Что можно сделать из развалившегося здания ДК, если подойти к делу с умом и энтузиазмом?
В кабинете директора ДК «Лошицкий» на столе лежит внушительная стопка старых альбомов. В них – заботливо вклеенные черно-белые фото: концерт местного ансамбля, массовые гулянья у Лошицкого парка. А вот молодой Мулявин с ребятами «лабает танцы».
Все это – история нынешнего городского дворца культуры, больше известного минчанам как ДК «Лошицкий», или ДК Текстильщиков. Альбом нашли во время ремонтных работ, когда это культовое место почти превратилось в развалины.
Как культовый ДК превратился в руины
Здание былого ДК Текстильщиков построили в 1964 году, очень скоро это место стало одним из самых популярных у жителей Минска. Около 1000 посетителей в день, более 30 «творческих коллективов», выступления знаменитых гостей. В советское время финансирование тут было серьезным: ДК был под крылом у камвольного комбината, и деньги лились рекой.
А потом СССР рухнул, и крупные предприятия стали активно отказываться от «социалки». Средств выделяли все меньше, песни тут звучали все реже, а само здание постепенно стало выглядеть так, будто пережило бомбежку.
ДК буквально доживал свои дни, пока в 2006-м по инициативе тогдашнего мэра Михаила Павлова не было решено начать реконструкцию. Через год был создан новый проект дворца, и дело вроде бы тронулось с мертвой точки. Но с переменным успехом – когда деньги были, процесс шел, когда они заканчивались – останавливался.
Как проходила реставрация, и куда подевалось панно на фасаде
После 2010-го работать в старом здании стало невозможно: все пять этажей и цокольный этаж с огромным гардеробом буквально разваливались. Тем самым творческим коллективам выделили другое помещение – в старом здании на улице Физкультурной.
Через два года сюда пришел Николай Казюлин, который раньше работал директором Молодежного театра эстрады.
– Когда я пришел сюда, тут все, образно выражаясь, находилось в малоподвижном состоянии. Так что по факту я стал директором почти что руин, – смеется он. – Было понятно: нужно что-то менять. В конце концов мне удалось попасть на прием к тогдашнему министру архитектуры и строительства Анатолию Ничкасову – и он помог сдвинуть стройку с мертвой точки.
Проект 2007 года к тому времени был уже не таким актуальным, и, несмотря на то что нам фактически предстояло просто въехать и принять построенное как есть, я решил вмешаться. Поэтому все, что вы видите сейчас, – холлы, залы, люстры, гримерки и туалетные комнаты – плод нашего с коллегами воображения (смеется).
Например, в холле у нас должны были висеть шесть громоздких люстр. Я сказал: «К чему эта ненужная помпезность?» Долго искал светильники взамен проектных и нашел подходящие у лидского предприятия «Каскад» – они и по цене ниже, и по дизайну гораздо презентабельнее.
По проекту в холле должен был лежать паркет – я настоял на керамограните. Менялся по ходу даже цвет скамеек и диванов.
К нашим инициативам сначала относились скептически и на любое изменение соглашались со скрипом – но в конце концов соглашались (улыбается).
Но если реставрация внутри шла по плану, то с ремонтом фасада возникли нюансы. Те самые панно по бокам от входа, хорошо знакомые жителям Маяковки и Лошицы и так любимые минскими краеведами, сохранить не удалось.
– Были эти панно произведением искусства или нет – не мне судить. Но их банально «сожрало» время, и они пришли в негодность, – объясняет Николай Викторович. – Увы, здание ДК не являлось памятником истории и архитектуры, поэтому финансирования на реставрацию фасада нам не выделяли. Хотелось, конечно, сохранить его, но это было нереально.
К слову, вместо запланированных полутора лет реконструкция заняла шесть, и коллектив въехал в отремонтированное здание лишь в мае 2018-го.
Рок-фестиваль, ночи джаза и тусовка байкеров – нетипичные проекты для ДК
А пока строители меняли внешний вид дворца, Николай Викторович занимался кадровыми вопросами и набрал новую команду – людей с «несовковым мышлением и желанием работать».
По словам директора, тут каждый на своем месте: начиная от тети Маши, которая отвечает за чистоту, и заканчивая управленческим персоналом.
– Как видите, дворец у нас получился небанальный, – с гордостью рассказывает Андрей Кузьмин, помощник директора по работе с общественностью и средствами массовой информации.
– Полноценно работать мы начали только с осени, но уже через два-три месяца тут появилось 35 различных кружков, секций и творческих коллективов, концертная и фестивальная жизнь закипела, а наши многочисленные партнеры, которые увидели, как изменился дворец во всех отношениях, претворяют в жизнь самые смелые творческие проекты.
Не каждый минский ДК может похвастаться оркестровой ямой и поворотным кругом, поэтому большой зал – наша вторая гордость после фойе.
Наладку звука делали киевские специалисты: сегодня, после «прокачки», все звучит плотно, сочно и убедительно. И сегодня у нас работают лучшие «звукачи» и художники по свету, которых мы пригласили из других дворцов и театров.
– У нас задумано много проектов, которые можно круто воплотить с такими техническими и, самое главное, человеческими ресурсами, – добавляет директор. – Например, в канун Рождества мы планируем провести городской костюмированный бал – прямо в фойе дворца, которое идеально для этого подходит.
Потом очень хотим вернуть к нам тяжелую музыку и организовать рок-фестиваль – аппаратура позволяет.
Еще одна идея – ночи джаза.
А вообще, я хочу привезти сюда уличных музыкантов: пройтись по подземным переходам, городским подворотням, собрать их. И показать богатую палитру городской музыкальной жизни – есть очень достойные ребята!
– А еще в планах у нас привезти сюда байкеров, которые во время своих фестивалей едут через всю Европу в Венгрию, Словакию, Западную Украину и, как правило, завершают свой вояж в Бресте, – добавляет Андрей Александрович. – Но там нет такой площадки, за которую им можно было бы зацепиться и хорошо провести время.
В последние годы они уже, конечно, доезжают до Минска, останавливаются у Дворца спорта. А у нас тут большая стоянка, на которой легко разместятся несколько сотен мотоциклов, есть прямой участок дороги, где можно устроить «драг-рейсинг», пригласить тех же любимых ими рок-музыкантов с каверами знаменитых рок-композиций.
– Одним словом, задачи у нас простые: претворять в жизнь самые разные нетривиальные проекты, которые приносят не только радость людям, но и доход дворцу, – объясняет Николай Викторович. – В ближайшие 4-5 лет мы хотим сделать дворец культуры самоокупаемым творческим предприятием – то есть работать под эгидой государства, но как акционерное общество. Если это получится, то мы станем первым таким ДК в стране. И с такой командой, я уверен, нет ничего невозможного.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Павел Ходинский для CityDog.by, архив ДК «Лошицкий».
во-первых 1964 год
во-вторых - это типовой ДК, по такому же проекту постоены только в Минске Белгосфилармония и ДК МТЗ.
просто в эпоху "борьбы с архизлишествами" излишества все убрали и все три ДК построили в разной эстетике: филармония была пораньше, она сохранила черты неоклассицизма в большей степени, ДК МТЗ и ДК Камволя уже в большей степени вобрали в себя черты модернизма, так как строились позднее.
сграффито очень жаль. ладно, им не выделили дененг на реставрацию, но ведь выделили же деньги на новый фасад. почему решили сделать этот безликий заезженный орнамент вместо того, чтоб просто заново сделать сграффито?
оценить культурную и эстетическую составляющую можно и без формализации культурной ценности, если у тебя есть вкус
А может, все же стоит сказать правду? "У нас руки растут не оттуда, и шевелиться нам не хотелось, поэтому по-дешевке заклеили стены термошубой и нарисовали узорчик типа красивый". Каждый умник будет уничтожать памятники архитектуры и потом жаловаться, что "не я такой - время такое" и "денег, знаете ли, мало дали".
я считаю, что ИКЦ намного шире понятия памятника архитектуры и в целом хорошо описывает те объекты, которые стоит сохранять как часть культуры, культурного следа. то же может касаться и вашего дома 61го года.
и самое главное - не обязательно иметь шильдик ИКЦ или не иметь оного, чтобы давать оценку своим действиям по сохранению или уничтожению того или иного объекта - приносит оно вред культуре и истории или нет.
золото и бархат...
панно очень жаль, орнамент можно было сделать не так тяжеловесно, филиграннее, хотя реально уже достало - дежурная затычка