Фотошот: эксперты доказывают, что эта легендарная фотография Минска после Второй мировой войны – монтаж

Фотошот: эксперты доказывают, что эта легендарная фотография Минска после Второй мировой войны – монтаж
В рубрике «Фотошот» показываем вам редкие фото и видео про жизнь минчан в разные годы и столетия.

В рубрике «Фотошот» показываем вам редкие фото и видео про жизнь минчан в разные годы и столетия.

Где мы нашли это фото

Сейчас в Палацы мастацтваў на Козлова проходит выставка «Гісторыя беларускай фатаграфіі. Backstage»: она проходит в рамках презентации одноименной книги, которую делали три года.

Среди прочих работ на выставке есть снимки Василия Аркашева, который вошел в историю в первую очередь как военный фотограф. Именно его работы нашли в Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов (Дзержинск) авторы книги – и оказалось, что оригинал фото с видом на минскую площадь Свободы несколько отличается от того снимка, который тиражируют уже не первое десятилетие.

Автор: Василий Аркашев. Вид на пл. Свободы, Минск, 1941 год. Верхнее фото – с монтажом, нижнее – оригинал.

– В 2018 году, когда мы изучали период военной фотографии, обратились в архив в Дзержинске, – отмечают кураторки проекта Анна Самарская и Антонина Стебур. – Признаться честно, мы надеялись найти подобные фотографии.

Дело в том, что монтаж в период Второй мировой войны среди советских фотографов-репортажников был распространен. Эти снимки были для нас приятной и долгожданной находкой, а также счастливым случаем.

Как получилось это фото?

– В 1994 году Василий Аркашев сдал в архив свои фотоработы, среди которых были парные снимки «оригинал-монтаж». Один из таких кадров – это известный снимок Минска, объятого огнем, который часто публиковался и публикуется в СМИ и интернет-ресурсах для иллюстрации столицы Беларуси во время Великой Отечественной войны.

Но оригинальный снимок, который сдал Василий Аркашев в архив, показывает несколько иной пейзаж, более сдержанный, – отмечает Анна.

Сравните изображения: на верхней фотографии откуда-то появились клубы дыма, а здания охвачены огнем. По словам устроителей выставки, такие приемы в советское время не были редкостью и являлись частью пропаганды: от фотографа требовали не только документировать реальность, но и разжигать в зрителях ненависть к врагу.

– Мы, к сожалению, не знаем, для чего он сдал и известный монтажный снимок, и неизвестный оригинальный снимок. Возможно, он хотел показать нам, как выстраивались структуры военной пропаганды, а возможно, просто хотел подчеркнуть свое мастерство.

Насколько нам известно, в широкой публикации оригинальный снимок никогда не публиковался. Но возможно, были публикации в специализированных статьях и исследованиях авторов, которые занимаются военной историей или изучают фотографию.

А вот еще одно фото

Фотография называется «Салдат А.Г.Юзвенка піша ліст у рэдакцыю газеты» и датируется 1941-1942 годами. Василий Аркашев и здесь решил поменять фон: была хатка – стали развалины.

Где можно увидеть эти снимки?

На выставке «Гісторыя беларускай фатаграфіі. Backstage», которая открылась 25 января в ZAL#2 в Палацы мастацтваў.

Выставка включает три фотопроекта: один из них посвящен авангарду, второй – военной фотографии, а третий – концептуальным поискам 80-х годов. Все вместе они помогают по-новому посмотреть не только на историю белорусской фотографии.

Остальные снимки, которые вошли в экспозицию, можно успеть посмотреть в ZAL#2 (ул. Козлова, 3) до 2 февраля 2020 года. Вход бесплатный.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by.

поделиться