Это не шутка: вместо голливудских фильмов Silver Screen собирается показывать индийские. Что происходит с кино Минска с начала военных действий в Украине

Это не шутка: вместо голливудских фильмов Silver Screen собирается показывать индийские. Что происходит ...
После начала военных действий в Украине голливудские студии-мейджоры покинули российский и белорусский рынок. Свои главные премьеры отменили Sony, Disney, Warnes Bros., Paramount, Universal. Чуть позже к ним присоединились и крупнейшие американские инди-студии: A24 и Lionsgate.

После начала военных действий в Украине голливудские студии-мейджоры покинули российский и белорусский рынок. Свои главные премьеры отменили Sony, Disney, Warnes Bros., Paramount, Universal. Чуть позже к ним присоединились и крупнейшие американские инди-студии: A24 и Lionsgate.

Что это означает для белорусского кинопроката и смогут ли выжить кинотеатры после такого удара, выяснил кинокритик Никита Лаврецкий.

Голливудское кино ушло и что это значит для нас?

Не существует официальной статистики, какую долю белорусского кинорынка занимает голливудское кино. Однако согласно статистике, предоставленной УП «Киновидеопрокат» (объединяет 13 государственных кинотеатров в Минске), в период с июня 2021 года по февраль 2022 года в топ-5 лидеров проката попадали в основном американские фильмы.

Среди исключений – ограниченный ряд российских фильмов («БУМЕРанг», «Последний богатырь: Посланник Тьмы» и еще 5 примеров), а также франко-канадский мультфильм «Пламенное сердце».

Впрочем, ни одной из перечисленных неамериканских картин не удалось занять первую строчку в рейтинге проката за неделю. Со всей уверенностью можно говорить об абсолютном доминировании Голливуда на белорусском рынке.

Эти слова подтверждает представительница местной кинотеатральной индустрии, пожелавшая остаться анонимной.

– По примерным оценкам, крупные блокбастеры студий-мейджоров – это 70% выручки. Волнует ли это кого-то в государстве? Предлагается ли какая-то помощь? Нет, судя по всему, не волнует, и помощь не предлагается.

В то же время экспертка сообщила, что контекстная реклама и грамотная репертуарная политика позволяют сделать так, чтобы кинозалы по уикендам не пустовали, даже если не все альтернативные идеи по наполнению репертуарной сетки оказываются рабочими.

– Фильмы Балабанова «Брат» и «Брат 2» некоторые кинотеатры взяли, но билеты не расходились от слова «совсем».

Оскаровские номинанты, но не из США: что предлагает минчанам кинопрокат сейчас

Статистика сборов за уикенды после начала вторжения России в Украину только подтверждает факт полного доминирования в сфере интересов белорусского зрителя голливудского кино.

Два месяца подряд в прокате или лидирует, или занимает вторую строчку фильм «Анчартед: На картах не значится» – фактически последний голливудский блокбастер, успевший выйти в прокат накануне бойкота. Сместить его с этой позиции на какое-то время удавалось лишь одному российском мультфильму («Финник», российской военной драме «Первый Оскар» и фильму-концерту южнокорейской группы BTS.

При этом репертуар кинотеатров во многом стали формировать альтернативные кандидаты на замещение голливудского кино.

Если это американские фильмы, то созданные за счет нетрадиционных источников финансирования: так, вышедший в прокат в марте хоррор «Взаперти» – первый оригинальный фильм, снятый для американского консервативного новостного сайта Daily Wire (в США фильм вышел сразу в интернете, минуя большой экран).

Если оскаровские номинанты, то норвежский «Худший человек на свете» и японский «Сядь за руль моей машины». Если супергероика, то экранизация не американских, а европейских комиксов – имеется в виду итальянский «Дьяволик».

В репертуарной сетке стали чаще появляться картины, созданные при участии неочевидных стран-производителей. Например, финский хоррор «Скрежет», гонконгская мистика «Потустороннее», белорусская гангстерская комедия «Добро пожаловать в семью», украинский психологический триллер «Иллюзия контроля». Этими фильмами сложно занять все сеансы, поэтому увеличилась доля повторных релизов – среди них в прошедшем месяце была «культовая» криминальная дилогия «Брат» российского режиссера Алексея Балабанова.

Согласно статистике УП «Киновидеопрокат», практически ни одному из перечисленных релизов – заместителей Голливуда не удалось попасть в топ-5 лидеров по итогам одной из прошедших с начала войны недель. Единственное исключение – белорусский фильм «Добро пожаловать в семью», оказавшийся на пятом месте по сборам за 18–24 апреля.

В таких условиях перспективы проката не выглядят радужно: невозможно показывать одни и те же голливудские картины (которые до сих пор сохраняют лидерство) месяцами или годами.

Silver Screen предлагает Болливуд вместо Голливуда

На вопрос, чего ждать белорусским зрителям дальше, коммерческий директор частной сети кинотеатров Silver Screen Александр Демидович отвечает, что их компания планирует делать упор на индийское кино, на те болливудские ленты, которые попадают в лидеры проката.

– Дайте шанс Индии. В ближайшем будущем с нашей помощью индийское кино выйдет не только в Silver Screen, но и других сетях кинотеатров, – анонсирует Демидович. – Кроме того, Silver Screen попытается возобновить киберспортивные трансляции на большом экране, чтобы привлечь зрителей.

Катерина Пажитных, руководительница отдела маркетинга в белорусской компании «Медиа Контакт», занимающейся прокатом на территории республики видных авторских фильмов («Камон камон», «Титан»), говорит, что для тех фильмов, дистрибьюцией который они занимаются, на данный момент освободилось больше места в расписании кинотеатров. Но, говоря о долгосрочном планировании, Катерина не так оптимистична:

– Горизонт планирования сократился до максимально короткого. К сожалению, нам неизвестно, останутся ли независимые студии в партнерстве с российскими правообладателями. Что будет дальше, нельзя сказать. Может быть, в репертуаре останутся только российские фильмы.

Пажитных поделилась с нами следующими цифрами: в марте, после ухода мейджоров, посещаемость кинотеатров сократилась в пять раз. А в апреле сокращение достигает 6–8 раз.

– Вывод очевиден: на фильмы немейджоров, не крупнейших студий люди ходят гораздо меньше. Реакция зрителей на изменения в репертуарной сетке – это значительное снижение посещаемости кинотеатров в целом, – с горьким смехом резюмирует собеседница.

 

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: личный архив героев.

поделиться