Весь сентябрь и часть октября в ангаре «ЦЭХа» проходит «Месяц фотографии». Мы решили сделать серию экскурсий: сегодня рассказываем о выставке «Завтрашняя фотография».
Валерий Лобко – действительно знаковая фигура в белорусской фотографии: он руководил первым союзом фотохудожников, был отличным фотографом, куратором и учителем. И настолько приятным человеком, что, как нам кажется, не найдется человека, который когда-нибудь мог бы на него злиться. Валерий ушел из жизни восемь лет назад – сердце прихватило, когда спешил в университет: на том месте сейчас растет дуб, а прах развеян над холмом в Республике Ужупис. Мы попросили рассказать о выставке Анну Самарскую, кураторку, которая была одной из учениц Валерия.
– Вообще, если обратить внимание на манеру съемки Лобко, то человек занимает центральное место. Это было видно и в повседневном общении – когда Лобко легко уделял все свое свободное время общению с учениками. Случалось, что пишешь в ночь email с коротким вопросом, а в пять утра получаешь развернутый ответ на несколько страниц со всеми выкладками и ссылками.
Лобко был не только фотографом. Точнее так: как фотографа Лобко никто не знал или знали единицы, он, в первую очередь, преподаватель, Учитель фотографии, идейный вдохновитель Минской школы фотографии –круга фотографов, откуда вышли такие фотографы как Парфенок, Чмырь и «Белорусский Климат», Кожемякин, рядом с ними всегда был Игорь Савченко. Потом у Лобко учились и Андрей Дубинин, и Саша Солдатова, и Слава Поталах, Саша Абухович и Даша Бубен, и, если не путаю, то Юля Лейдик тоже ходила на курсы Лобко. И это только наметочки – в целом, список учеников громаден, а география обширна: ученики Лобко теперь живут и создают фотографию в Германии, Литве, США, Нидерландах, кто-то из учеников даже в Индию успел перебраться.
– Работы представлены в хоронологическом порядке, но фотографический архив Валерия Лобко значительно шире и больше того, что мы видим здесь сейчас. Это такой первый заброс в сторону сбора и систематизации архива: работы хранились буквально на антресолях квартиры. И для того, чтобы сделать выставку, Ира Лобко, дочь Валерия Дмитриевича, в громадных пластиковых пакетах вывозила работы пачками. В первый вечер, когда мы собрались на отбор работ, таких пакетов было шесть, плотно набитых фотоотпечатками разных форматов –все они были вразнобой, попадались какие-то фотографии личного архива... Но главное – много-много фотографий, очень много, даже по меркам сегодняшнего бесконечного визуального потока: с одной стороны, испытываешь настоящий восторг, перебирая «артефакты времени», погружаясь в очень личное и ранее скрытое пространства автора, а с другой – полная фрустрация и растерянность: «И что теперь с этим всем делать?».
На выставке мне изначально важно было представить ключевые серии: назовем их «визитными карточками» Лобко – это те серии работ, о которых сам Лобко пишет в своем автобиографическом эссе. Еще мы с коллегой Ирой Кондратенко в отборе работ делали акцент на том, что мы делаем выставку для молодого зрителя.
– Алена Глухова в своих воспоминаниях об учителе Лобко метко сформулировала идею: «преподавать – это создавать пространство и незримо быть рядом». Таким Лобко учителя помню и я. И это ощущения со-присутствия нам и хотелось передать на выставке.
В целом, мы мыслили выставку как место встречи учеников, коллег и друзей Лобко – поэтому у нас тут в центре экспозиции стоит этот ретро-компьютер, где собраны разнообразные материалы, отражающие разные другие ипостаси Лобко и деятельности.
– Мы оставили презентацию каталога на финальные даты «Месяца Фотографии» – следите за объявлениями и приходите, сделаем финисаж проекта.
Выставка работает до 10 октября в ангаре (ул. Октябрьская, 16). Общий билет на все выставки – 5 руб., льготный – 2,5 руб. Журналистам и детям до 10 лет бесплатно.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
если не знаешь слова - не значит, что его нет в языке