Люди, истории
CityDog.io

Помните большой минский фестиваль Freaky Summer Party? Нет, он не возвращается (пока), но вместе с основателем мы вспомнили, как это было

Помните большой минский фестиваль Freaky Summer Party? Нет, он не возвращается (пока), но вместе с основ...
Если помните, почти 10 лет (до 2018 года) в Беларуси ежегодно проходил фестиваль Freaky Summer Party – сначала на Ислочи, а потом и в Минске. В лучшие годы мероприятие собирало по 25 тысяч горожан. Вместе с одним из организаторов феста Денисом Трусило вспомнили, как это было, а заодно и узнали, где команда находится сейчас и возможно ли возрождение FSP в будущем.

Если помните, почти 10 лет (до 2018 года) в Беларуси ежегодно проходил фестиваль Freaky Summer Party – сначала на Ислочи, а потом и в Минске. В лучшие годы мероприятие собирало по 25 тысяч горожан. Вместе с одним из организаторов феста Денисом Трусило вспомнили, как это было, а заодно и узнали, где команда находится сейчас и возможно ли возрождение FSP в будущем.

С чего все началось: «Я организовал пикник для друзей и позвал всех через эсэмэски»

Денис Трусило
директор агентства Pocket Rocket, основатель FSP

– В студенчестве я много путешествовал и время от времени попадал на фестивали в разных странах Европы, – вспоминает Денис. – В какой-то момент ко мне пришло осознание, что в Беларуси нет мероприятий такого формата, на которые хотелось бы идти из-за атмосферы и настроения. И в 2007 году мне пришла идея создать свой маленький пикничок для близких друзей.

На подготовку у нас ушла неделя, бюджет был 100$. При помощи смс я пригласил на мероприятие 20–30 человек, и вместе с парой товарищей мы организовали пикник в парке Победы недалеко от стелы. Мы были молодыми студентами, мало понимали, и нам и в голову не пришло, что, возможно, на проведение такого мероприятия в нашей стране нужно получать разрешение. К счастью, все прошло спокойно и, насколько я помню, никто из правоохранительных органов к нам не подходил.

Весь пикник занял небольшую территорию примерно 20 на 20 метров, но уже тогда у нас было много задумок: мы напечатали постер, сделали бренидрованные майки, привезли ковры из дома. Играла музыка, была какая-то еда и пунш. А еще мы продавали билеты. Уже не помню, сколько они стоили, но мы точно ничего на этом не заработали. Собственно, и цели такой не было, мы хотели просто отбить затраты.

А, и да – пикник тогда назывался Frisbee Summer Party. Потому что мы тогда очень увлекались этой игрой и часто встречались с друзьями на полях, где можно побросать диск. Фрисби был одной из ключевых активностей на пикнике.

Грассбоулинг - игра в боулинг на траве.

Фото с пикника 2008 года. Игра в грассбоулинг.

Самым сложным оказалось свернуть потом эту вечеринку. Было уже поздно, темно, кто-то спал, на коврах было много вещей, которые нужно было увезти. В целом, я бы сказал, пикник удался, но на моменте организации мы не задумывались, что после мероприятия нужно будет производить еще и демонтаж. Так что для нас это был челлендж: все собрать, увезти, безопасно доставить разгулявшихся товарищей по домам – а в последующие дни еще и мои домашние ковры отмыть.

Поэтому на следующее после пикника утро первое, что я сам себе пообещал… это больше никогда не повторять подобные события (смеется).

Фотографии на прищепках, йога на траве. 

FSP 2010 года на Ислочи.

Диджей на фестивале.
Кресла на природе, пикник в лесу. 
Йога в парке на свежем воздухе.

И как же пикник для друзей перерос в фестиваль для всех?

– У меня оказались очень классные друзья, которые дали позитивный фидбек и вдохновили меня на проведение следующего мероприятия. И они же каждый год привносили в наш пикник какие-то новые идеи и помогали с организацией: у кого-то дома оказались колонки, кто-то был фотографом и организовал фотовыставку, кто-то возил все на своей машине и т.д.

Мы повторяли пикник каждый год – и каждый раз количество участников росло минимум на 100%. Буквально через год мы уже делали фестиваль на Ислочи – и на протяжении пяти лет росли там. Причем первые несколько лет все это проходило в таком «диком» формате, когда мы не задумывались об официальном оформлении мероприятия и не получали на него разрешение. Позже, когда уже и наше креативное агентство Pocket Rocket появилось, и фестиваль стал достаточно большим, мы начали все оформлять.

Со временем мы стали развешивать афиши FSP в каких-то классных кофейнях, у нас появились инфопартнеры, но все равно больше всего людей приходило по «сарафанному радио». Думаю, здесь сыграло роль много факторов: в Беларуси на тот момент было не так много фестивалей, мы действительно очень старались и каждый год пытались улучшаться.

Например, мы были первыми, кто сделал на фесте фуд-корт. Это сейчас без этого не представляется ни одно мероприятие, а тогда это было что-то совершенно новое. И когда мы приходили в разные заведения и предлагали им сделать свою точку на нашем фестивале, они не понимали, о чем мы говорим. Естественно, все отказывались.

Первый раз мы вынуждены были создать фуд-корт своими руками. Смастерили барную стойку, напекли кучу капкейков – в общем, создали целое кафе, чтобы показать, что такой формат существует, что есть желающие это покупать и что все это может окупаться. На следующий год нам уже удалось привлечь несколько участников. Одними из первых, кто согласился, были «Зерно».

Еще мы одними из первых стали делать на фестивале образовательную площадку, куда приглашали интересных спикеров, детскую зону. В общем, у нас было большое разнообразие разных форматов, которые на тот момент невозможно было найти в Беларуси в одном месте.

Но я бы сказал, что самое интересное, что было на фестивале, – это публика. FSP собирал много интересных людей, которые сами собой создавали просто невероятную атмосферу, – и многие посетители это отмечали.

Шарики и декор на большом пикнике.

FSP 2011 года на Ислочи.

Большой фестиваль в лесу на природе.
Палаточный лагерь на природе.

 

Отдых на берегу реки.
Капкейки, кексы, фуд-корт.

Не обошлось и без курьезов: на 4000 человек был только один милиционер

– В какой-то год, когда нас было около 4000 человек на Ислочи, на охрану нам был выделен всего один очень вежливый и корректный сотрудник милиции из Воложина. Конечно, у нас была и своя служба безопасности, которая следила за входом и выходом, но в целом мы стали свидетелями того, что даже огромное мероприятие может пройти без единой проблемы.

Алкоголь на FSP не продавался – у нас была более культурная направленность. Возможно, кто-то из гостей привозил с собой, но мы за этим не следили. Рядом с площадкой феста разбивался палаточный лагерь – но и там никогда не возникало вопросов.

Еще у нас постоянно происходила забавная история с креслами-мешками, которые мы использовали в чил-зоне. Каждый год мы не досчитывались одного или двух. А на одном из последних фестов впервые в истории мы вдруг обнаружили, что мешков осталось больше, чем было изначально. Посмеялись.

На площадке на Ислочи, естественно, не было никакого электричества, поэтому все сцены, фуд-корты и прочее были запитаны на генераторах. В самый неподходящий момент у нас всегда заканчивался бензин – и нужно было срочно ехать куда-нибудь в Раков с канистрами за топливом. А вся лесная дорога была заставлена машинами, на которых приехали посетители. Так что это всегда было еще одним челленджем – достать бензин in the middle of nowhere, как мы называли это место на Ислочи.

Капоэйра на фестивале.

FSP 2012 года на Ислочи.

Веселая необычная молодежь на фестивале в лесу.
Игры с мячом на траве, отдых на природе.

Больше фото ищите в нашем фотоотчете: «FSP-2012: фрики, трусики, угар».

А что говорили посетители об FSP? Была ли критика? Как на нее реагировали?

– Мы всегда читали отзывы после феста, а последние пять лет даже проводили исследование на самом мероприятии: почему решили прийти, что самое главное и интересное и т.д. И, честно говоря, мы были шокированы результатом. Потому что почти 70% бюджета мы тратили на то, чтобы пригласить крутых хедлайнеров на главную сцену. А оказалось, что посетителям было практически все равно, кто играет. Они приходили за атмосферой.

Мы сначала даже немножко разозлились: как это так, что наши гости не ценят то, на что мы тратим больше всего усилий? А потом осознали, что у нас действительно просто очень круто получается создавать атмосферу. И каждый год мы стали больше думать про дизайн, правильно расставленные локации, разные форматы развлечений и прочее.

Я бы сказал, что процентов 99 отзывов были позитивными. А оставшийся процент негатива помогал нам делать мероприятие лучше. Например, кому-то не хватило туалетов – мы добавили, кому-то было слишком громко в образовательной зоне – мы отрегулировали, и т.д.

Капоэйра на природе, выступление на фестивале.

FSP 2013 года на Комсомольском озере в Минске.

Серфинг на фестивале, водные развлечения.
Человек с велосипедом и шариками.
Концерт на фестивале, хедлайнер.

А что по финансам? Получалось ли зарабатывать на FSP?

Когда фестиваль вырос, его организация занимала уже не неделю, как это было в первый раз, а около 11 месяцев. Сначала команда искала спонсоров, потом делала рекламную кампанию, после занималась лайнапами, программой, продажей билетов, промо, коллаборациями и прочим.

– Организация фестиваля – очень энергозатратное действие. На протяжении практически года вся команда должна быть включена в один большой проект, который потом проходит за два дня. И ты никогда не можешь предсказать заранее, как это будет.

Например, есть такой фактор, как погода, на которую ты никак не можешь повлиять. А о том, какой именно она будет в нужные выходные, можешь узнать только за пару дней. Вот и получается, что, несмотря на тщательность подготовки, хорошая погода может принести тебе большой плюс, а плохая – увести в серьезный минус.

Первые несколько лет фестиваля мы выходили примерно в ноль. Хорошо, если после мероприятия мы могли позволить себе купить какой-то тент для следующего года. И тут тоже, кстати, была история: мы купили-таки тент, но за год забыли, куда его положили, – и так и не нашли. Возможно, он до сих пор пылится у кого-то в гараже.

Еще в один год посетители жаловались, что на фесте большие очереди за лимонадом, поэтому мы решили поставить больше точек с напитками от себя как от организаторов. Закупили большое количество стаканчиков, трубочек, салфеток и всего необходимого. Но выходные оказались совсем не жаркими. И, мне кажется, несколько коробок этих стаканчиков и трубочек до сих пор лежат у кого-то в гараже или у нас в офисе в подвале.

Или, например, к какому-то фестивалю мы сделали большое количество брендированных маек и худи, но именно в тот год их покупали очень слабо. Поэтому большую часть мерча мы просто раздали команде. И самое интересное, что до сих пор можно встретить людей в нашей брендированной одежде. Мне недавно знакомый сбросил фотографию, как бариста в Вильнюсе варит кофе в байке FSP 2013 года.

В целом за всю историю FSP у нас были как взлеты, так и падения. В какие-то годы Pocket Rocket финансировал фестиваль, в другие – наоборот: проседал рынок, у агентства было меньше клиентов, и FSP нас вытягивал.

Летний городской пикник в парке.

FSP 2014 года на Комсомольском озере в Минске.

Образовательная площадка на фестивале.
Люди на пляже, трамплин для велосипедиста на берегу.
Бросание красками, холи фестиваль.

 

Раздражало ли, что со временем у FSP стала появляться конкуренция? Были ли какие-то столкновения интересов?

– Когда в Минске стали появляться и другие городские фестивали, мы были еще молодыми и очень ревностно относились к любому мероприятию, похожему на наше. Старались с ними конкурировать, постоянно придумывали что-то новое. И нас прямо задевало, если какой-то фестиваль начинал копировать то, что делали мы.

Но потом поняли, что мы должны не конкурировать, а помогать друг другу. Ведь мы преследуем одну и ту же цель – стараемся сделать Минск и Беларусь более интересным местом, популяризируем сам формат летних пикников и фестивалей. Поэтому стали планировать лето вместе – в том смысле, что согласовывали даты проведения мероприятий, чтобы в одни выходные не проходило сразу два.

Плюс появление новых фестов позволяло быстрее развиваться инфраструктуре: аренда временных конструкций, тентов, мешков и т.д. – со временем найти все это становилось проще.

Сами мы на другие фестивали тоже иногда ходили посмотреть, но не на все. Больше старались путешествовать и смотреть на мероприятия в других городах и странах: Flow в Хельсинки, Sziget в Будапеште, какие-то варшавские фесты и др. – в них было гораздо больше вдохновения.

Танцевальный мастер-класс на свежем воздухе.

FSP 2015 года на Комсомольском озере в Минске.

Уличный кинотеатр среди деревьев.

Больше фото смотрите в нашем большом фотоотчете (и ищите себя).

Большое количество людей на фестивале в Минске.

FSP 2016 года в DreamLand в Минске.

Главная сцена на фестивале в Беларуси.
Временные татуировки на руке.

Полный фотоотчет смотрите тут.

Последний FSP прошел в 2018 году. Что было дальше?

– В 2019 году мы решили не проводить фестиваль и дать себе отдохнуть, потому что на протяжении 10 лет мы практически не видели лета, не загорали и не купались. До конца июля мы готовили мероприятие, а в августе приходили в себя и заканчивали оставшиеся дела: завершали партнерства, отгрузки, демонтажи, подписание актов, смет и т.д. – это еще огромный кусок работы на самом деле.

В 2020 году FSP был трансформирован в диджитал-проект для поколения Z. Началось все с того, что мы задались вопросом: для чего вообще мы проводим этот фест и какую пользу он несет для аудитории? И оказалось, что помимо того, что это просто развлекательный летний интересный формат, FSP помогал огромному количеству людей поверить в себя, полюбить Минск, увидеть, что в Беларуси много творческих и креативных людей, и вдохновить на то, чтобы идти за своей мечтой. Мы получали огромное количество фидбeка от людей: одни после посещения фестиваля сменили работу или решились на открытие своего дела, другие уехали в другую страну, третьи познакомились со своей второй половинкой и т.д.

Это действительно было очень созидательное меропрятие. И мы поняли, что если сможем дигитализировать проект, то принесем пользу не только тем людям, которые непосредственно пришли на фестиваль, а гораздо большему количеству в разных уголках мира.

Так вместе с «Самсунгом» и «Онлайнером» мы создали видеопроект, в рамках которого находили необычных представителей поколения Z – смелых, с интересными идеями и увлечениями – и на их примере рассказывали и показывали, что быть творческим – круто. Призывали быть честными с собой и делать то, что нравится.

Параллельно с серией статей мы запустили YouTube-канал «Выйди и зайди нормально», где делали ток-шоу, поднимали проблемы поколения Z и приглашали экспертов, которые помогали во всем разобраться. А об актуальных проблемах, к слову, нам писали сами представители поколения – у нас была специальная форма, которую можно было заполнить и оставить свой запрос.

Последний выпуск ток-шоу «Выйди и зайди нормально», который вышел год назад.

– Этот проект мы придумали за полгода до ковидных времен – и это лучшее, что мы могли сделать, – добавляет Денис. – Летом 2020-го большинство мероприятий было отменено, но и задолго до этого, когда пандемия только начиналась, уже очень сложно было найти спонсоров – в такой неопределенной ситуации многие отказывались. Так что провести офлайновый фест практически не было возможности, а онлайн мы могли коммуницировать с аудиторией на протяжении двух лет.

Потом, правда, случились и политический, и военный кризисы, и наш диджитал-проект пока приостановлен.

Раскладные кресла для отдыха на природе. 

FSP 2018 года в DreamLand в Минске.

Веселые люди отдыхают на городском фестивале.
Фотозона на фестивале, место для фото. 

А что сейчас с организаторами FSP? И возможно ли такое, что фестиваль возродится в Беларуси или какой-то другой стране?

– Вся наша команда разъехалась практически по всему миру. Сотрудники нашего агентства Pocket Rocket находятся в 7 странах, а наши клиенты – на 4 континентах. И, мне кажется, это прекрасно, потому что мы стали более гибкими и креативными.

Возрождение FSP как фестиваля возможно, и нам было бы интересно тряхнуть стариной, но для этого должно много чего произойти. Сейчас мы все восстанавливаемся после политического и военного кризисов, пытаемся обустроиться на новых местах и понять, что делать дальше. Пока нет стойкого ощущения, что время для проведения фестиваля пришло.

Конечно, хотелось бы организовать FSP снова в Беларуси, но, думаю, время подскажет, какое решение будет лучшим.

 

Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog, личный архив героя

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: cd.afisha@gmail.com
Реклама: manager@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter