«Резервация», «28», Cosmopolitan и другие – вспомните клубы своей молодости и посмотрите, что с ними стало

«Резервация», «28», Cosmopolitan и другие – вспомните клубы своей молодости и посмотрите, что с ними стало
«Резервация», Cosmopolitan, NC – для многих читателей CityDog.by это места боевой славы. На повестке дня – предаться воспоминаниям письменно.

«Резервация», Cosmopolitan, NC – для многих читателей CityDog.by это места боевой славы. На повестке дня – предаться воспоминаниям письменно.

«Резервация» / «А-клуб»
ул. Л. Беды, 4

юрий бобровский

cооснователь клубов «Резервация», NC

– У истоков «Резервации» была обыкновенная студенческая дискотека под названием «Пирамида». Она проходила в том же столовском помещении, где впоследствии открылся клуб. Затем мой товарищ Андрей Белов предложил по четвергам превращать «Пирамиду» из попсовой дискотеки в тематические роковые мероприятия. Идея прижилась, к тому же я сам больше увлекался альтернативной музыкой.

После Андрей привел Дениса Лондона (умер в 2016 году. – Ред.), а тот предложил по тем самым четвергам устраивать живые выступления. По большому счету «Резервация» как проект – детище Дениса.

У нас фактически не было ни оборудования, ни необходимых навыков. Потому первая «Резервация» состоялась не на Беды, а в кафе «Сузор’е». Потом мы перенесли ее в «Пирамиду». Постепенно весь этот альтернативный движ по четвергам начал набирать обороты. От «Пирамиды» мы в итоге отказались: первое время нам приходилось буквально драться за это место – сюда по старой памяти приходили гопники из соседнего частного сектора, и смена обстановки явно пришлась им не по душе. Гопники били неформалов, а те редко могли дать отпор.

Закончилось все еще более стремительно, чем началось. «Резервацию» закрыли после статьи, опубликованной в одной из государственных газет. Мы, разумеется, пробовали выяснить личность автора, но безуспешно. Все было описано в духе совдепа: что это такое, кто тут собирается, посмотрите на их пирсинги, все волосатые, крашеные, непонятно во что одетые.

Нас закрыли буквально в течение одного дня. Человек, который отвечал за аренду, пришел и велел освободить помещение к следующему дню. Мы все демонтировали, забрали и ушли. Сразу на этом месте люди из БРСМ пытались проводить альтернативные дискотеки. Но долго они на плаву не продержались, потому что публика привыкла к живым концертам, а группы попросту перестали туда ходить. Потом, правда, ребята взяли на работу Дениса Лондона. Так возник «А-клуб».

Леша Кутузов ака DJ I.F.U.

– Можно сказать, «Резервация» стала первым и единственным в Минске альтернативным клубом в конце 1990-х. По вечерам – концерты альтернативных групп. Ночью по пятницам и субботам – вечеринки, где игралась андеграундная музыка: drum & bass, техно, брейкбит и т.д. Думаю, сейчас «Резервацию» можно сравнить с клубом «Брюгге» – хотя, конечно, сравнение не совсем верное: в нашем клубе обычно составлял программу Денис Лондон, сам приглашал группы, исполнителей из Питера, Москвы, из Украины. Да, иногда приходили устраивать ночные вечеринки и сторонние промоутеры, но это делалось сообща.

В «Резервации» играли почти все коллективы из рок- и инди-тусовки. Регулярно появлялись очень крутые, высокого уровня для постсоветского пространства группы. «Леприконсы», Михалок, Hasta La Fillsta (инди-рок-группа с женским вокалом, которая выросла из The Lemons), отцы нойз-рока RS-Q, классная пост-панк-группа «Чоки», где играл Серега, который позже стал гитаристом группы «Кассиопея». Все любили эту площадку, и со временем даже те люди, которые приходили исключительно на рок-концерты, стали ходить на ночные тусовки с техно и drum & bass, и наоборот.

Однажды мы с Конем и Денисом Лондоном проводили там фестиваль даб-регги-музыки Legalized. По всему городу развесили афиши растаманских цветов, где большими буквами было написано Legalized. Так что регги-тусовка в «Резервации» тоже имела место.

Потом у ребят начались проблемы с БРСМ. Грубо говоря, у них отжали помещение. При этом, если мне не изменяет память, они оставили арт-директором Дениса и просто сменили название. И дальше уже с названием «А-клуб» примерно с такой же политикой место продолжило работу. Разве что афиши не были такие экстремальные, как в «Резервации».

Піт паўлаў

вакалiст гурта N.R.M.

– Увогуле, для мяне гэты будынак быў у некаторым сэнсе родным – да «Рэзервацыi» там была сталоўка РТI, дзе я вучыўся i шмат разоў у гэтай сталоўцы абедаў. Затым з’явiўся непасрэдна клуб i адразу набыў рэпутацыю месца, у якiм заўсёды была магчымасць выступаць для маладых, у тыя часы невядомых, гуртоў. На мой погляд, дзякуючы iх тэматычным вечарынам i ўзнiклi некаторыя зорныя калектывы, самыя вядомыя – гэта «Куклы» i «По глазам», сапраўды зоркi «Рэзервацыi». Менавiта таму я ў адзiн з першых разоў трапiў у гэты клуб: я даваў урокi гiтары, у мяне былi вучнi, якiя гралi ў гэтых гуртах. I яны запрашалi мяне паглядзець на iх, паслухаць.

Я доўгi час хадзiў на розныя iмпрэзы ў якасцi гледача, аднак мяне там усё адно шмат хто пазнаваў: людзi чыталi «Музычную газету», я на той момант ужо выступаў у вядомых рок-гуртах. Таму неўзабаве наступiла i мая чарга. Некалькi разоў мы гралi там з N.R.M., таксама я граў як запрошаная зорка з Валiкам Грышко, здаецца. Лепш за ўсё помню канцэрт N.R.M., якi быў звязаны з выхадам складанкi Best of N.R.M. Мой фотаздымак з гэтага канцэрта потым трапiў на вокладку «Музычнай газеты».

Дарэчы, удзень, калi клуб не працаваў, часам дазвалялi праводзiць там рэпетыцыi цi нават здымаць клiпы як у павiльёне – фрагменты з «Рэзервацыi» можна пабачыць на вiдэа да песен N.R.M. «Лепей ня будзе», «Песнi пра каханне».

Что там сейчас: столовая в небольшом здании на улице Леонида Беды исправно продолжает кормить студентов БГУИР. Но найти там следы культового андеграундного места – задача для супермена. Не звучит живая музыка. Зал больше не собирает аншлаги. Стены не пестрят надписями. Наверное, только полукруглое нечто, отдаленно похожее на сцену, может вызвать воспоминание о той самой «Резервации».

Cosmopolitan
ул. Коммунистическая, 86

Леша Кутузов ака DJ I.F.U.

– Cosmopolitan существовал параллельно с «Резервацией». Но если во втором играли хотя бы мало-мальски состоявшиеся исполнители, то в Cosmopolitan была совершенно иная ситуация. Этот клуб предоставлял площадку совсем молодым, «школьным» группам. Тем, кто совершенно не имел опыта выступлений. И Cosmopolitan давал возможность ребятам, которые слонялись по репетиционным точкам, отыграть и оторваться перед своей школьной тусовкой. Конечно, там наверняка играли люди и постарше, но в нашей компании клуб имел репутацию именно «школьной точки». Поэтому непосредственно на концертах я там был всего раза 2-3.

В следующий раз я попал в Cosmopolitan уже в середине 2000-х, на закате его существования. Тогда вся концертная тема, очевидно, уже покинула эти стены. Там проводились закрытые техно-вечеринки человек на 200–300. На одной из них, у DJ Юмы, мне и довелось побывать.

Что там сейчас: Cosmopolitan повезло меньше. Того маленького сооружения, где 20 лет назад молодые панки собирались послушать таких же молодых панков, уже давно не существует. До сегодняшнего дня в принципе не дожило ничего, что хотя бы напоминало о нем. Сегодня адрес клуба занимает Дом Москвы.

Клуб «28»
ул. Чкалова, 12

юрий виноградов

Художник

– Ответ на вопрос «Почему вы открыли “28”?» очень банальный, но емкий: потому что могли. Мы с моим напарником Сергеем Заблоцким еще в начале 1990-х занимались организацией рейвов, до тех пор пока нас не «прикрыли». После же нам подвернулся источник финансирования, и мы ни с того ни с того ни с сего взяли и открыли новое заведение. Просто с нуля мы оборудовали пустой подвал на Чкалова.

Конечно, точкой для настоящих рейвов «28» не стал – в подвале попросту недоставало пространства. Для по-настоящему громких вечеринок «28» предназначен не был. Тем не менее клубная аппаратура без дела не простаивала. Мы постоянно принимали диджеев, известных и не очень. Ночами в «28» часто стояли за пультом Лавр, Dust, Дима Кузьмин, Тим Коромыслов и другие. Кроме того, мы стали практиковать кинопоказы в «28». Даже если посетителей практически не было, мы все равно ставили проектор – и кино шло.

Географически «28» стоял особняком от большей части минских заведений, отчего могло сложиться впечатление, что это такой полуподпольный закрытый клуб «для своих». Что, само собой, не было правдой. Хотя, вероятно, такую точку зрения подкрепляло то, что в «28» мы внедрили фейсконтроль (Сергей некоторое время жил в Лас-Вегасе и почерпнул премудрости у западных коллег) и иногда могли не впустить того или иного человека исходя из разных соображений. И, судя по реакции некоторых личностей, тогда в Минске это не было частым явлением.

 

Что там сейчас: после длительной чехарды со сменой названий («28», «Цветы», Remix-82 и снова «28») андеграунд в конце концов покинул подвал этого дома. Ночная активность, правда, сохраняется и сейчас. Но уже несколько иного толка – на месте «28» работает игровой клуб из сети «Вулкан».

NC
ул. Октябрьская, 17

юрий бобровский

сооснователь клубов «Резервация», NC

– Между «Резервацией» и NC прошло несколько лет. Практически все это время я занимался открытием заведений в Солигорске. После возвращения в Минск в один момент со мной связался мой товарищ Влад Шейкер. Ему предложили аренду помещения на Октябрьской, но в одиночку он ее не тянул. Я согласился, и там мы начали строить клуб NC.

NC был первым и тогда единственным клубом в том месте. Октябрьская была чисто заводской улицей. И за то, что спокойно воспринимают там сейчас – шумные молодежные гуляния, граффити на стенах и прочее, – меня в свое время часто гоняли. Временами приходилось ночью эту улицу патрулировать, приглядывать за идущими с концертов неформалами. Не удавалось. Стены постоянно были разрисованы, управление заводом заставляло все закрашивать.

На этом проблемы не заканчивались. Нас неоднократно ложно минировали, останавливали концерты. На Октябрьскую приезжали группы из фашистских сообществ – подраться, поразбивать стекла у завода «Кристалл». Конечно же, от администрации за это получали мы. Сейчас я в шутку думаю, что рановато мы на Октябрьскую полезли, не то время было.

Тем не менее как концертная площадка NC процветал. Приезжала практически вся белорусская рок-сцена. Регулярно заглядывали «Леприконсы», Neuro Dubel – у нас были хорошие отношения еще с «Резервации», бывали даже «Тяни-толкай», у них тогда был совершенно другой репертуар, они считались андеграундными ребятами. Случалось, проводили даже международные фесты с группами из Германии, Нидерландов.

Все накрылось медным тазом из-за смены руководства на МЗОР. Пришел новый начальник, бывший милиционер. И он привел человека, который взял в аренду все трехэтажное здание, где находился NC. Таким образом, меня в очередной раз «попросили».

Что там сейчас: отремонтированным зданием завладело предприятие Lazers-Optics-Tecnology-Systems. Теперь внутрь без пропуска не попасть. Но можно со всей уверенностью сказать, что ночные тусовки там нынче не в чести (по иронии, не в пример остальной Октябрьской).

«Аквариум»
ул. Кульман, 14

Леша Кутузов aka DJ I.F.U.

– Как вообще появился «Аквариум»? Насколько я помню, в 1995-м его арендовал какой-то бывший милиционер – не то полковник, не то генерал. Затем на это помещение вышел Владимир Кустов – он в 1990-е годы был самым известным световиком, сам делал лазерные установки, у него было около 10 крупных зеленых лазеров, куча света.

И он нас спросил: «Ребята, хотите делать здесь вечеринки?» Там было круглое помещение вроде амфитеатра, можно было делать хорошее шоу. Мы начали с DJ Митей и DJ Паленым проводить здесь довольно успешные тусовки, собирали много людей. Также в этом клубе я отметил свое 18-летие, воспользовался помещением и устроил застолье для друзей.

Еще до «Резервации» там работал его будущий арт-директор Денис Лондон, занимался организацией живых концертов. Там играли панк-рок, помню концерт группы The Lemons.

Увы, на одной из тусовок приключился большой казус. Вечеринка в тот раз была небольшая, без огромного количества световых установок, без толпы. Охрана нам вдруг сказала закончить раньше часа на три. Я ответил, мол, песня доиграет минут 5–7 и разойдемся. Они по какой-то причине на слово не поверили и начали просто бить всех вокруг, включая диджеев. После этого момента хороших вечеринок в «Аквариуме» больше не было, он просто перерос в попсовое место у Комаровки.

Піт паўлаў

вакалiст гурта N.R.M.

– З «Акварыумам» я быў звязаны не толькi як музыка, але i як прамоўтэр. Некаторы час я праводзiў уласныя вечарыны дзякуючы фiнансавай падтрымцы Пецi Марцава, галоўнага рэдактара газеты «Iмя».

Клуб знаходзiўся на другiм паверсе будынка, ён нагадваў амфiтэатр у цырку – паўкруглае памяшканне, разбiтае на сегменты, у адным з сегментаў была сцэна. «Акварыум» быў вельмi актыўнай канцэртнай пляцоукай, амаль заўсёды там гралi жывую музыку: рок, блюз, джаз. Дзiўна тое, што нiкога не спынялi праблемы з якасцю гуку:– дах там быў металiчны, i ён пастаянна ствараў у клубе выразны чутны гул.

Егор

бас-гитарист и вокалист группы «Нити»

– Впервые в «Аквариум» я попал в качестве рядового тусовщика еще до первых наших концертов. Мы с компанией друзей подыскивали место для ночных вылазок с удобным местоположением. Нас тогда совершенно не волновали вещи вроде неприветливой охраны, ассортимента сортов пива и т.д. Все, что было нужно, – это клуб, где можно было послэмиться под тяжелую музыку. И мы получили то, что искали.

Объективно говоря, «Аквариум» был концертной площадкой среднего уровня. Там не было крутого концертного оборудования, да и помещение было сравнительно маленьким. Но для нас, как и для других молодых групп, это не являлось чем-то архиважным. Главное – сыграть свой материал для публики и клево оторваться на сцене. Приятный бонус – новые знакомства. В «Аквариуме» никто не стеснялся подойти сразу после выступления и заявить, что ему понравилась твоя музыка. Опять же, исполнители постоянно общались друг с другом. Сообщество было очень дружным, если ты кого-то не знал, его обязательно знал твой товарищ.

Главной точкой в «Аквариуме» для меня останется гримерка для музыкантов. Фактически она заменяла нам бар – все регулярно проносили туда алкоголь в чехлах для инструментов, чтобы была возможность получить необходимый заряд для выступления. Вдобавок музыкантам там зачастую удавалось неплохо развлечься со своей девушкой или парнем.

Что там сейчас: музыка ушла. «Аквариум» не увидеть на афишах – площадка-долгожитель, увы, перестала принимать концерты. Здание разделили между собой летнее кафе и магазин бытовой техники. Впрочем, здешнее заведение работает до 4 утра; быть может, энтузиастам и удается устраивать тут импровизированные дискотеки.

Парк-клуб «Минск»
парк Челюскинцев

Піт паўлаў

вакалiст гурта N.R.M.

– Гэтак званы «Рэйхстаг» сапраўды выдзяляўся сярод мiнскiх канцэртных пляцовак тых часоў. Адметнай рысай быў памер – калi нават у вялiкi клуб можна было прадаць у лепшым выпадку 500–600 квiткоў, то парк-клуб мог сабраць 1500 чалавек. Таму тут праводзiлi вельмi шмат вялiкiх рок-канцэртаў. Менавiта тут мы з N.R.M. пазнаёмiлiся з гуртом «Король и шут» i нават некаторы час ездзiлi з iмi па Беларусi.

Зразумела, N.R.M. таксама там граў. Магчыма, самы культавы канцэрт быў напачатку 2000-х, звязаны з нейкай выбарчай кампанiяй. У той раз да нас прыехалi ў госцi палякi – вядомыя у тыя часы Pidżama Porno i T.Love. А я ў гэты дзень трапiў у мiлiцэйскi пастарунак. Мы з маладымi прыхiльнiкамi N.R.M. рабiлi акцыю ля Палаца спорту, запускалi паветраных змеяў. Мiлiцыя спачатку ўзяла ўсiх, акрамя мяне, я далучыўся потым, бо не мог пакiнуць гэтых дзяцей. А канцэрт тым часам ужо распачаўся. I ў пастарунку маёру лiтаральна патэлефанаваў старэйшы па званнi i патрабаваў нас адпусцiць, магчыма з-за таго, што было прадана шмат квiткоў i прамоўтэры пачалi неяк цiснуць. У вынiку нас адпусцiлi, за намi прыехаў бус, а мне ўжо прыкладна ў той час трэба было быць на сцэне. I мяне прывезлi з пастарунка адразу на сцэну, там ужо стаяла падрыхтаваная мая гiтара. Слухачы вiталi нас натуральным ровам – зачакалiся.

Яшчэ памятаю, там праводзiлася акцыя «Рок против попсы», гулялi ў лазертаг. Лепшым гульцом ад рокераў быў я, а сярод папсы – Iна Афанасьева. Мы, рокеры, перамаглi, але з невялiкiм адрывам.

Что там сейчас: парк-клуб также спасти не удалось. Это место долгое время ждало инвестора, который смог бы вернуть ему товарный вид. Не срослось. «Рейхстаг» признали аварийным и снесли подчистую. По словам администрации района, новых построек пока не планируется. Впрочем, все напоминания пока не стерли: соседняя танцплощадка по-прежнему функционирует.

«Блиндаж»
ул. Тимирязева, 9

дмитрий понтелейко

Pежиссер

– «Блиндаж» был преимущественно роковым клубом: брутальный дизайн, брутальные сотрудники, минимум электроники. Да, иногда там проводились и рейвы, но они не особо вписывались в тамошний интерьер. В «Блиндаже» проходили действительно крупные концерты: туда впервые приехал «Ленинград», играли жесткие британские панки Exploited, выступал Дельфин.

В «Блиндаже» часто происходило смешение публики. Дело в том, что рядом располагался гламурный клуб Madison. Там все было понтово и дорого, тогда как в «Блиндаже» – демократично и дешево. И, когда в «Блиндаже» давал концерт большой бэнд, туда плавно перетекали посетители из Madison. На танцполе образовывалась солянка. Рядом тусовались эффектные модные дамы, пьяные бандиты, бизнесмены, сорившие деньгами, рокеры, нищие студенты и студентки. Собственно, этой колоритной разномастной толпой «Блиндаж» мне больше всего и запомнился.

Что там сейчас: вся брутальность этого клуба канула в Лету еще в середине двухтысячных. Тогда «Блиндаж» превратился в «Африку» и кардинально изменил концепцию – стал работать на ту самую гламурную аудиторию из соседнего Madison. В итоге конец встретила и «Африка». А вот внешние декорации еще сохранились.

«Реактор»
ул. В. Хоружей, 29

александр галецкий

музыкант, психолог

– По мнению множества людей, «Реактор» был лучшим клубом в Минске. Он мог похвастать едва ли не оптимальным географическим положением, великолепным техническим оснащением, с точки зрения конструкции клуб тоже был весьма хорош. Хотя, на мой взгляд, «Реактор» мог бы быть чуточку объемнее, так как аншлагов он все-таки не выдерживал. Так, например, во время презентации альбома Ляписа «Золотые яйца» клуб был не просто забит битком – собралась толпа людей, которые не смогли попасть внутрь.

Публика в «Реакторе» собиралась совершенно любая. Крупные тусовки разных направлений проходили постоянно и, само собой, собирали уйму людей из своих целевых сегментов. Там проходило все: метал-фестивали, фестивали альтернативной музыки, инди, тематические вечеринки с диджеями, рейвы, целые циклы рейвов. Как минимум однажды в «Реакторе» было шоу стриптиза, где мне довелось занять место в жюри. Ну а первое место в моем персональном топе занимает концерт группы «Deadушки» в 2000 году, один из самых потрясных концертов, на которых я когда-либо был.

Піт паўлаў

вакалiст гурта N.R.M.

– Апошнiм часам «Рэактар» стаў лепшым месцам, дзе праводзiлiся канцэрты N.R.M. Доўгi час мы гралi ў залах з крэсламi, iх вельмi часта псавалi, узнiкалi канфлiкты з арганiзатарамi. Таму была патрэбна пляцоўка, дзе людзi проста змаглi б стаяць на танцполе. «Рэактар» стаў такой пляцоўкай. Увогуле, клуб быў безальтэрнатыўна лепшым месцам для канцэртаў у 2000-х. Акустыка, апаратура, якасць памяшкання – усё было на вышэйшым узроўнi. На вялікi жаль, у нас не было магчымасцi даваць кожны наш канцэрт там, бо icнавалi «чорныя спiсы».

У «Рэактары» адбыўся апошнi канцэрт N.R.M. у старым складзе. I менавiта першы ў новым складзе. Гэта была апошняя «Рок-каранацыя», усе чакалi нас учатырох, але ж мы выйшлi граць утрох. N.R.M. атрымалi ўзнагароду, здаецца, як лепшы рок-гурт за апошнiя 15 гадоў.

Что там сейчас: есть мнение, что упавшее знамя «Реактора» подхватил Re:Public. Но географическую локацию пришлось сменить. А на Веры Хоружей в настоящий момент работает Rich Cat Club. Вот только здешние шоу явно нацелены на совершенно другого потребителя. Из общего с «Реактором» у этого клуба разве что время работы.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.


Фото: «БЛИНДАЖ НАВСЕГДА!!!!!», «КЛУБ РЕАКТОР ОБРАЗЦА 99 года», electrokids.org, 21.by, Facebook, Kontramax Max, COSMOTOLITEN CLUB, coverband911.wixsite.com, zalaz.net, richcat.by .

Еще по этой теме:
Обалдеть, это точно Минск?! Фотограф сравнил, как улицы, дворы и здания столицы изменились за 30 лет
Женщина, которая драит окна в гостинице. Посмотрите на шикарные фото британского туриста из Минска
«Вышла на сцену практически голая». Кто-то выбросил на помойку альбом заслуженной артистки, а там такие фото!
поделиться