Минский краевед Павел Ростовцев поделился с CityDog.by несколькими редкими фото из своей коллекции. И, кажется, это действительно сокровище: редко увидишь снимки минчан в таком разрешении.
– Я уже более 10 лет разыскиваю старые фотографии Минска и, если нет возможности приобрести оригинал, сканирую для своей электронной коллекции, – рассказывает Павел. – Причем стараюсь работать не со сканами из книг, а именно с оригиналами самих фото. Во-первых, часто в книги попадают достаточно старые репродукции не лучшего качества с сильной ретушью, во-вторых – оригинальные отпечатки старинных фото (особенно фото начала ХХ века, когда снимали не на пленку, а на стеклянные пластинки) открывают для нас просто невероятное количество различных деталей, рассматривая которые находишь немало познавательного.
В качестве примера приведу несколько фотографий работы Николая Николаевича Останковича. Этот фотограф-краевед имел свою мастерскую в Кунцево, затем перебрался в Москву. В начале ХХ века он сотрудничал с журналом «Исторический вестник», где выходили его публикации «Экскурсия по Литве (путевые заметки)» – 1907 г., «Поездка в Могилевскую губернию» – 1902 г.. В 1900-х годах Останкович путешествовал по западным областям Российской Империи и сделал ряд фотографий, в том числе и Минска. Сейчас эти фото, датированные 1903 годом, хранятся в фондах Университетской библиотеки Вильнюса и доступны исследователям. Справедливости ради отмечу, что в 1950-х годах сотрудники белорусского архива кинофотофонодокументов сделали репродукции этих фото для архивной коллекции. В дальнейшем эти репродукции публиковались в «Истории Минска» 1957 года издания и в уже ставшей культовой книге Захара Шибеко «Минск. Страницы жизни дореволюционного города» 1990 года и ее переизданиях. Увы, качество репродукций в обеих книгах (особенно в «Истории…» 1957 г.) далеко от идеального и дает лишь общее представление о сюжете снимка. Рассмотреть детали на этих репродукциях невозможно. А вот когда несколько лет назад я впервые взял в руки большие, 25х32 см, красиво оформленные паспарту с очень четкими оригинальными отпечатками фотографий, то поразился обилию интересных деталей, которые можно долго рассматривать и находить любопытные моменты. Также каждое фото любопытно подписано на обороте карандашом. Рассмотрим некоторые из снимков.
На этом фото изображен уголок Городского сада (ныне парк имени Горького). Подпись на обороте фото гласит: «Губернаторскiй садъ при реке Свислоче въ г. Минске устроенный первымъ Минскимъ губернаторомъ Корнеевым въ 1800 году где сам Корнеевъ въ рабочей куртке работал по благоустройству сада въ часы отдыха отъ занятiй служебныхъ. Садъ занимаетъ площадь 20 десятинъ».
Рассматривая детали, видим публику, довольно почтенную. Впрочем, что и следовало ожидать от одного из главных променадов города первого десятилетия ХХ века. Интересны фасоны платья тех лет, обязательное наличие головного убора как у женщин, так и у мужчин. Обращает на себя внимание и киоск справа от прогулочной аллеи – торговля в местах отдыха горожан всегда была выгодным делом.
Улица Захарьевская (нынешний отрезок проспекта Независимости примерно сразу от перекрестка с улицей Комсомольской в сторону улицы Ленина). «Главная Захарьевская улица получившая названiе по имени перваго губернатора Захара Эммануиловича Корнеева, которая пересекаетъ весь г. Минскъ отъ Моск. вокзала до Коморовки на протяженiи 5 верстъ. Снятъ центръ улицы».
Среди деталей здесь мне сразу бросилось в глаза архитектурное оформление фасадов зданий с торговыми точками на первом этаже.. Ажурная ковка, довольно изящные маркизы… Фото явно сделано в теплые весенние дни – большинство окон второго этажа распахнуты. И дама в левой части фрагмента, судя по всему, держит в руках зонтик от солнца.
А это – часовня на входе в нынешний Александровский (ранее известный как Центральный) сквер. Подпись на обороте: «Минск. Городской театральный скверъ въ коемъ Александро-Невская часовня построенная жителями города въ память избавленiя Государя Императора Александра Николаевича отъ опастности въ 1866 году». Поясню: 4 апреля 1866 года в Летнем саду в Петербурге было совершено покушение на императора Александра II. 25-летний Дмитрий Каракозов стрелял в императора, но промахнулся. Был схвачен и впоследствии повешен.
Здесь снова видим отдыхающую публику. В правой части кадра – дама с зонтом от солнца на скамейке. Мужчины представлены совершенно разными типажами: тут и солидный обыватель в костюме с галстуком-бабочкой и в котелке (слева), и гимназист в форменной куртке, и мужчина, похожий на представителя тогдашнего среднего класса, с окладистой бородой и в картузе (в центре).
Юбилейный памятник на одноименной площади (с 1925-го и до войны ей пытались присвоить наименование «площадь 25 октября», но название, естественно, не прижилось). Карандашная подпись на обороте: «Юбилейный обелискъ въ гор. Минске на площади Новыхъ строенiй. Построенъ въ старину въ память избавленiя города отъ мора католическимъ духовенствомъ». Само по себе фото уникально – это единственный детальный кадр этого памятника дореволюционного времени. Есть еще кадры 1917 года, но там детали не так хорошо заметны.
Среди таких деталей меня смутил номер на гранитных плитах основания памятника: «365». Что означают эти цифры, нанесенные под трафарет, сказать точно не могу. Похожим образом в середине 20-х годов нумеровали нивелировочные реперы, которые как раз и вмуровывались в подобные объекты. Но о нивелировке Минска в 1900-е годы мне ничего не известно. Поэтому оставим этот вопрос в воздухе и лучше обратим внимание на очень интересную группу людей-зевак, стоящих перед деревянным столбом с газовым фонарем. Здесь мы видим публику не такую изысканную, как на предыдущих кадрах. Это жители городского предместья, одеты они проще. Но при этом видно, что женщины – горожанки: нет характерных для крестьянок передников, одежда по крою не похожа на самотканую, а, видимо, шилась у портного. Юноша справа держит портрет, но однозначно сказать, кто на нем изображен, сложно, хотя первая мысль была, что это царствующий император Николай II.
Хочется обратить внимание на оформление фотографий того времени: прекрасные паспарту, персональный штамп фотографа. Все это говорит, что Николай Останкович делал не просто банальную репортажную съемку, но относился к своим фотографиям действительно как к произведениям искусства. По всей видимости, Останкович готовил иллюстрированный очерк для «Исторического вестника», в котором хотел рассказать о Минске, но по каким-то причинам эти фото не попали в столичную редакцию, а оказались в Вильно. Статья о Минске в «Историческом вестнике» так и не вышла, но, рассматривая эти прекрасные фото и читая подписи на обороте, можно понять общую идею рассказа фотографа.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото из коллекции Павла Рoстовцева.