19 февраля в Берлине в рамках основного конкурса 73-го Берлинского международного кинофестиваля состоялась премьера фильма Disco Boy. В центре сюжета – судьба беларуского заключенного, который бежит через пол-Европы в поисках лучшей жизни. У беларусов фильм уже вызвал вопросы.
О чем фильм: тюрьма, Беларусь, побег, легион, Африка
Картина Disco Boy участвует в основном конкурсе Берлинале в номинации «Лучший первый полнометражный фильм». Некоторые беларуские кинокритики после просмотра кино высказали недоумение по поводу сюжетных перипетий и стереотипов о беларусах в фильме. Вплоть до того, что назвали картину «кринжовой». Так о чем кино?
В центре сюжета Disco Boy – бывший заключенный Алексей, который решает уехать из Беларуси. В автобусе, полном футбольных фанатов, он и его товарищ Михаил попадают сначала в Польшу, а после, тайно переплывая границу между Польшей и Германией по реке, обнаруживаются во Франции.
Тут Алексей записывается добровольцем в иностранный легион ради французского паспорта и участвует в военных действиях в Африке. В одной из африканских стран Алексей встречает парня Джомо, который борется против транснациональных нефтяных компаний, угрожающих его деревне.
Фильм рассказывает историю двух солдат, чьи судьбы оказываются переплетены.
Кто и зачем вообще снял такой фильм?
Это совместный проект Италии, Франции и Польши, который получил финансирование из Подкарпатского регионального Фонда кино. Съемки проходили в Польше, Италии и Африке.
Для режиссера Джакомо Абруццезе (Giacomo Abbruzzese) Disco Boy стал дебютом в полнометражном игровом кино. Ранее Абруццезе был неоднократно награжден за документальные и короткометражные фильмы.
В интервью польскому агентству PAP режиссер признался, что работал над фильмом долгие 10 лет и хотел рассказать историю двух мужчин, ищущих путь в лучшую жизнь, а еще хотел создать военный фильм, в котором все будет против войны.
По словам Абруццезе, эта картина о том, что «мир подписывается с врагами и нужно “танцевать” с другими, потому что мир у нас один на всех».
– Война, на мой взгляд, не выход. Поэтому я всегда буду за диалог и против агрессии, – делится режиссер.
Беларусов в фильме сыграли немецкий актер Франц Роговский и поляк Михал Балицкий.
Франц Роговский, который исполнил роль Алексея, – немецкий хореограф, танцор, актер театра и кино, получивший в 2018 году титул «Звезда Европы». Как признался Роговский, по началу он не был уверен стоит ли ему сниматься в этом фильме. Актеру показалось, что сценарий недостаточно проработан. Но в итоге актер нисколько не пожалел, что согласился. В этом году на Берлинале с его участием представлены целых две картины: Disco boy и Passages (реж. Айра Сакс), где актер играет совершенно другую по настроению роль.
Вот что говорит о фильме беларуский кинокритик: «Насмехаться над политическим невежеством автора нет причин»
Игорь Сукманов
Киновед
Киновед Игорь Сукманов, который в данный момент находится на Берлинале, поделился своей рецензией на картину, которую уже успел посмотреть. И объяснил, почему опасения некоторых беларуских кинокритиков о кринжовости фильма совершенно безпочвенны.
– Главная «сенсация», а заодно и «дурная слава» Disco boy в том, что герой ленты – беларус (в кои-то веки), который уезжает из страны, чтобы вступить во французский иностранный легион.
Для нас отъезд, – а по сути побег, – персонажа из страны прочно ассоциируется с последствиями протеста в августе 2020-го, что рождает, как мне кажется, искаженную трактовку и привязку фильма к актуальному моменту.
В действительности все не так. В день премьеры режиссер признался, что у него ушло 10 лет, чтобы воплотить замысел в жизнь. То есть сюжетно фильм привязан к другому временному контексту, а следовательно не кринжует и не слишком вульгаризирует знакомые нам реалии.
Это объясняет многие «несуразности». Например, претензии, почему два беларуса при пересечении польской границы продолжают свое путешествие «партизанскими тропами» вместо того, чтобы открыто перемещаться по Европе. Но если вспомнить начало 2000-х, то окажется, что Польша тогда еще не вступила в ЕС. Или футбольные фанаты с госсимволикой, распевающие во все горло «Трох Чарапах»: это вполне могло быть далеко до протестного августа 2020 года.
Короче, оскорбляться или насмехаться над политическим невежеством автора нет причин. Как, собственно, Беларусь здесь нисколько не держава Лукашенко. Герой не от режима бежит. Его прошлое туманно. Он сирота, он никто, человек без рода и племени. Выходец из не самой обеспеченной страны за пределами Европы. Из ниоткуда. Он мог быть из Сибири или из Украины. Но поскольку вдохновлен режиссер был историей безвестного беларуса (о, сколько таких историй неизвестных соотечественников скрывает наше время!), то и получила право быть таковой.
И еще важная деталь – чтобы не судить о нем мерками документа: это антивоенная притча вне времени и пространства. В чем-то даже сентиментальная сказка в защиту попранного ныне гуманизма про человека с ружьем, в которого вселяется дух убиенной им жертвы.
Ведомый этой силой, герой сжигает униформу – свой пропуск в «цивилизованный» рай – и так пробуждает зачарованную любовь. Как ни странно, но именно такой нежный символизм рифмуется с «беларуским следом» фильма. И от этой щемящей великодушной доброты веет чем-то родным, культивирующим образ беларусов, рожденных не для убийств, а для миротворения.
Кстати: беларуские кинематографисты презентуют на Берлинском кинофестивале свой собственный проект – BIFA
Беларуская независимая киноакадемия (BIFA) – институция беларуских кинодеятелей, направленная на продвижение независимых беларуских фильмов, в том числе на международных площадках.
Инициаторами BIFA выступили основательница кинофестиваля «Паўночнае ззянне» Воля Чайковская, режиссеры Алексей Полуян, Дарья Жук, Андрей Кутило, кинокритик Ирена Котелович и киновед Игорь Сукманов.
Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Korsosanockie.pl.