100-страничный графический роман Богдана Довгяло «53 троллейбус. Вавилонское смешение историй» вышел еще в прошлом году и может стать бестселлером. Мы почитали его и рассказываем о своих неоднозначных впечатлениях.
Для начала: кто автор и о чем этот комикс
Несколько лет назад Богдан Довгяло окончил музыкальный колледж, потом поступил в консерваторию, параллельно отстаивая право не платить 13 тыс. руб. первому учебному заведению за то, что не отработал год по распределению.
Не будем гадать, как закончилось это приключение для молодого человека. Но Google на запрос «Богдан Довгяло» напоминает в первую очередь об этой стандартной беларуской истории. А во вторую очередь подсказывает, что летом 2022 года у Богдана прошла персональная выставка в галерее Беларуского союза дизайнеров и вышла книга комиксов «53 троллейбус. Вавилонское смешение историй».
Все рецензенты и медиа с придыханием отмечают, что графика и комиксы – это «не профильная» работа, а скорее увлечение парня. Которое, судя по всему, уже стало второй половиной его творческой самости.
В аннотации говорится, что за основу сюжета графического романа взяты рассказы Владимира Рабиновича из книги «Рабинович, как тебе не стыдно», вольный пересказ неопубликованных мемуаров адвоката Айзика Ленчнера, городская легенда о трех танках и другие истории.
Давайте начнем с хорошего: почему вам стоит купить этот комикс.
Причина №1. Такие книги в других странах молниеносно становятся бестселлерами
А у нас в Минске «53 троллейбусу» уготована судьба просто библиографической редкости. И причина, к сожалению, банальная: графический роман Богдана вышел тиражом – внимание! – 55 экземпляров.
Вряд ли кому-то – автору или издателю – стоит вменять в вину такой факт, это скорее про что-то извечное: готовы ли беларусы платить за творчество своих авторов. И хоть кажется, что последние 5–7 лет в унисон кричат «да, конечно, готовы!» (помните, как на автограф-сессии Мартиновича и Горвата выстраивались километровые очереди поклонников?), сами беларуские авторы пока в этом не особенно уверены.
Хотя, на наш субъективный взгляд, то, что получилось у Богдана, явно тянет на бестселлер и среди оставшихся минчан, и среди уехавших, и среди приезжих. Минск, если вы еще не заметили, вообще не избалован текстами про себя. Его не пестовали портретами, пейзажами, зарисовками во все времена. Он вообще редко слышал воспоминания, песни, стихи, повести в свою честь. В том числе из-за такого дефицита внимания роман Довгяло – этапная работа, которая пытается рассказать историю Минска явно не оригинальным, но уж точно не стандартным для наших широт визуальным языком.
Кстати, плюньте на россказни слоупоков про то, что «эту историю стоит адресовать детям и подросткам, ведь комиксы – это в первую очередь для них». Комиксы стали неотъемлемой частью современного взрослого чтива. А детям и подросткам, жадным до впечатляющих историй, сюжет «53 троллейбуса» вообще может не закатить (об этом ниже).
Причина №2. Автор так скрупулезно нарисовал исторические и современные минские пейзажи, что каждую страницу можно рассматривать часами
Кажется, с этого и начинается увлечение краеведением (за таким казенным, потянутым паутиной словом прячется фанатичное желание узнать все истории мира и собрать все фото вселенной про свой город). Вы просто рассматриваете снимки знакомых районов и пытаетесь представить, как в те времена жили люди, как они ходили по тем же улочкам, что и вы.
Именно эффект узнавания («Смотри, это ж он Мухлю нарисовал! Как похоже!») делает из «53 троллейбуса» ту редкую книгу, которую хочется рассматривать часами. Не важно, какие у вас краеведческие скилы и насколько забит ваш Google Диск архивными фото Минска. Даже если вы «не по этим делам», комикс вы тоже будете изучать долго и с удовольствием.
Тем более, как говорят знатоки, стиль Богдана Довгяло необычный и отличительный – ничего не имеем против этих заявлений. Добавим лишь, что у нас манера исполнения «53 троллейбуса» вызвала ассоциации еще с одним визуализатором Минска Рубеном Атояном, тем самым автором нарисованных от руки объемных карт столицы. И, кажется, это очень почетная компания.
А теперь про плохое. Вот главная причина не покупать этот комикс
Проблема «53 троллейбуса» в том, что с ходу вообще непонятно, о чем комикс. Пояснение «Вавилонское смешение историй» тянет максимум на вялое оправдание драматургической непродуманности, белые нитки которой начинают торчать уже на 10-11-й страницах.
Грубо говоря, энное количество сюжетных линий тут связано исключительно с тем самым 53-м маршрутом, Немигой и автором с его альтер-эго. Тут несколько житейских историй про Минск военный и послевоенный, про битву и про трагедию на Немиге, про героев и подлецов. Но эти линии совершенно не развиваются. О чем эти истории, в чем их смысл, тянут ли они на микросюжеты, кто все эти люди, зачем я вообще о них только что прочитал(а)?
Ясно, что комиксы сначала рассматривают, – но ведь потом их зачем-то читают. И вот это «зачем» повисает в воздухе проклятым вопросом, который безнадежно болтается до последней, сотой, страницы, так и не разродившись во внятный ответ. И последняя часть комикса про театр звучит как контрольный в голову тем, кто до конца книги пытался найти какие-то интересные и полезные для себя истории.
Оговоримся в конце: мы бы на вашем месте при возможности комикс купили без всяких условий
Эта та самая книга, которая должна быть у каждого уважающего себя минчанина или минчанки. Возможно, у кого-то со временем она затеряется в домашней библиотеке, а возможно, для кого-то она станет триггером начать писать, рисовать, сочинять свой Минск.
Но мы должны четко понимать: нам критически не хватает хороших и не очень хороших произведений про Минск. Про город, который только-только начал привыкать к тому, что его любят, о нем заботятся и его помнят всегда и везде.
Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.io.