Нас тоже раздражает, когда минчане по-щенячьи восторженно смотрят в сторону Москвы. Но поездка минских кураторов в столицу соседней страны кажется тем случаем, когда стоит присмотреться и перенять опыт.
Мы попросили у Анны Карпенко и Антонины Серяковой составить небольшой гид по новому зданию музея современного искусства «Гараж», который переехал в старое советское кафе «Времена года», что в парке Горького. И отметить те вещи, которым Минску действительно стоит поучиться у москвичей.
НОВОЕ – НЕ «ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ», А ИСПОЛЬЗОВАННОЕ С УМОМ
Реконструкцией типового советского здания кафе «Времена года» 1968 г. постройки (его выкупили за 13 млн долларов) занималось бюро ОМА известного голландца Рема Колхаса. Вместо того чтобы «старый мир разрушить до основанья», главные трендсеттеры мировых архитектурных тенденций предложили сохранить бетонные плиты перекрытий Т2 (ими в СССР перекрывали все масштабные объекты), часть кирпичной кладки, настенную и напольную плитку и знаменитое панно-мозаику «Осень». Последнее стало не только важной частью экспозиции в холле музея, но и образом всего «Гаража», хорошо тиражируемым и продаваемым на любых видах сувенирной продукции – от магнитиков до свитшотов.
На подступах к музею посетителей ждет хорошо продуманная работа с окружающим пространством. Остров с тремя деревьями посреди деревянной брусчатки — идеальное место для размышлений и медитаций. А деревья, одетые в ярко-красные чулки в белые горошины, по дороге к музею задают настроение и атмосферу посетителям не только «Гаража», но парка Горького.
ДЕШЕВО – НЕ СЕРДИТО
«Гараж» – на редкость продуманное в практическом плане здание. Непотребное состояние фасада советского общепита Колхас обшивает, пожалуй, одним из самых дешевых и практичных современных материалов – поликарбонатом. Плиты фасада матовые, не нагреваются, но пропускают свет. Единственный недостаток – со временем они не выдерживают низких температур и желтеют.
Одна из плит фасада – дверь-трансформер, которая, выдвигаясь вверх, открывает вид на панно Эрика Булатова «Все в наш Гараж». Эта же панель в поднятом положении может выполнять функцию экрана для любых активностей на самом верхнем уровне музея – большой террасе.
МЕСТО ДЛЯ ЛЮДЕЙ, А НЕ ЛЮДИ К МЕСТУ
«Гараж» – это пример открытого и дружелюбного пространства, готового принять всех, от пионеров до пенсионеров, от хипстеров до олигархов. Вход и выход в музей разделены, что позволяет не смешивать людские потоки и не ждать, пока выйдут одни и войдут другие. На входе вполне себе интеллигентного вида охранник скажет: «Добрый день», за 3 секунды проверит вашу сумку, скажет: «Спасибо, приятного посещения». Познакомиться с первыми экспозициями в фойе, посетить книжный магазин, выпить чашку кофе либо поучаствовать в детских арт-мастерских можно и без покупки билета за 400 рублей. Здесь же, в фойе, гардероб, куда можно сдать не только одежду, но и оставить в сделанных из прозрачного пластика ячейках габаритные вещи и даже самокат.
ПРОХОДНОЙ ДВОР – ЭТО ХОРОШО
По словам самого Колхаса, «Гараж» – это аэропорт, то есть проходное пространство, где люди если и задерживаются на одном месте, то совсем ненадолго. Это позволяет принимать в музее большое количество гостей, не боясь нарушить их личное пространство. Чего так не хватает современным социофобам. Кроме того, в здании самого музея нет туалета. Он находится на улице в двух шагах и представляет собой отдельный архитектурный объект в форме шестигранника, где из динамиков разносится джаз, система вентиляции работает настолько правильно, что ты не чувствуешь никаких запахов, кроме свежести, а зеленого цвета кабинки одинаково комфортны и для мам с малышами, и для людей с ограниченными возможностями. Даже ручка входной двери – один горизонтальный рычаг.
ECO-FRIENDLY
Большинство материалов, используемых бюро Рема Колхаса в «Гараже», вторичной переработки либо натуральные. К примеру, деревянная кладка, которой выложена площадка на улице. Снимаешь сандалии и греешь стопы, будто ты не в центре Москвы, а у бабушки в деревне.
В основном павильоне «Гаража» в принципе много дерева, стекла, металлоконструкций и вторматериалов. Детские мастерские используют все возможные подручные средства, от спичек до цветной клейкой ленты и пены, которой утепляют трубы. Отдельная гордость – сочетание естественного и искусственного освещения: глаза отдыхают, переходя от одной инсталляции к другой.
ВИД СВЕРХУ ВСЕГДА ЛУЧШЕ
Крыша нового здания «Гаража» – летняя терраса. К слову сказать, с крыши посетителям открывается совершенно другая Москва. Кроме смотровой площадки, оборудованной удобными квадратными стульями, которые можно с легкостью переносить с места на место, крыша тут еще и событийное место. Сегодня утром, например, посетители музея присоединились к перформансу «Утренний мир Йоко Оно». Давно ли вы встречали рассвет на крыше дома в центре города?
НЕ МЕСТО КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК МЕСТО
Рем Колхас – последовательный сторонник функционального использования пространства и ярый противник диктатуры архитектуры. Возможно, поэтому многие решения здесь многофункциональные. Так, старые кирпичные стены закрыты привычными белыми перегородками, но, если куратор решит экспонировать что-то на кирпичной стене, легкие перегородки просто поднимаются вверх, становясь частью потолка.
СОБИРАЙТЕ ИСТОРИЮ
Сегодня «Гараж» обладает самым большим и самым полным архивом современного русского искусства, начиная с конца 1950-х годов по настоящие дни, а также самой серьезной исследовательской группой в этой сфере. Все это позволяет команде музея делать глубокие исследовательские выставки. Например, сейчас в «Гараже» экспонируется выставка «Древо современного русского искусства». Это поистине монументальный труд, достойный не одной докторской диссертации, выполненный при этом в простой визуальной форме.
БУДЬТЕ ПРОЩЕ
Неважно, как хорошо вы разбираетесь в современном искусстве и сколько вам лет, «Гараж» по определению дружелюбное место. Здесь каждый найдет что-то для себя. На первом этаже в выходные работают детские мастерские, в «Гараже» постоянно проходят образовательные программы. А кроме сложных исследовательских проектов в пространстве музея постоянно открываются и «простые» выставки: например, инсталляции японской художницы Яей Кусама, которые сами по себе представляют ошеломительный эмоциональный опыт.
Конечно, чем более вы подготовлены в теоретическом и интеллектуальном плане, тем более интересным будет для вас новое пространство «Гаража», но и «новички» от современного искусства смогут не потеряться здесь.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Антонина Серякова, vedomosti.ru..
что ты -- великий талант и что те странные вещи, которые из
тебя прут, -- не лишь бы что, а проявления чего-то глубинного
и архиважного, чего у других не отыщешь. Уверять легче скопом.
Поэтому абсурдисты всегда кучкуются, всегда нахваливают друг
друга.
Абсурдизм, модернизм, авангард, декаданс -- очень близкие
понятия. Конечно, абсурдист может творить в стиле "ретро", но
обычно он этого не делает. Модернист может не выпячивать своей
абсурдности, но он абсурден так или иначе. Декадент должен в
чем-то проявлять свою упадочность и, как правило, он для этого
прибегает к "новым формам". Можно различать абсурдистов, декла-
рирующих свою абсурдность, и абсурдистов, являющихся таковыми
"объективно" и, возможно, даже считающих себя не абсурдистами,
а отрицающими ущербную действительность или кем-то в этом роде.
В художественных произведениях надо различать абсурдистскую
форму и абсурдистское содержание. Иногда встречается первое без
второго или второе без первого, но чаще то и другое существует
совместно.
В соответствии с тем, какие абсурдные особенности преобладают
в "творческом продукте", абсурдисты делятся на мутных, грязно-
писателей, приколистов и т. п.
Мутному абсурдисту представляется, что он работает с очень
глубинными смыслами или поднимается на неимоверную высоту
обобщения.
Абсурдист-грязнописатель считает себя реалистом, который несёт
людям правду: открывает им глаза на то, что прежде от них скры-
вали из каких-то нелепых или корыстных побуждений. В общем, он
очищает мир от лжи.
Насколько бестолковы и уродливы произведения абсурдного искус-
ства, настолько бестолково и уродливо психическое устройство его
авторов и потребителей. Поскольку исследовать тонкие особенности
психики -- это, как правило, затруднительно, то отношение к
абсурдному искусству (в том числе к отдельным его разновидностям)
может использоваться как средство выявления некоторых психических
дефектов.
Так, что недостаточно нанять самого влиятельного архитектора. Это не гарантирует Вам шедевр