что деньги под охраной.
Две стильные буквы ІТ, заботливо высаженные в горшки для растений, снова напоминают: Hutkasmachnaa любит играть на контрастах.
– С одной стороны кажется, что у нас все айтишники, с другой стороны – смотришь и думаешь, что у нас село, – замечает Андрей. – У кого-то здесь ІТ-краіна, у кого-то – колхоз.
С такой мыслью две пластиковые буквы ІТ отправились на хутор к товарищу Андрея Бусла.
– Друг сначала не понимал, зачем ему привезли эти буквы, а я говорю: «Все, это арт-объект, наслаждайся», – улыбается Андрей. – Перед выставкой я решил, что, если мы перевезем работу сюда, получится история про релокацию ІТ. Правда, друг уже не хотел отдавать буквы – теперь это центр композиции на участке. Можно сказать, что мы позаимствовали объект из частной коллекции.
Андрей Бусел говорит, что доволен выставкой. Все-таки собрать экспозицию, когда у художника нет холстов и скульптур, сложная задача. Кстати, Hutkasmachnaa планируют провести авторскую экскурсию, а пока можно прийти в «Арт-Беларусь» и увидеть все своими глазами до 27 сентября.
Выставка Hutkasmachnaa работает в галерее «Арт-Беларусь» (ул. Козлова, 3) ежедневно, за исключением понедельника, с 11:00 до 20:00. Билеты на выставку: 6 руб. – полный, 3 руб. – льготный. Выставка работает до 27 сентября включительно.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by.