Здание минского КГБ вдохновлено храмами Европы, а ГУМа – Лувром. Французский ученый издал книгу, в которой приходит к очень неожиданным выводам

Здание минского КГБ вдохновлено храмами Европы, а ГУМа – Лувром. Французский ученый издал книгу, в котор...
В 2020 году вышла книга французского профессора Фабьена Белла «Минск. Архитектура столицы 1917–1956». Впечатляет она в первую очередь смелым и дотошным сравнением зданий столицы БССР с классикой мировой архитектуры. С некоторыми из этих сравнений мы делимся с вами.

В 2020 году вышла книга французского профессора Фабьена Белла «Минск. Архитектура столицы 1917–1956». Впечатляет она в первую очередь смелым и дотошным сравнением зданий столицы БССР с классикой мировой архитектуры. С некоторыми из этих сравнений мы делимся с вами.

Фабьен Белла «Минск. Архитектура столицы 1917–1956».

Здание КГБ – это сочетание религиозных и монарших символов

Здание минского КГБ строил один из тех, кто непосредственно столкнулся с деятельностью самого ведомства, – Лев Рыминский. Его включил в команду архитекторов Михаил Парусников, который, безусловно, сам рисковал быть обвиненным в поддержке «антисоветчиков», пишет в своей книге Фабьен Белла.

В итоге только Парусников и Рыминский могли видеть предварительные эскизы здания, оно единственное в Минске строилось без административных согласований. Конечный вариант планов Рыминский готовил буквально взаперти, под охраной на даче КГБ, фактически попав из малого лагеря в большой. Он находился в статусе полузаключенного под постоянным надзором.

Тем временем центральная часть здания минского офиса КГБ выглядит как копия портика храма Августа в Пуле (I век). Этот храм был посвящен первому римскому императору Октавиану Августу. Октавиан сконцентрировал в своих руках ряд обычных и чрезвычайных должностей, позволивших ему управлять римским государством, избегая установления открытой монархии. Не на это ли намекали архитекторы?

Храм Августа в Пуле (1 век).

Храм Августа в Пуле (I век).


 

Здание КГБ в Минске.

Интересно, что этот же храм за эталон брал учитель Парусникова Жолтовский при строительстве Дома Советов в Сочи. Однако Парусников пошел в аллегориях еще дальше: в интерьерах КГБ прослеживается та же логика имперского размаха. Даже небольшой театр позволил кагэбэшникам проводить досуг в объятиях декора, достойного театральных залов итальянских барочных дворцов XVIII века.

Дом советов в Сочи, 1935.

Дом Советов в Сочи, 1935 г.

По периметру минское здание украшено колоссальными пилястрами с коринфскими капителями. Здесь опять сделан реверанс в сторону итальянского Возрождения.

Стены КГБ отсылают к итальянскому палаццо Вальмарана (1565).

Стены КГБ отсылают к итальянскому палаццо Вальмарана (1565 г.).

 

Входная группа в здание КГБ в Минске.

Знаменитая восьмиугольная башенка справа напоминает башню одного из проектов британского королевского дворца Уайтхолл. Этот дворец был самым большим в Европе, пока не сгорел.

Проект британского королевского дворца, Иниго Джонс (1638).

Проект британского королевского дворца, архитектор – Иниго Джонс (1638 г.).

 

Башенка на здании КГБ в Минске.

Странность здания КГБ еще и в том, что архитекторы открыто использовали религиозные архитектурные элементы, вдохновляясь барочными храмами. Так, для создания перехода к соседнему дому в левой части здания КГБ спроектирована двухколонная арка, увенчанная разорванным лучковым фронтоном, пишет Белла. Колонны с изогнутым разорванным фронтоном – это характерная черта, повторяющаяся в католических храмах архитекторов Динценхоферов. Это часовня замка Смиржице (Чехия), церковь аббатства Банц (Германия), костел Святого Яна Непомуцкого на Скале в Праге (Чехия) или костел Святой Ядвиги в селе Легницке-Поле (Польша).

Костел Святой Ядвиги в Легницке-Поле, Польша (1738).

Костел Святой Ядвиги в Легницке-Поле, Польша (1738 г.).

 

Здания КГБ и МВД в Минске.

В целом здание КГБ стало шедевром двусмысленности – символ советской диктатуры расположился в стенах, сделанных по образу римского императора, католического понтифика, венецианских аристократов и купцов, епископов, монашеских орденов и британских монархов.

Французский шик в Главном минском универсальном магазине

Минский ГУМ.

Вдохновение для ГУМа, единственного железобетонного здания на проспекте, черпалось во французском Ренессансе. «На четвертом этаже круглые окна, обрамленные двумя керамическими барельефами, отчетливо напоминают такие же круглые окна в крыле Франсуа I в Лувре (Пьер Леско, Жан Гужон – скульптор, 1551). Кроме того, внутри здания вентиляционные отверстия копируют форму каминов, увенчанных арочными фронтонами, как в замке Ане (Филибер Делорм, 1552). Такое удивительное обращение к французскому Ренессансу сопровождалось применением целого арсенала адаптированных классических деталей», – пишет автор.

Крыло Франсуа 1 (крыло Леско) в Лувре.

Четвертый этаж ГУМа – прямая отсылка к крылу Франсуа I (крыло Леско) в Лувре.

ГУМ в Минске, окно.

Кроме этого использован целый ряд адаптированных классических деталей Ренессанса. Видимо, для советского человека поход за продуктами становился чем-то сродни прикосновению к великому. В стиле адаптированного Возрождения выполнены многие детали: угловые столбы, ряды античных гирлянд, оформленные как подножия замковых башен, деление оконных проемов на три части солидными полуколоннами, растительный декор из терракоты, чередование столбов, увенчанных фронтонами, акротерии в греческом стиле с советскими серпом и молотом.

Главпочтамт с отсылкой к храму Гроба Господня в Иерусалиме

Задачей минского главпочтамта было показать в себе борьбу между современностью и классикой. Поэтому здание монументально, в нем сделана триумфальная арка в римском стиле, но адаптированная для прославления СССР. Белла считает, что центральная часть напоминает все те же Золотые ворота в Пуле, упоминаемые в разговоре о КГБ.

Минчане же склоняются к тому, что архитекторы позаимствовали фасад у Палаццо Поли в Риме.

Фасад у Палаццо Поли в Риме.
Главпочтампт в Минске.

Вестибюль входа переносит нас в двухуровневое фойе в английском стиле. Оно, в свою очередь, переходит в ротонду, где и осуществляются все почтовые операции. Внутренняя отделка галерей, колонн и центрального купола очень напоминает церковь Санто-Стефано в Риме (V век).

Церковь Санто-Стефано в Риме (V век).
Фойе главпочтампта в Минске.

Такая организация пространства берет истоки в античности, пространственно здание походит на храм Гроба Господня в Иерусалиме эпохи императора Константина (IV век).

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

За пышными фасадами скрывалась нищета

Так, в здании главпочтамта и всего проспекта Независимости (послевоенного Сталина) символы разных эпох были адаптированы для советской пропаганды. И даже материал в строительстве использовался такой, что напоминал об Италии времен позднего Возрождения: оштукатуренный кирпич. Он использовался по всему проспекту и так же очевидно показывал нищету всего этого великолепия. Скрываясь за внешними фасадами, со стороны дворов практически все здания так и остались незаштукатуренными в целях экономии средств.

 

Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Wikipedia.org, Tripadvisor.ru, Tehne.com, Rct.uk.

#Минск #Беларусь
поделиться