Весь сентябрь и часть октября в ангаре «ЦЭХа» проходит «Месяц фотографии». На прошлой неделе мы сделали гид по нему, а теперь запускаем серию экскурсий.
Начинаем с фотографов, которые решили как следует закопаться в жизнь белорусов: проект Stand By объединения Sputnik длился два года. Мы встретились с участницей проекта Агнешкой Райс, чтобы узнать обо всем из первых рук.
– Это проект Stand By – его начал Андрей Ленкевич, участник нашего коллектива, в 2010 году. Мы только закончили большой проект в Исландии, занимались публикацией книги и выставками. Андрей предложил сделать что-то о Беларуси, потому что никто такого раньше не делал – были западные журналисты, которые приезжали и делали какие-то фотографии, но никто не проникал вглубь, пласт за пластом. Мы заинтересовались и нашли финансирование. Проект закончился лет пять назад, и для куратора было вызовом представить его сейчас по-новому. Но проект не устарел, он до сих пор актуален.
АГНЕШКА РАЙС
Агнешка не очень хочет сначала говорить о себе, но никуда не деться – раз она наша героиня сегодня, придется отбросить стеснение.
– Каждый фотограф работал отдельно, каждый искал тему для своего исследования. В моем случае это было сложновато – я занималась праздниками и поп-культурой, но в Беларуси моя схема не сработала: все выглядело абсолютно иначе, чем я ожидала. Потом я прочла книгу Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и поняла, что в Беларуси я еще смогу найти женщин, которые воевали. Я навещала их, разговаривала, записывала их воспоминания – фрагменты этих историй есть на выставке. И сделала портреты в домашнем интерьере, чтобы показать их женственность – в пиджаках с медалями они выглядят как солдаты, но заботятся о доме как женщины. Одна из этих фотографий была на обложке словацкого издания книги Алексиевич в прошлом году. Большая картинка – это пиджак одной из женщин, такой символ: каждая из них хранит этот пиджак в полной готовности, с приколотыми медалями, для 9 мая или какого-то другого повода.
адам панчук
– Для каждого из фотографов было непросто найти здесь свою тему: нам пришлось пристально вглядываться, чтобы не скатиться в клише. Вот это – проект Адама Панчука, он живет в Варшаве, а его родители родом из мест у польско-белорусской границы. Когда он приехал в Минск, то понял, что люди здесь хорошо одеваются – уделяют много внимания тому, как они выглядят. Ему это понравилось, и он решил сделать такую стрит-фешн-историю. Он хотел показать, как одежда отражает белорусскую душу. Это не только работа фотографа, но и работа куратора: когда Адам вернулся и мы готовили выставку, дизайнеры посоветовали вырезать людей из фона и поместить на какой-то увеличенный рисунок с фотографии, чтобы сделать такой коллаж.
андрей ленкевич
– История Андрея о том, что война у нас в голове: например, есть стойкие традиции почитания героев. Тут объединены несколько историй, это такой гид белорусской памяти о войне: Андрей искал героев войны, чьи имена стали названиями улиц в местах, где они жили, – вот эти портреты рядом с картами населенных пунктов. Отец Андрея тоже есть на фотографиях, он был в армии, но никто из его семьи не воевал. Вот портреты реконструктора, человека, который участвует в исторической игре – в советской и немецкой форме. Есть фотографии объектов, связанных с темой, – их можно посмотреть в книжке.
ян брыкчиньски
– У этой истории интересное начало: Ян снимал Беловежскую пущу – часть ее есть в Польше, и он хотел сделать снимки и в белорусской части. Но ему запретили делать фотографии рядом с границей, поэтому пришлось придумывать, как сделать историю, не снимая сам лес. И фотограф начал искать части леса, которые люди приносят в свои дома и офисы. Это очень интересные натюрморты – животные и деревянные скульптуры. Это связь между природой и человеком, ее следы в человеческом жилище, но при этом – мертвая природа.
юстина мельникевич
– Юстина из Грузии сделала истории о женщинах, которые обращаются в брачные агентства, чтобы найти мужа-иностранца и уехать за лучшей жизнью. Что было удивительно: она нашла агентство в Гродно, которое было готово сотрудничать, и связалась с его клиентками. И даже фотографировала свадьбы. Что было удивительно для нее: она ожидала увидеть женщин, которые отчаянно хотят выйти замуж и свалить, но на самом деле эти женщины – образованные, знают, чего хотят, они не хватаются за первую возможность, а действительно выбирают партнеров, а не партнеры – их. Это такая сильная женская черта.
МАНЦА ЮВАН
– Это проект об эмигрантах. Манца работала в Нью-Йорке и фотографировала эмигрантов из Беларуси в Нью-Йорке, просила их показать любимые вещи, которые они привезли с собой, и любимые места в Нью-Йорке и в Беларуси. Тут фотографии и воспоминания героев.
РАФАЛ МИЛАХ
Мы решили хоть что-то утаить, чтобы у вас было больше поводов подняться со стула: сходите на выставку и полистайте книгу с проектом Рафала Милаха – это портреты людей-победителей национальных и локальных конкурсов: например, лучший полицейский. Он много раз возвращался в Беларусь и продолжал работать над проектом, так что интересных типажей вам мало не покажется.
Выставка работает до 10 октября в ангаре (ул. Октябрьская, 16). Общий билет на все выставки – 5 руб., льготный – 2,5 руб. Журналистам и детям до 10 лет бесплатно.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.