Выглядит очень здорово. Эти ребята нарисовали комикс о жизни подростка в Минске – теперь он продается по всему СНГ

Выглядит очень здорово. Эти ребята нарисовали комикс о жизни подростка в Минске – теперь он продается по...
У художницы Оли Ковалевой и режиссера Никиты Лаврецкого несколько недель назад вышел комикс «Включая ее имя и лицо». Это история о минском подростке, который на аниме-сходке влюбляется в девушку и начинает с ней общаться. История о разбитом сердце на фоне субкультурного Минска образца 2008 года.

У художницы Оли Ковалевой и режиссера Никиты Лаврецкого несколько недель назад вышел комикс «Включая ее имя и лицо». Это история о минском подростке, который на аниме-сходке влюбляется в девушку и начинает с ней общаться. История о разбитом сердце на фоне субкультурного Минска образца 2008 года.

Шесть лет назад Никита придумал идею. От начала и до конца он продумал сюжет и сформировал общую повествовательную картину. За месяц набросал сценарий первой главы, отдал его Оле, а девушка год рисовала. Потом четыре года ребята делали еще три главы.

О чем комикс

Главному герою комикса, Леше, 14 лет. Он пытается найти друзей в минской аниме-тусовке, пытается общаться с девушкой Ангелиной, которая ему нравится, а еще много рефлексирует. Автор комикса Никита писал историю по свежим воспоминаниям, писал о том, что хорошо знает, но не добавлял факты из своей и Олиной жизни. Хотя один факт там все-таки автобиографический: ребята действительно познакомились в конце нулевых на аниме-сходке.

«Нам не было важно, о чем сейчас думают подростки»

– Почему вы сделали комикс о подростках? Да еще про подростка из 2008 года.

Никита: В комиксах большинство историй взросления показаны короткими вспышками. А нам, наоборот, хотелось сделать очень реалистичный комикс про подростка, с длинными диалогами. Чтобы дословно звучало так, как разговаривают 14-летние. Часто в произведениях о подростках, в фильмах они умные не по годам.

Нам не было важно, о чем сейчас думают подростки, не важно, что актуально для них сейчас. Нам интересен индивидуальный опыт. Интересно показать, как разговаривает конкретный подросток. А 2008 год – это наше детство, и нам было приятно его вспоминать. В то же время надо понимать, что это не урбанистическая книга, хотя в комиксе изображено много популярных минских зданий. Здания – это просто фон.

Оля: Мне нравится, что сюжет этого комикса базируется в Минске. Потому что я тут росла, и все мои романтические отношения, горести и победы были здесь. Мне нравится, что этому персонажу сердце разбивают тоже в Минске (смеется).

Никита: Я не был активен в аниме-тусовке, в отличие от Оли. Я ходил на аниме-сходки обсуждать аниме: там было около ста человек, и мы просто общались. С некоторыми людьми оттуда я до сих пор вижусь. Они сейчас инженеры, программисты. Многие продолжают смотреть аниме.

– Для кого ваш комикс?

Никита: У нас две основные аудитории: молодые люди, как мы, которые просто интересуются альтернативными инди-комиксами. И люди, которые по возрасту похожи на героев комикса. Мы делали его не для собственного удовольствия, а для удовольствия других. Комикс только вышел, поэтому мы ждем, как он проявится.

– Никита, объясни реплику Дрэгона: «Если ты хочешь подкатить к девушке, то тебе нужно вести себя как можно более по-гейски». Откуда это вообще?

Никита: Это сказал персонаж, а не я. Да, Дрэгон говорит какие-то абсурдные вещи. Он на протяжении всего комикса говорит такое. Это в природе персонажа. Что он имел в виду – только ему до конца известно. А интерпретация лежит на том, кто его слушает. Я здесь ни при чем.

«Через полтора месяца прислали ответ: “Ребята, вы крутые, давайте сотрудничать”»

– Объясните пошагово, как вы договаривались с питерским издательством «Бумкнига».

Оля: Мы пошли по сложному пути: решили предложить издательству уже готовую работу. Иностранные издательства, например, обычно просят 20 страниц, но подразумевается, что твой комикс уже готов. Мы изначально хотели попасть в «Бумкнигу». Нам кажется, что это лучшее издательство комиксов в России, и практически все их книги попадают в книжные всего СНГ.

Мы отправили им письмо, и они через полтора месяца прислали примерно такой ответ: «Ребята, вы крутые, давайте сотрудничать». Нам указали на несколько моментов, которые нужно было исправить. Это была минимальная редакция – мы добавили одну страницу, чтобы были понятнее действия в третьей главе, и перерисовали несколько картинок.

Потом ждали 4 месяца, пока комикс заверстают и напечатают. И вот несколько недель назад он появился на прилавках магазинов. Нашу книгу можно купить в большинстве книжных России. В Беларуси – в нескольких минских книжных с комиксами и на OZ.by. Скоро у нас будет презентация в Москве.

– А что с гонораром?

Никита: Гонорар – это аванс и процент с продажи комикса. Если погуглите про условия сотрудничества с издательствами, то узнаете, что, как правило, это около 10%. Раз в полгода или раз в год выплачиваются проценты за продажи комикса.

«Ни в одном виде искусства нет правил»

– Есть ли какие-то правила при создании комикса? Акцент на деталях, например?

Никита: На самом деле ни в одном виде искусства нет правил. Все основывается на здравом смысле и биологии человека: картинку с большим количеством деталей наши глаза будут дольше рассматривать, чем с маленьким. На этом, грубо говоря, основывается правило, но это не значит, что его утвердил мировой совет художников. Внимание и визуальное восприятие информации у всех людей более-менее похоже.

Визуальные детали в комиксе сильно влияют на ритм повествования. Если мы нарисуем кадры, где много деревьев и домов, то задержимся там на 10 секунд и погрузимся в атмосферу. А если мы хотим показать просто трамвай, как мы и сделали, то нарисуем его на размытом фоне и задержимся в кадре на две секунды. Тут акцент на действии, а не на атмосфере.

Но сам ритм важен, потому что в литературе он определяется количеством слов, и если мы хотим погрузиться в атмосферу, то нам нужно придумывать, как на полстраницы описать погоду или пейзаж. Если мы хотим быстрого действия, то начинаем писать диалог даже без описания людей. В комиксе эту роль (быстрого действия) выполняет количество линий и текста в каждом кадре. Если мы хотим сделать паузу в повествовании, притормозить действие, то автор текста что-то может дописать.

Еще в комиксах появляется такой феномен, как актерская игра нарисованных персонажей. Они должны в течение всего комикса примерно в похожем стиле выражать эмоции на лице. В манге, например, очень преувеличены эмоции. И черты лица сделаны крупными, чтобы мы могли видеть эмоции.

А некоторые западные комиксисты иногда рисуют персонажей с нейтральными лицами на протяжении всего комикса. Актерская игра персонажей, скорее, относится к сценаристу, а не художнику, потому что это именно драматическая составляющая.

– Оля, почему комикс сделан только в одном цвете?

Оля: Это стильно. Большинство наших любимых авторов тоже не работают с цветом. И я решила, что так будет легче. Это художественное решение работает – показывает атмосферу вечернего Минска. Я не думаю, что комиксу цвет вообще пошел бы на пользу.

– Объясните человеку, который далек от культуры комиксов, почему комиксы – это круто.

Никита: Это интуитивная форма искусства. И через комикс ты можешь передать эмоцию быстрее, чем через литературу, где нужно тратить много усилий, чтобы подробно все описать. В комиксах ты можешь нарисовать эмоцию на простом лице, и она очень быстро воспримется. Даже у кинорежиссера нет контроля над всеми деталями в кадре, а у режиссера анимации и комиксиста есть.

– А почему аниме – круто?

Никита: Японская анимация очень хорошо развита. В Японии до сих пор самые популярные картины не «Аватар» и «Мстители», а картины Хаяо Миядзаки, он снял «Ходячий замок» и «Унесенных призраками». Там в анимацию вкладываются очень большие бюджеты. А когда индустрия хорошо развита – это значит, что очень специфическим художникам перепадает какая-то доля рынка и они могут свободно выражаться.

– Что будет дальше? Напишете еще один комикс?

Никита: Через две недели у нас выходит картина на московском фестивале, будем ее там представлять. Оля выступила и продюсером, и актрисой. Она, кстати, часто снимается в моих фильмах, она хорошая актриса. Фильм называется «Сашин ад».

Это хоррор про эмо-рэп. Фильм рассказывает историю дружбы битмейкера из Минска и рэпера из Бельгии. Рэпер приезжает в Минск и встречается со своим онлайн-знакомым: они писали музыку через интернет. Во время тусовочного уикенда они дают концерт и знакомятся со странной девушкой. Постепенно краски меняются, и все заканчивается буквальным спуском в ад.

– Понятно. А у Оли какие планы?

– А я хочу когда-нибудь сделать свой полноценный комикс.

ЭТО ВАЖНО!

Презентация комикса ребят «Включая ее имя и лицо» пройдет сегодня (5 апреля) в 20:00 в магазине комиксов Time to be a Hero на улице Кальварийской, 4.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Вика Мехович для CityDog.by.

поделиться