Работа, друзья, любовь, быстрая доставка матраса – вместе с ASUS ROG Zephyrus GU502L разбираемся, чем в жизни могут быть полезны компьютерные игры (кроме, конечно, очевидного – это просто весело).
«Сейчас я руковожу PR-службой одного из подразделений международного технологического гиганта»
Денис
30 лет, PR-директор (пиар-директор)
– Впервые меня познакомили с играми еще лет в пять. Отец, военный офицер, периодически забирал меня в воинскую часть, а чтобы я не мешал солдатне следить за радарами, меня усаживали за компьютер и запускали DOOM.
Чуть позже дома появилась «Сюбор», но любви не случилось. Даже будучи малолетним дурачком, я с куда большим удовольствием нырял в книги, чем в примитивные платформеры с сюжетом «для галочки».
Но в 2000 году я обнаружил под елкой компьютер. Свой. Собственный. Игры к тому моменту изменились до неузнаваемости. Огромные миры, захватывающие истории, интересные персонажи – в них появилось все, чтобы юный я начал прогуливать школу, забивать на домашку и не спать по ночам. Стал ли я от этого глупее? Спорно.
Во-первых, ПК-гейминг времен Windows 98-2000 – это огромная головная боль. Сейчас нежные геймеры жалуются, если долго загружаются текстуры. В те времена в играх нормально не работало вообще ничего. Приходилось шаманить с драйверами, править реестр, ковыряться в ini-файлах – и все это без интернета.
Во-вторых, ПК-гейминг времен Windows 98-2000 – это куча игр без перевода. По-настоящему мою маленькую жопу надрала Icewind Dale: огромная RPG с комплексной ролевой системой, кучей диалогов и извилистым литературным языком. А мне десять, и все, что я могу противопоставить, – это два с половиной класса английского.
Приходилось вечерами звонить старшему брату одноклассника и под диктовку записывать перевод. Игру я так и не прошел, но получил мотивацию прокачать язык. Пока одноклассники ленились делать домашку по английскому, я варился в нем почти все свободное время.
Беды ничто не предвещало: домашние были уверены, что сына вырастет компьютерщиком. Но чем ближе к совершеннолетию, тем яснее становилось, что сына – гуманитарий.
Лет в 16 на одном из игровых форумов я увидел объявление: сайт небольшого минского интернет-провайдера искал автора. Игры я любил. Сочинения в школе тоже неплохо писал. Примерно так и началась карьера.
Деньги платили в конверте и чисто символически: хватало на пару лицензионных игр и книжку. Но мне и это казалось работой мечты: писать про игры и получать деньги, на которые можно купить еще больше игр. Песня!
Немного набив руку, я начал прыгать по различным изданиям – тут-то и началось самое интересное. Я успел поработать игровым журналистом, сценаристом на YouTube, продюсером киберспортивных турниров, телеведущим.
Странным образом игры не приковали меня к столу или дивану, а наполнили жизнь приключениями. Сейчас я руковожу PR-службой одного из подразделений международного технологического гиганта. Думаю, для тридцати это неплохое достижение. Ведь кроме себя, мамы и страсти к играм благодарить мне особо некого.
НЕМНОГО РЕКЛАМЫ
ASUS ROG Zephyrus GU502L – легкий и компактный ноутбук. За классическим дизайном прячется внушительная начинка. Тут и мощная видеокарта, и процессор, который справится с любыми требовательными к «железу» блокбастерами, и вместительный SSD-диск.
Придете с таким на работу – никто и не поймет, что вы не отчеты пишете, а прямо посреди деловой встречи рубитесь в какой-нибудь шутер.
«О моем существовании будущий муж узнал из комментариев под своими видео по игре»
Полина
25 лет, менеджер
– С Димой, моим будущим мужем, мы познакомились не в игре, а на YouTube. Точнее сказать, познакомилась с ним я, а он о моем существовании узнал только из комментариев к видео.
Мы оба выкладывали видео из одной игры и исключительно PvP-направленности («игрок против игрока», термин, описывающий сражение игроков против других игроков, а не компьютерных врагов. – Ред.), и это дало мне пропуск в клуб лучших поклонниц. Со временем комментарии обрели взаимность и регулярность.
В то же время моя лучшая подруга, которая по случайности играла с ним на одном сервере, решила, что очень хочет поиграть со мной вместе, и я переехала к ним на сервер. Естественно, мы с Димой пересеклись и начали общаться.
Первое время мы находились во враждующих кланах, но все равно очень часто были вместе, что порой вызывало недовольство окружающих. На заре Perfect World некоторые кланы даже штрафовали и выгоняли из клана за общение и уж тем более совместную игру с противниками, и некоторые до сих пор считают, что общаться с варкланами (членами враждующих кланов. – Ред.) равно чуть ли не предательству.
По мере общения я узнавала, что у нас больше общего, чем я могла предположить: пищевые предпочтения, общая склонность немножко лениться, взгляды на жизнь, груз печальных историй и общая идея, что в семье нужно честно и открыто проговаривать свои мысли и эмоции, а не скандалить.
В итоге я перешла к нему в гильдию, и вскоре после этого мы поженились в игре – в один жаркий летний вечер в конце июля. Когда на горизонте забрезжил летний отпуск, я решила слетать к нему в гости.
Мы достаточно быстро решили, что снимем квартиру на месяц, я куплю билеты, он возьмет на себя расходы на жилье, а расходы в отпуске будем делить по-честному (в этом плане оба всегда были прагматиками).
Месяц пролетел идеально: меня познакомили с родителями, с местным кристально чистым озером, с городскими примечательностями и великолепными природными видами. Мы были вместе почти всегда, пока он не работал, смеялись и были счастливы.
Я решила, что приеду навсегда. И ровно через 4 года после того, как мы поженились в игре, мы пришли в загс и стали мужем и женой.
«За 10 лет в игре я успела найти все. Любовь, друзей, секс, квартиру, деньги»
Сабина
30 лет, журналистка
– За 10 лет в Perfect World я успела найти все. Любовь, друзей, отличный секс, так себе секс, квартиру на пару дней, пока потеряла ключи от своей и ждала возвращения мамы, деньги (пришлось, правда, продать персонажа)... Но главным подарком мира онлайн-игр было не это, а то, что я наконец научилась общаться с людьми – и, кажется, научилась делать это неплохо.
Я была идеально удобным в быту ребенком: никуда не ходила, почти никого не приводила домой и вообще изображала мебель. Увы, сегодняшних развлечений вроде украинских телешоу и бесконечной ленты TikTok еще не было, так что просто запереться в комнате было бы очень скучно – и тут интернет подкинул мне Perfect World.
Рассказывать про саму игру нет смысла: в ММО идут не за сюжетом, геймплеем или графикой, а за социальной составляющей. Оказалось, что одно дело – общаться с людьми в жизни, но совсем другое – переписываться в чате, параллельно убивая мобов или прыгая по виртуальным крышам.
Персонаж развивался, мне захотелось перейти в клан побольше: помню, как дико переживала и по 10 раз в минуту обновляла форум одного из кланов сервера, куда подала заявку.
Меня приняли и попросили установить программу для голосового чата, где первое время я была невидимкой. Говорить вслух? С незнакомыми людьми? Нет, вы что! Но чем дольше я сидела в клане и чем ближе знакомилась с составом, тем легче становилось общаться. За общением в голосовом чате последовало и вовсе немыслимое: сходки в реальной жизни.
Перед первой я дико нервничала: это вот сейчас мне придется вживую общаться с людьми? А вдруг я им не понравлюсь? А вдруг они мне не понравятся? Вдруг они вообще сектанты и украдут меня в рабство (версия мамы)? В итоге вечер не испортил даже пьяный соклан (человек, состоящий в том же клане, что и вы. – Ред.), уснувший на унитазе в туалете бара.
Когда я полностью освоилась в игре, поняла, что люди не планируют меня есть и даже рады со мной общаться, я стала принимать более активное участие в жизни кланов, в которых находилась.
Командовала небольшой группой игроков во время стычек с враждующими кланами, проводила собеседования для новичков, руководила на различных внутриигровых ивентах.
На своем первом в жизни собеседовании (успешном!) я честно призналась, что не имею опыта работы с кучей людей вживую, зато умею заставить сто человек делать на протяжении восьми часов все, что я скажу, – и это только с помощью голосового чата (иногда думаю, что, не стань я журналисткой, из меня вышла бы отличная доминатрикс).
Сейчас я практически не играю в PW, хотя полностью с ней завязать не получилось. Каждый год запускают новый сервер, и каждый год я на пару месяцев погружаюсь в волшебный мир голосовых чатов, подземелий, войн и интриг: кто с кем поругался, кто у кого украл казну и кто кому отправил интимные фотки за экипировку в игре.
А вот связь с людьми, с которыми познакомилась в игре, поддерживаю до сих пор. Например, самое полезное знакомство на свете – логист интернет-магазина, который замутил доставку желанного матраса через пару часов после оформления заказа.
Ради удобного матрасика стоило потратить 10 лет на игру!
«Будущий муж первое время не верил, что я девушка»
Анастасия
33 года, редакторка
– Играть в World of Warcraft я начала 12 лет назад, еще в институте. С игрой меня познакомил теперь уже бывший парень: принес, все показал, объяснил. Тогда как раз была сессия, но вместо того, чтобы готовиться к экзаменам, я ночами напролет сидела в WoW. На удивление, сессию в итоге я сдала очень хорошо.
Со мной играло много друзей, и мы решили создать гильдию «для своих». Она не планировалась большой, но постепенно в ней стали появляться новые люди. Думаю, дело отчасти в том, что главой была я, а девушка-геймер в то время – не самое мейнстримовое явление, скорее что-то не очень нормальное. Так что люди шли из любопытства.
В итоге образовался костяк гильдии: кто-то из Минска, кто-то из других городов. Иногда мы все собирались, устраивали сходки, гуляли по городу или сидели в кафе.
Мой будущий муж тоже вступил в гильдию, но первое время не верил, что я девушка. В игре и правда была такая практика: парни представлялись девушками, чтобы получить в подарок от других парней какие-нибудь вещи. Так что первые дня три Артем обращался ко мне в мужском роде, а я и не спорила – зачем мне что-то доказывать?
Но позже он добавился ко мне во «ВКонтакте» и понял, что я и правда девушка. Мы начали общаться, со временем он стал одним из моих заместителей в гильдии. Я знала, что нравлюсь ему, но тогда у меня был парень, серьезные отношения и планы на свадьбу, и никаких других вариантов я не рассматривала.
Позже из-за службы Артем попал из Слонима в Минск, а у нас с ребятами из гильдии давно была традиция по выходным навещать тех, кто служит в Минске. К Артему мы, конечно, тоже поехали, плюс пару раз я приезжала одна, привозила какие-то необходимые вещи, потому что никто другой не мог.
Примерно в это же время я рассталась с парнем, и, когда Артем отслужил, он предложил мне встречаться. Я согласилась, мы начали много общаться. Однажды он звонит и говорит: «Я переехал в Минск, чтобы быть с тобой». Через полгода он сделал мне предложение, и вот уже 7 лет как мы женаты.
«Вся эта история – про любовь и понимание близких людей, которые хотели сделать мне как лучше»
Алексей
29 лет, замдиректора
digital-департамента (диджитал-департамента)
– Мой первый игровой опыт состоялся в три или четыре года, когда папа подарил «Тетрис»: Brick Game, серый, 8-в-1… Помню, как дичайше угорал, сидя на кухне под задрипанной лампочкой, и ловил абсолютный кайф от происходящего. «Тетрис» стал первой константой в моей истории.
Вторая константа – «Сюбор». Понимаю, что это название, возможно, никому ничего не скажет, так что коротко: это клавиатура, в которую вшито железо Dendy. Ты можешь либо играть, либо учиться программированию на BASIC плюс изучать английский и осваивать скоропечатание.
Мои родители – журналисты, все окружающее меня пространство было связано с журналистикой – какие еще у меня были варианты? В детстве я хотел стать палеонтологом, но с возрастом погрузился в тексты и медиа.
В нулевые читал «Страну игр», сидел на форуме издания, и летом 2009-го руководитель Gameland.ru попросил меня о небольшой услуге. В благодарность они предложили заглянуть в редакцию и забрать подарок. Мне 18, я учусь на втором курсе филфака на журналиста, понимаю, что уже пора бы работать, – поэтому в редакции заодно спрашиваю, могу ли я что-нибудь для них писать.
Честно признался, что за плечами у меня только стажировки, но Миша Разумкин, мой кумир и экс-главный редактор «Страны игр», все равно согласился, и вот я уже пишу ревью на Halo 3: ODST. 25 сентября 2009 года сдаю текст, Мише норм – и с тех пор я ни дня не проработал не по своей специальности.
Сейчас я занимаюсь диджиталом, SMM (маркетингом в социальных сетях), медийными проектами и осознаю, что многое, если не все, берет своей точкой отсчета желтый картридж для «Сюбора».
Но «игры, которые привели меня к профессии» – не совсем правильная формулировка. Игры были следствием, они были элементом, а вся эта история – про любовь. Любовь и понимание близких людей, которые хотели сделать мне как лучше.
Они осознавали, что игры как формат мне ближе, чем та же литература. Они осознавали, что если они чего-то не понимают, то это не значит, что это плохо. Они потакали, здраво и адекватно, моим желаниями и потребностям.
Игры сделали меня тем, кто я есть сейчас. Но сделали они меня тем, кто я есть сейчас, потому что люди, которым я был дорог, дали мне все это, а я смог направить свою энергию в правильное русло.
Просто проиграв сто часов в Skyrim, вы вряд ли станете лучше. А вот если после Red Dead Redemption 2 пойдете читать великие американские романы и разбираться в американской истории – офигенно!
Если после второго Assassin’s Creed начнете сверять визуал игры с полотнами Каналетто на предмет реалистичного отображения чертовой тины в соответствии с веком – тоже офигенно.
Помимо игр нужно много читать, много смотреть, много изучать, много пахать, и только тогда они могут стать плацдармом для чего-то большего.
Игры – это одно из ключевых медиа сегодня, и дело даже не в бизнес-показателях. Примитивные, сложные, великие, плохие… Игры как формат, как способ потребления контента, как медиа – это будущее.
Как когда-то мои близкие доверяли и доверялись мне, помогали мне в моем увлечении играми и медиа, так сейчас и я стараюсь продолжать эту идею. Всем, кому могу, я стараюсь дарить игры. Предлагаю их как формат, который, возможно, станет для кого-то любимым. А может, и не станет! Может, я впустую трачу деньги и силы – так тоже бывает. Но моя задача как человека, которому когда-то это открыло гигантскую дорогу в будущее, – транслировать эту идею дальше.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: личный архив героев, unsplash.com.
ООО «ДельтаСтрим», УНП 192492702