Люди, истории
CityDog.io

Хотите стать радиоведущим? Эти ребята открыли свое радио и зовут вас поучаствовать

Хотите стать радиоведущим? Эти ребята открыли свое радио и зовут вас поучаствовать
Пообщались с создателями одного из крутейших минских некоммерческих проектов о музыке, глобальных трендах и тяге к коллаборациям.

Пообщались с создателями одного из крутейших минских некоммерческих проектов о музыке, глобальных трендах и тяге к коллаборациям.

Мы уже писали о Radio Plato, когда оно только появилось. Недавно этому проекту исполнилось полгода, за январь у них произошло больше 37 тысяч сессий с пользователями из 109 стран. Радио делают два минских диджея – Stereobeaver (Паша Кирпиков) и Kornej (Cаша Корнейчук). Мы поговорили с ними онлайн – так появился еще один подкаст для приятного самодельного радио. Текст и аудио перекликаются, но не дублируют друг друга полностью, так что слушайте и читайте!

– У вас на сайте очень много испаноязычной музыки, литовской тоже. Расскажите про свои вкусы и музыкальный опыт.

Корней: Опыт складывался давно, еще на заре существования себя. Постоянно слушаешь музыку – это занятие занимает наибольшее количество времени в течение суток. Кто-то телик смотрит много, кто-то в соцсетках залипает, а я почти все свое свободное время слушаю музыку.

Иду с собакой гулять – слушаю музыку, иду в магазин – слушаю, в метро, в трамвае, только не сплю под музыку сейчас, раньше спал тоже.

Ты постоянно наслушиваешься и находишь кучу всего интересного, двигаешь все подряд – как CityDog, собака, которая выискивает что угодно и где угодно. Так же действуем и мы. Рыщешь по любым закоулкам, куда бы тебя ни занесло. Кто-то выкинул в Facebook рекомендацию – идешь проверять свою ленту в SoundСloud, на Spotify что-то продвигаешь – это постоянно происходит!

По поводу испаноязычной музыки – было большое увлечение тропикал-бейсом еще с начала 2010-х, много музыки шло из того региона, потом было увлечение афробитом. Сейчас этот источник чуть поиссяк, потому что не так часто находится что-то прикольное, но инерция осталась.

Паша: Я бы про инерцию сказал так: когда мы начали пополнять контент, то в первую очередь перерыли ту музыку, которая у нас есть, – то есть наши музыкальные архивы. У меня это диджей-архив, все диски, которые я когда-то записывал, чтобы играть, все сохраненные треки. Из этого уже собралось то, что пошло на радио. И у меня тоже было очень много тропикал-бейса. Это не только испано-, но и португалоязычная музыка.

Литовские релизы я до сих пор приношу и слежу за тем, что происходит, потому что последние 10 лет я прожил в Литве. Мне очень нравится сцена, она идет своим путем. Похожа на западные тренды, то есть ребята активно следят за тем, что происходит там, но есть свои уникальные артисты. Держите целый плейлист из классной ностальгической (для меня) литовской музыки:

– И сам тропикал не через Литву ли пришел к нам?

Корней: Я услышал это впервые от Ophex, который да – литовский диджей. Попал на его вечеринку и понял, что вот оно!

Паша: Были первые вечеринки в клубе Havana Social Club, мы ходили тусоваться к ним постоянно, дружили, привозили в Минск несколько раз (Ophex, Boyfriend), продвигали этот звук в Беларуси. Так тропикал и пришел к нам. Да, через Литву – в нашей истории.

Про отличную нашу музыку и глобальные тренды: «Стриминг все радикально изменил»

– Каких белорусских музыкантов крутите на радио?

Корней: Недавно взяли музыканта со смешным никнеймом Khlev. Там минимал-техно, тек-хауз.

Паша: Есть Dee Tree, Awlnight, Marmi, Полина Республика, Nite Nite Nite, Мöd… Еще нам присылают треки до релиза, недавно так появился трек Deech. Ezhevika, наш белорусский лейбл, тоже присылает новые треки, мы постоянно что-то оттуда берем в трансляцию.

Корней: Из белорусской музыки мне лично нравится звучание групы Dlina Volny, я вдохновляюсь ими. Weed and Dolphins отлично звучат. Нравится, как Полина Республика поменяла свой звук, это круто. Mustelide тоже люблю.

Корней: Хип-хоп у нас на радио довольно олдскульный. Нас ньюскул не сильно цепляет (лично), поэтому он практически выпадает.

– У меня случился культурный поворот, когда Кендрик Ламар получил Пулитцеровскую премию. Это момент, когда все поменялось. Какие события в музыке, допустим, за последних лет десять навсегда все изменили?

Паша: Первый пример очень технологический – появление стриминга. 10 лет назад его просто не было. Как мы слушали музыку в 2008-м? Мы качали ее, покупали релизы, CD. Но стриминг все радикально изменил. Хоть продажа музыки на носителях до сих пор приносит прибыль. Стриминг для музыкантов пока неприбыльное дело, модель еще в утряске.

Хип-хоп-поворот в популярной музыке тоже сделал многое. Мне сложно сказать, произошел ли он в течение последних 10 лет или раньше, но факт: хип-хоп стал самой большой музыкальной индустрией. Это самая массовая музыка.

Корней: Такая народная культура, дворовая в том числе.

– Уже никто не скажет, что рэп – это кал.

Паша: Да, уже нельзя, уже все его слушают.

Корней: Есть люди, которые думают, но не говорят громко, а просто тихо страдают от того, что рэп популярен, а рока и инди выходит мало. Но что мне нравится в современном рэпе, особенно последний год, – он начал мутировать сам, то есть он не просто рэп, а уже немножко инди. Появляются новые направления, которые совершенно не про свэг, не про репрезент, а, скорее, про чувства, про песни – это тоже интересно наблюдать.

Лучший хип-хоп-альбом 2018 года – Room 25, девочка Noname, это ее дебютник. Альбом о том, как она потеряла девственность.

Паша

Корней: Да, полностью посвятила альбом этому своему опыту. Круто, очень мягенько все поет-читает. Советую!

Про двуязычность: «По-белорусски это еще и выглядит модненько»

– Мне очень понравились ваши инфографики, вы каждый месяц отчитываетесь в соцсетях о проделанной работе и показываете всякую статистику про радио. Кто рисует картинки?

Корней: Паша у нас вообще такая техноглыба – даже весь сайт сверстал сам.

Паша: Инфраструктурный гик. Всей графикой занимаюсь я, весь веб, «Фотошоп», 3D – для вечеринок надо было немножко  поделать анимацию. Насчет статистики: наша цель – прозрачность. Я думаю, об этом надо говорить: кто приходит, сколько нас слушают, наши фейлы или наши успехи.

Корней: В век интернета, когда в принципе все видно, классно быть сознательно прозрачным. Это завоевывает доверие – люди видят: это обычные чуваки, никакие не мутные; все, что у них есть, показывают.

– Мне очень понравилось, что к этим инфографикам вы добавили тексты о том, что успели сделать и что планируете. Отчеты сделаны на белмове – какое у вас соотношение русского и белорусского?

Корней: Белмову мы используем во всех коммуникациях в соцсетях, это наше изначальное решение. За коммуникацию отвечаю я. Как-то у меня сложилось просто: после долгой работы в 34mag.net я очень полюбил писать по-белорусски, и мне это больше доставляет удовольствия, поэтому даже не возникало вопроса, на каком языке писать.

С другой стороны – классно поддержать таким образом свою культуру. А третье – по-белорусски это еще модненько выглядит.

Паша: Соотношение такое, но программы у нас на белорусском пока не выходят. Мне сложно говорить, после 10 лет жизни в Литве у меня поломался белорусский язык.

Корней: У меня все-таки русский тоже разговорный.

«Денег мы на этом не зарабатываем»

– Сколько времени тратите на радио и на что живете?

Паша: Больше половины свободного времени уходит на радио, денег мы им не зарабатываем. Донаты покрывают серверы. Занимаемся саунд-дизайном и постпродакшeном. Сейчас мы оформились в студию, называется Womp Studio.

Корней: Редактируем подкасты, пишем звук для рекламы, делаем озвучку, джинглы, аудиокурсы, всякие странные записи для музея Азгура – все, что связано с обработкой звука, подготовка финального микса, мастеринг.

– От Radio Plato такое приятное ощущение – теплое, ламповое, soul brothers. Много кто вам пишет благодарности и предлагает помощь?

Корней: Новости о радио разнеслись сарафанным радио. Началось все с того, что нам в Facebook написал парень: классное радио, прикручивайте донат! Мы задумались, почему бы нет, – прикрутили, и нам скидывают.

Что-то тратим на оплату сервера, что-то откладываем на микрофон. И это происходит ежемесячно, что приятно, – спасибо большое! Я бы поблагодарил еще и студию Horisont rec., которая сейчас нас ютит за интерес, респект им!

Паша: Пару месяцев назад я активно ходил на вечеринки, и это очень приятно: приходишь – и сразу тебе «о, “Радио Плато”!» И куда ни зайдешь, разговоры сразу о «Плато», и много комплиментов. Несколько мейлов пришли с респектами.

«Основная наша установка – это коллаборации»

– Какие рубрики есть, как вы их придумывали и какие гости-коллаборации у вас были и будут?

Корней: Первыми у нас появились трансляции вечеринок: в первую же неделю существования радио нам написал Паша Данков, проект «Мечта», предложил потранслировать свою тусу. Все сложилось. С того момента почти каждую неделю у нас выходят какие-то трансляции.

Эти трансляции немножко связывают минскую тусу: мы сами так познакомились со многими чуваками, и все между собой знакомы, и классно быть одним из звеньев в этой структуре.

Паша: Следующая рубрика, которая у нас появилась, – сказки. Я коллекционирую аудиосказки на виниле, мне просто нравится их собирать, даже в убитом качестве – чтоб они хрустели. И мы начали с того, что было у меня в коллекции. Есть огромное количество интересных радиоспектаклей, сказок 1970-х.

Корней: Я помню, как мы были на «Справе» (международный фестиваль-взаимодействие с историческим и природным ландшафтом Беларуси средствами современного искусства и музыки. – Ред.), и там в этом вагончике лежали старые советские пластинки. Мы с Пашей рыскали по ним – искали сказочки для воскресных вечеров.

– Котиков еще можно присылать? (Сейчас объясним. – Ред.)

Корней: Котикам мы всегда рады, мы как раз таки и заложили такую концепцию, чтобы для обложки выпуска брать котиков не со стоков, а чтобы котики были чьи-то персональные. Классно, когда котики в ленте есть, особенно когда они знакомые. Поэтому да, присылайте – коллаборируемся с котиками: hey@radioplato.by или в личку, в Instagram – куда угодно.

Корней: Мы хотели, чтобы у нас были и какие-то разговорные вещи. Поэтому запустили редакторский подкаст – начинали на даче, когда тусовались в деревне. Изначальная концепция редакторского подкаста была такая: мы ставим треки, обсуждаем их, говорим на незатейливые темы – днем послушать, не запариваясь.

Корней: Недавно получилось так, что мы запартнерились с музыкальной студией Horisont rec., чувакам было просто интересно нас хостить. Поэтому удалось выйти в лайв – мы можем делать real time-программы и приглашать гостей. Уже были Maka Nastra, Паша Данков, Паша Городницкий и Матвей Сабуров, один из организаторов Sprava, который подарил нашему радио название.

Паша: Дальше у нас появились гостевые миксы. По средам в 20:00. Первым был Pavel Ambiont, наш наставник в ЕГУ, мы очень этому рады, он задал хорошую электропланку. Еще были Deech, Papa Bo, FB, OVG, Helga.

Корней: Я вообще у Pavel Ambiont курсовую и диплом писал. Мы поняли, что классно собирать диджиков не только в виде трансляций, но и в виде миксов – делать такие шоукейсы. И недавно получилось запартнериться с еще одними ребятами, это молодой минский Post Bar, там концепция такая минимальная: вино, музыка, кофе, искусство – без пафоса, для молодежи. И теперь диджеи играют свои миксы там вживую, а мы сразу записываем и выкладываем. Все стало немножко проще, интереснее, живее, продолжаем держать этот формат сейчас.

Корней: Еще есть проект, который делаем не мы, а Саша Лашкевич, Рома Бахолдин и их друзья. Разговаривают о музыке, при этом ракурс больше на популярную, грубо говоря, «Яндекс.Музыку». Они обсуждают там Тиму Белорусских, новый альбом 21 Pilots, это тоже круто. У них такое гонзо получается.

Паша: Это «Батин патефон». Тренируются ребята, набираются опыта.

Паша: И еще одна рубрика только-только заработала, Паша FB делает прямые трансляции о басс музыке «Нізкі старт». Только пластинки. По четвергам, но не каждый четверг – следующий выпуск в марте.

Подключайтесь и вы

Паша: Мы видим Plato в первую очередь как площадку для тех, кто хочет говорить, чтобы было слышно. Не только о музыке – может быть, о культуре, искусстве, социологии, психологии – очень разные форматы.

Нам интересно вдохновить людей заниматься радио, потому что в Беларуси радио – это какая-то закрытая структура.

Корней.

Корней: Есть только FM, и там мало современных вливаний. Круто, если кто-то мечтает заняться радио, – мы можем помогать технически: как записать подкаст, как обработать звук… Есть еще пару ребят, которые почти готовы, – надеюсь, у нас все получится и проектов на радио будет больше.

Если хочется более подробно вникнуть в вопросы создания радиостанции, то здесь есть интервью с максимумом технических подробностей.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: из личного архива героев.

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: editor@citydog.io
Реклама: editor@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter