Сегодня в нашей рубрике – дом, войдя в который оказываешься в 50-х годах прошлого века. Хозяйке этот дом достался по наследству, но, кажется, ей удалось идеально сохранить его интерьер и настроение.
Перед тем, как мы пришли сюда делать материал, в доме снимали клип группы «Ленинград» с Галыгиным в главной роли. Оно и понятно: лучшей атмосферы к ролику про советскую семью найти сложно.
...Этот дом на Грушевке был построен в 1954 году – многие вещи здесь сохранились еще с тех времен. Первая хозяйка дома Елена Гавриловна Горячун была автором учебника по белорусскому языку для 6-го класса, на гонорары за учебники они с мужем и построили этот дом.
– Учебник целиком был написан Еленой Гавриловной, но с каждым переизданием ее фамилия отодвигалась все ниже в списке авторов, пока совсем не исчезла. И это понятно – она была беспартийной, а авторами учебников могли быть только партийные товарищи, – рассказывает нынешняя хозяйка дома Тамара, которая унаследовала дом от дочери Елены Гавриловны и живет здесь уже больше 20 лет.
В доме три комнаты. Когда его построили, большую часть мебели сделали на заказ, но есть здесь и предметы «сложной судьбы». Например, зеркало в коридоре и часы на кухне Петр Степанович вынес для любимой жены из немецкой комендатуры, когда немцы уже убегали. На тот момент дома у них еще не было – Петр Степанович, который был завучем, и Елена Гавриловна, работающая учителем, жили просто в школьном классе, потому что их собственный дом – очень похожий на этот, но поменьше – сгорел во время войны.
В зале стоит дубовый обеденный стол, сделанный на заказ, книжная полка, которую тоже сделали специально для этого дома, и немецкий сервант, верх которого не уцелел.
– Семья была интеллигентная, беларускамоўная, и их главной ценностью были книги. До войны библиотека была большой и изысканной, там были поэты серебряного века, собрания сочинений классиков, – рассказывает Тамара. – Когда началась война, книги закопали за домом в огороде. Но, к сожалению, во время бомбежки все это смешалось с грязью и большинство книг не уцелело. Несколько интересных экземпляров все-таки есть, где-то на чердаке лежит книга, которую семья должна в библиотеку «Беларускай чыгункі» уже больше 100 лет – книжку кто-то из предков первых владельцев дома «заныкал» еще в позапрошлом веке.
Сейчас большая часть библиотеки хранится на чердаке. Как и многим домам на Грушевке, этому грозят сносом, поэтому хозяйка решила подготовиться к переезду заранее.
После того, как владельцы дома умерли, здесь жила их дочь – Наталья Петровна, которая была артиллеристом по образованию и всю жизнь преподавала сопромат в университете.
– Эту скатерть Наталья Петровна вышивала с мамой и тетей во время войны, в первые два года оккупации они вышили скатерть гладью. Я как-то спросила у Натальи Петровны: «Зачем было во время войны вышивать скатерть?», а она сказала, что они делали это, чтобы «было менее страшно жить».
Также в большой комнате, которая всегда выступала в роли гостиной, висит большой портрет Натальи Петровны, который был написан Владимиром Товстиком – сыном друзей семьи.
До того, как стать известным художником, он в студенческие годы жил в этом доме, в угловой комнате располагалась его мастерская. В остальное время эта комната была детской – сначала для Натальи Петровны, потом для Тамары, а потом для ее старшего сына. Сейчас в этой комнате расположен кабинет.
– Семья была очень общительной, а Минск – очень маленьким, поэтому сюда постоянно приходили писатели, поэты, музыканты и художники. Правда, доподлинно известно, что ни Колас, ни Купала в этот дом не приходили, – смеется Тамара.
Небольшая комната в глубине дома всегда была спальней. Сейчас в ней стоит расписной столик, который сделала подруга хозяйки дома, и пианино, у которого тоже есть своя история. В этом доме за его 60-летнюю историю успело пожить множество самых разных людей – многие из них были друзьями семьи, они жили здесь какое-то время, а потом сменялись другими. Одним из таких людей был ветеран войны и врач Евгений Рафаилович Хейфец. С его жизнью в доме связано появление пианино:
– Друзья Евгения Рафаиловича выезжали в Израиль и зачем-то хотели вывезти с собой пианино «Беларусь», видимо, как какой-то капитал. А Евгений Рафаилович как ветеран войны мог покупать вещи, которые достать иначе было невозможно. И вот он купил для друзей пианино, но ставить им его было некуда, поэтому его временно оставили у нас. Когда же друзья собрались в Израиль, то вывозить пианино передумали, а так как оно уже все равно стояло у нас, я купила его для одного из сыновей.
Кроме этих трех комнат в доме есть еще кладовка и чердак, в которых хранятся собранные на случай скорого сноса дома вещи, а также еще немного историй:
– На чердаке у нас огромное количество старых газет, которые лежат стопками, – объясняет Тамара. – Евгений Рафаилович ежедневно читал газеты, но выбрасывать их не позволял, потому что был уверен, что спустя время еще вернется и перечитает все самое важное.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
В русском языке есть слово "площадь" если что
Очень интересно, дом с длинной, интересной историей.
Квартиросъемка улучшается на глазах, я еще от прошлого дома не отошла, а тут новый, и такой замечательный!
Хоть несколько штук бы оставили - как, например, улочку в Строчицах (правда, там дома свезены и ничего не осталось личного от настоящих хозяев - только схематичный макет крестьянского быта).
остальное все супер!
Очень тепло, уютно и атмосферно !
Пианино, стильные сервизы, сирень в вазах, картины на стенах.
Учитесь, "дизайнеры" по интерьерам !
Так что "учитесь, дизайнеры", как и ИКЕА - тут ни при чем, это совершенно разные вещи.
В таких домах интересно побывать. А вот жить мне хочется в своем "чистом пространстве" - так сказать, с нуля, без чужой истории, пусть и с всеми ругаемой ИКЕей. Как с чистого листа, где начинается история нашей семьи.
Какая же это история?...
Но именно строить жизнь нашей с мужем семьи хотелось бы "на своей поляне" (не претендую на историческую ценность :)). Такое чувство легкости, свободы, как ветер в распахнутые окна. Не знаю, как объяснить, но, думаю, многие пары меня поймут. И ничего не имею против, если наши дети тоже будут строить свою жизнь в другом месте (доме, квартире).
Для меня история осталась в бабушкином доме, приехать - вспомнить.
стены ведь не унесешь
Да, очарование истории, оставить как есть, как память. А какая молодая семья согласилась бы строить жизнь в таком доме? Именно ничего не изменяя, чтобы сохранить дыхание своих предков (ведь только чужое рука бы поднялась менять кардинально)?
музей - да, гостить - да, но не жить на постоянной основе
фото интересные, текст - хороший
но жить здесь - только если это вторая квартира и еще есть одна, где ты сам все делаешь как хочешь)))
Спасибо, как будто в детстве побывал.
А такие вещицы очень любят старые иностранцы. Надо будет Фабио сказть, совесктий шик-модерн.