Люди, истории
CityDog.io
9

Минчанин бросил IT-индустрию и стал зарабатывать на любви к классической музыке

Минчанин бросил IT-индустрию и стал зарабатывать на любви к классической музыке
«Классическую музыку любят все, просто не все еще об этом знают!» – говорит Александр Чаховский, директор Музыкального дома «Классика». Уже несколько лет его работа – влюблять белорусов в классическую музыку.

«Классическую музыку любят все, просто не все еще об этом знают!» – говорит Александр Чаховский, директор Музыкального дома «Классика». Уже несколько лет его работа – влюблять белорусов в классическую музыку.

Музыкальный дом «Классика» существует с 2012 года и за это время организовал десятки концертов классической музыки по всей Беларуси. Многие из них сильно отличаются от того, что мы привыкли видеть на сцене. Например, на 3D-концерте «Ночь» минчане слушали произведения, объединенные темой ночи: от Вивальди до Брамса – и чувствовали себя максимально близко к происходящему.

– Трубач играл с балкона, артисты появлялись из зала, – описывает Александр. – Конечно, 3D в нашем случае – это метафора, но средствами режиссуры мы попытались максимально приобщить зрителя к действу. Знаете, в театре есть такое выражение «разрушить четвертую стену». Так вот, наша сцена – это не стена. Артисты ведь играют не для себя, а для других. Мы хотим окружить зрителя музыкой так, чтобы он осознал: то, что происходит на сцене, это часть его — и так было всегда, просто он об этом не догадывался.



В 2013 году Музыкальный дом «Классика» организовал первый в Беларуси оперный флешмоб.

Классика – это основа. Александр рассказывает, что сам он полюбил эту музыку еще в детстве, когда учился в музыкальной школе. Правда, потом судьба увела его совершенно в другую сторону:

– Я работал в IT-бизнесе: занимался дополнительными услугами в мобильной индустрии. Один из проектов, который у всех на слуху, — «Прышпільны мабільны», *555#, — улыбается Александр. – Я был директором компании-разработчика этого и подобных продуктов. Мы сотрудничали с мобильными операторами и тоже на самом деле предоставляли людям возможность прикоснуться к прекрасному: закачать себе рингтон. Классика была отдельной папкой!

Потом Александр окончил обучение по программе MBA в Вильнюсе – и кардинально пересмотрел свои взгляды на жизнь:

– Я понял, что не хочу заниматься продажами мобильных технологий. Мне интересна работа в сфере искусства. И ближе всего классическая музыка: я ведь сам ходил на такие концерты, а среди моих друзей много музыкантов.

В пику большинству белорусов Александр уверен, что организация концертов – не менее выгодная работа, чем IT.

– То, что у айтишников не жизнь, а шоколад, – это стереотип. Ну, неплохо дела идут, это да: и причина тому –экспортная выручка и льготное налогообложение. С другой стороны, сколько было примеров неудачных стартапов?

Впрочем, нужно проводить границу между поп-культурой и классической музыкой: все-таки привезти в Минск всемирно известную группу – не то же самое, что организовать в Гомеле вечер оперы.

– В Музыкальном доме «Классика» я работаю в основном с белорусскими артистами, и вместе мы пытаемся расти, искать свою публику. Да, это сложно, но в этом и плюс: зато больше никто этим не занимается. Начинали мы с Беларуси, а сегодня уже вывозим наших музыкантов на концерты в Литву и Германию.

В основном Музыкальный дом «Классика» организует концерты, но у Чаховского есть еще много идей насчет того, как познакомить с классикой горожан:

– Например, в Несвижском замке мы оживляем музыкой музейную экспозицию – мы начали делать такое впервые в Беларуси. Представьте, в часовне для вас играют фисгармония и флейта, это ведь совсем другой уровень погружения в историю. А сейчас мы запустили новый проект с туроператором «Виаполь»: каждую пятницу в городской ратуше устраиваем театрализованно-музыкальную программу «Встреча со Станиславом Монюшко».



Ролик о Монюшко, который Музыкальный дом «Классика» сделал с участием белорусских знаменитостей.

Впрочем, «Классику у Ратуши» в этом году минчане тоже могут ждать:

— Мы были художественным координатором мероприятия в прошлом году, будем и в этом. Около десяти тысяч горожан, которые каждый вечер стоя способны два часа слушать классическую музыку, – это достижение! Я видел, как люди, которые просто проходили мимо по своим делам, останавливались – и оставались слушать. Музыка увлекала их. Как мне объяснить, что то же самое происходит в концертном зале? Многие говорят: классика мне не нравится. Но ребята! Вы же не пробовали! У людей другие приоритеты. Люди гибнут за металл. А надо, чтобы росли духовно: читали, ходили на концерты и в театр, путешествовали.



В июле 2015 года velcom совместно с Музыкальным домом «Классика» и фондом «Идея» организовали музыкальный флешмоб в центре города: 70 человек исполнили отрывки любимых произведений на «свободном» рояле у Ратуши.

Александр перечисляет имена белорусских музыкантов-виртуозов, с которыми недавно организовывал тур по городам Беларуси. Артем Шишков, Иван Каризна, Кирилл Кедук. Положа руку на сердце, ответьте: вы слышали эти имена? Один из них – первый белорус, сыгравший на скрипке Страдивари, лауреат конкурса королевы Елизаветы. Второй – виолончелист, финалист классического «Евровидения» и обладатель бронзы на конкурсе имени Чайковского. Третий – пианист, лауреат более 15 международных конкурсов, в том числе победитель престижнейшего конкурса имени Владимира Горовица. 

– Этими людьми нужно гордиться, а обыватель их не знает. Почему? Во-первых, потому что нашиx граждан СМИ, блогеры и лидеры мнений не знакомят с достижениями в области высокого искусства. Вы можете представить, что наш футболист стал играть в основном составе футбольного клуба «Барселона», а об этом узнало пару сотен человек? Нет! Об этом будут говорить минимум 90% белорусов. И нонсенс заключается в том, что у нас около десятка такиx легионеров за пределами страны. За рубежом их знают, уважают и выкупают билеты на концерты за пару месяцев. Но не у нас...

Во-вторых, то, что мы имеем сейчас, ─ следствие печальных событий нашей истории. Просто представьте, в Могилеве в конце XVIII века было три оперных театра! А какой шикарнейший театр, известный на всю Европу, был в Слониме под покровительством Миxаила Казимира Огинского! Мы же – дети советского развала. Революция, война и репрессии стерли пласт интеллигенции – и придется возрождать его из пепла. Мы, организаторы, делаем свою работу снизу – но хотелось бы, чтобы помощь была и сверху. Каждый год чиновники пристально следят за тем, что происходит на «Евровидении» – а там, как правило, ничего хорошего не происходит. Но при этом в сфере классической музыки столько всего классного! Так много поводов для гордости у белорусов уже есть, нужно просто рассказать об этом людям. 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: editor@citydog.io
Реклама: editor@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter