Как жила беларуская шляхта? Какие дома у нее были? Как эти дома и комнаты в них выглядели изнутри? CityDog.io нашел для вас редкие фото дома семьи тех самых Чапских, которые жили в Прилуках под Минском до 1920-х годов. Фото интерьеров сохранились в коллекции Януша Пшевлоцкого.
Ежи (Юрий) Чапский был братом знаменитого «мэра» Минска Яна Кароля Чапского. После смерти их отца Эмерика Гуттен-Чапского Ежи стал главным распорядителем имущества семьи, поскольку их старший брат Кароль, хозяин имения Станьково, был слаб здоровьем.
Ежи достались Прилуки, где он и жил с 1894 года с супругой Юзефой Тун (полное имя Юзефина-Мария-Каролина-Сидония, графиня Тун-Гогенштайн) и семью детьми.
Прилукский дворец был во владениях разных семей до приобретения его Чапскими. В 1886 году здание частично сгорело, поэтому экстерьер и интерьер замка восстановили по образцу старого. Обстановка в комнатах была практически новой, сравнительно скромной: в комнатах, преимущественно больших, стены были расписаны маслом в различные пастельные тона.
Представительные помещения были украшены лепниной на потолке, узор паркета в каждой комнате был оригинальным. Повсюду стояли белые печи, на первом этаже они были облицованы штампованными изразцами.
Кабинет Ежи Чапского, хозяина Прилук
Ежи Чапский имел прекрасные организаторские способности и занимал ответственные должности в общественных организациях Минска и губернии. В разные годы он был почетным мировым судьей при минском мировом съезде, председателем минского благотворительного общества, минским губернским дворянским маршалком (предводителем дворянства).
В Первую мировую он стал председателем Союза землевладельцев Минской губернии, в том же 1915-м возглавил Минский губернский комитет опеки над эвакуированным населением.
На фото ниже – кабинет пана Ежи. Вот что вспоминал об этой комнате Юзеф Чапский, старший сын: «Под большой картиной с нарисованным лбом карей лошади с белой шеей мы сидели на диване в кабинете отца и слушали его громкое чтение. <...> Как же ясно я вижу его лицо в белом свете спиртовой лампы. <...> Голова, отброшенная назад, опирается на сильно наклоненную спинку кожаного зеленого кресла».
Комната, в которой собиралась вся семья
Особое внимание в усадебных домах уделялось столовой. В Прилуках, например, тут размещался дубовый гарнитур, обтянутый кожей, стояли красивые шкафы (два гданьских и один голландский) и два гданьских сундука.
В столовой, как и в салоне и кабинете, были кирпичные камины.
Как жила семья Чапских в Прилуках? «Рабочим мы дарили вельветовые куртки». Жизнь девочки из богатейшей семьи Беларуси
Салон в стиле французских королей
Прилукская усадьба считалась одной из наиболее красивых на Минщине. Она была своеобразным культурным центром, где собирались литераторы, музыканты, артисты.
В салоне у хозяйки стоял гарнитур мебели в стиле Людовика XV, обитый вишневым бархатом, рядом стоял туалетный столик из розового дерева XVIII века с аппликациями и серебряным туалетным набором в стиле Людовика XVI.
Практически вся мебель в салоне была обтянута полосатым зеленым полушелковым материалом. Из того же материала были изготовлены драпировки на дверях и окнах. В старинном застекленном серванте хранился ценный польский и зарубежный фарфор европейского производства. На буфете стояли бюсты Людовика XVI и Марии-Антуанетты.
Скромные семейные реликвии, которым позавидуют музеи
Снова обратимся к воспоминаниям Юзефа: «А минуты счастья? Яркий ковер с темным рисунком, и я играю на нем с кубиками. Мама сидит рядом в кресле или за столиком-бюро (красное дерево и позолоченный из бронзы кантик), запах гиацинтов в вазонах, которые садовник приносил весной, много солнца».
Основные семейные реликвии остались в Станьково. В коллекции Юрия Чапского было несколько десятков портретов (в том числе и портрет короля Станислава Августа Понятовского художника Лампи), часы Булле, ковры, множество серебряной и фарфоровой посуды XVIII века, два фортепиано Бехштейна. На первом этаже в шкафах размещалась библиотека в несколько тысяч томов, в основном на французском, английском и немецком языках.
Среди этих исторических предметов особое место занимали два портрета жены Юрия Чапского – Юзефы Каролины. Один был выполнен в честь ее 30-летия (1897 г.), на втором она изображена в белом атласном платье в кресле, возле цветущего дерева.
В зале на втором этаже стояли дубовые застекленные кабинеты с большой (несколько тысяч томов) книжной коллекцией, в основном дубликатами библиотеки Станки. Многие издания, в основном старые, имели красивые кожаные или полукожаные переплеты и собственные экслибрисы. В специальном ящике находился семейный архив со множеством документов, скрепленных старыми сургучными печатями.
Куда все девалось?
После революции 1917 года все земли Ежи Чапского были национализированы. Тем не менее хозяева еще оставались на месте. Только летом 1920 года, перед наступлением Красной армии и окончательным установлением советской власти в Беларуси, Юрий Чапский навсегда покинул Прилуки, оставив в них практически всё.
После окончательного установления советской власти, в 1921 году, Прилуки стали «народной усадьбой», а затем совхозом «Прилуки». Почти все внутреннее наполнение усадьбы было разграблено.
Здание было разрушено в годы Второй мировой: отступая, нацисты сожгли дворец. От него остались только стены и капитальные перегородки. Местные жители брали кирпичи из развалин для своих нужд.
После войны усадьбу восстановила Минская опытная станция колорадского жука (да-да, такое вот странное название у института).
Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Strada.by, Czapski.by, Garystockbridge617.getarchive.net.