Люди, истории
CityDog.io
1

«“Теремок” – это же про сквот!» В Минске уже три года дает представления проект «Диафильм live» – вам обязательно надо посмотреть

«“Теремок” – это же про сквот!» В Минске уже три года дает представления проект «Диафильм live» – вам об...
Посмотрев однажды выступление проекта «Диафильм Live» и насмеявшись до слез, мы были уверены, что и интервью пройдет так же. Но на втором-третьем вопросе стало понятно, что проект – про смыслы, которые нужно искать.

Посмотрев однажды выступление проекта «Диафильм Live» и насмеявшись до слез, мы были уверены, что и интервью пройдет так же. Но на втором-третьем вопросе стало понятно, что проект – про смыслы, которые нужно искать.

– На одной из репетиций мы подумали: «“Теремок” – это же про сквот!» – вспоминает музыкант проекта «Диафильм live» Андрей Евдокимов. – Пришел первый зверь, засквотировал теремок. И мы стали эту тему раскручивать. Под эту идею само по себе появилось регги, какие-то шуточки специфические.

Самое главное – найти решение в целом. Каким образом мы будем рассказывать историю: через какую песню, в каком стиле?

– Допустим, мы решили, что Колобок будет блюзовый. Но просто спеть блюзом – это длинно и скучно, – подхватывает Наталья Леванова, худрук проекта «Диафильм live». – Пленка «Колобок» у нас пролежала очень долго, пока мы не внедрили туда какие-то фишки, которые даже не все музыканты считывают: отсылки к Дженис Джоплин, Армстронгу, Пресли.

Так и получилось, что в старой сказке рассказали историю блюза.

Что такое «Диафильм live» 

Наталья – режиссерка, поэтому, когда четыре года назад она нашла коробку со своими детскими пленками и проектором, у нее естественно появилось желание проверить, сработает ли магия диафильмов сейчас, в век «цифры».

Первый показ был детским. В центре современных искусств несколько актеров читали на разные голоса и воссоздавали шумовую атмосферу к безмолвным покадровым пленкам. Современные дети, как и когда-то советские, замирали. А вот взрослым первый показ не зашел.

Правда, спустя несколько лет благодарные взрослые зрители собрали деньги для записи альбома проекта «Диафильм live».

– Это новый вид… Не знаю даже, как назвать это искусство. В проекте в основном работают актеры, которые поют, читают. Здесь есть какие-то штуки, похожие на актерскую озвучку, на дубляж, – рассуждает Наталья. – Но ты все равно сидишь на сцене, ты все равно участник театрального коллектива.

– Это что-то, чего не было раньше. Нам всегда было сложно объяснить, как это, – добавляет Андрей. – Если снять на телефон – так себе, не вдохновляет. А вот вживую оно работает. Удивительно, что это работает не только на тех, кто смотрел диафильмы в детстве, но и на двадцатилетних. Кто-то писал, что это пример «спадчыны в действии».

Как приходит в голову ТАК переосмысливать простые диафильмы? 

– У нас в проекте три режиссера, – рассказывает Наталья. – Бывают очень серьезные разборки, споры. До драк типа «автор хотел сказать это!», «нет, не это!», к счастью, не доходит. Просто есть такие истории, которые так и не были реализованы именно потому, что мы не нашли точек соприкосновения, не разрешили этот конфликт.

– Например, мы спорили, о чем же история диафильма «Синица – синяя птица», – говорит Андрей. – Там очень много образов, которые непонятно как трактовать.

Птица жила в каком-то синем мире, встретила синего Деда Мороза и полетела куда-то в теплые края искать синюю розу, которая спасет лето. Она там триста лет летала, хвост потеряла, три года бродила – крылышки надломила... Все построено на таких образах.

Репетиции три, наверное, мы сражались, прямо до ругани доходило. Оказалось, что автор этой сказки Алла Ахундова жива. И я решил попытаться связаться с ней.

Прочел где-то, что у нее азербайджанские корни, поэтому обратился в ассоциацию азербайджанцев России. Там мне дали ее электронную почту. Она уже в очень почтенном возрасте и была весьма удивлена, что мы ее искали по такому вопросу и что это сейчас кому-то еще нужно.

Я оказался близок к тому, что авторка имела ввиду. Во-первых, это отсылка к «Синей птице» Метерлинка, во-вторых, я прочитал, что синяя роза в азербайджанской мифологии – символ мечты, которую невозможно достичь.

– Да, это про важность того, что есть, про красные розы, которые нужно уметь ценить, что иногда важно посмотреть на то, что есть, и почувствовать это, нежели стремиться к чему-то, чего невозможно достичь, – добавляет Наталья. – Мы думали о том, что нужно было бы ей отправить видео того, что мы в итоге сделали с ее произведением.

Надеемся, что поедем в Москву и покажем живьем. Успеть бы только.

– Бывает так, что мы сами не можем докопаться до всего, что заложено в истории, – продолжает Наталья. – Особенно это касается народных сказок. Они очень архетипические, поднимают такие темы, которые важны в любое время для любых народов. Например, со «Снегурочкой» до сих пор есть ощущение, что там заложено гораздо больше, чем мы видим.

Почему «Диафильм live» любят смотреть взрослые 

– Изначально диафильмы – это сказки, рассчитанные на детей. Просто есть истории с какими-то подтекстами, или мы самостоятельно навешиваем сверху какие-то смыслы, – говорит Андрей. –Все же мы делаем проект в первую очередь для взрослых, так можно развернуть мысль широко, высказаться, пережить глубины и полеты. Нам самим это интереснее.

В детских постановках обычно решения по первому плану. Это такое маленькое милое дело для малышей, которое мы можем делать параллельно с главной линией проекта.

История про пана Трулялитского, которая изначально была у нас в детской программе, стала хитом и у взрослых, когда положили ее на тяжелый хардкор. Детская рисовка и песенка про то, как всем хорошо живется в Припевайске, под такую музыку воспринимается под другим углом.

– Однажды после показа к нам подошла бабушка и сказала: «То, что вы делаете, – это очень умно». Было очень приятно, – рассказывает Наталья. – На одном из последних выступлений знакомый сказал: «Мне давно нужно было привести сюда своего ребенка». Я говорю: «Какого ребенка?» – «Моего внутреннего ребенка. Мне так давно никто не читал». Может, в этом кроется ответ, – предполагает Наталья.

И напоследок Андрей добавляет: «У меня было и есть ощущение, что мы делаем что-то важное для нас и для других людей. Как-то так сошлось, что нам позволено открыть это».

Когда ближайший концерт 

Ближайший показ для взрослых планируется в конце февраля–начале марта. Дату, место и формат ребята пока определяют. Детские показы проходят регулярно почти каждую неделю в Арт-студии «Дюплекс».

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by.

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: cd.afisha@gmail.com
Реклама: manager@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter