Экскурсию по квартире, где вещи с мусорки превращаются в арт-объекты, провел Паша, экспериментальный музыкант и киношник, a заодно рассказал, чем отличается Минск в восприятии тактильных людей.
Экскурсия началась на кухне, где почти нет вещей с помойки, зато много прекрасной глиняной посуды, которую делает спутница жизни Паши. Выпив чаю, мы поспешили в гостиную, чтобы рассмотреть экспонаты.
– Я люблю гулятельные места, ландшафты, индустриальные места и «заброшки», ходить по нехоженым тропам. Эту корягу я привeз из Стокгольма, там есть горка такая, что-то вроде городского ландшафтного парка: обсерватория, горлицы, мыши, горожане…
С детства страдаю зодиакальным собирательством. Есть такое понятие, как плюшкин box: несколько плюшкиных коробок с солдатиками, каким-то хламом, который представляет для меня личную фетишистскую ценность. Понравившиеся безделушки могут быть чем угодно: флаер, например, открытки, «цетлики». Я такую пачку беру, все разваливаю и какую-нибудь композицию составляю. Повешу ее на стенку или не повешу – не знаю. Могу сделать из открытки какое-нибудь дурачество.
У трансформаторов есть всяческие скобы – обычные в разборе шашки, я их тоже собираю, чтобы потом сидеть с архивом этого барахла и складывать композиции. Скобки эти с моей родины: ездил к бабушке на Витебщину и пошел прогуляться на водокачку. Там маленький городишко и река – в общем, живописно. Заметил кострище, где люди всякое плавят и чермет сдают, периодически там валяются эти трансформаторные скобки. Набрал, сделал звездочки, потом нашел в каких-то запасниках крепежи, припаял и получились брошки. Штук шесть вышло – подарил друзьям.
В Вильнюсе мы были в гостях у друзей и пошли гулять. В районе улицы Антакальнис есть заброшенная киностудия, набрали там объектов: каких-то табличек, бобинных основ, шестеренок.
На балконе – стулья из хлама, которые кто-то у нас хотел забрать на восстановление. Но, видно, придется самому заняться ими. Как-то шли домой, а на бортике, где мусорка, книга лежит – я по обратной обложке ее знаю: это «Заклятыя скарбы» с иллюстрациями Славука. Прямо перед этой находкой купил питерским друзьям такую же в подарок на интернет-барахолке. Я их периодически покупаю на подарки.
Кресло красивое есть с помоечки. С одной стороны, функциональное, а больше как объект – помимо функциональных возможностей оно еще может красивенько стоять. Само оформляется. У плюшкинских заморочек есть такая философия, что потом каждая вещь находит детально свое место и получается такая магия случайных неслучайностей.
Практического смысла в этом собирательстве почти нет. Есть люди, у которых дома чисто, стерильно. Я, наверное, фетишист, но мы как-то с Верой нашли друг друга в этом плане – тактильные люди. Вот это Верина полка. Зачем обычному человеку прут или сучок, который вышел из дерева странным образом?
Географически нет специальной карты хороших мусорок – иногда срезаю путь возле магазина «Верба»: там нашел стулья, днища гнилые, а по дереву хорошие. Возле галереи «Ў» какая-то блатная помойка, друг там разжился нормальным кожаным диваном. Вот такие пластинки раздавал турцентр города Минска. Мне она радикально не нужна, кому-то хотел подарить, но человек отказался, вот и сидят здесь эти пластинки. Смотрите, какой трек-лист: «Вас изнуряют!»
На «Поле чудес» раньше очки покупал, когда хипстеры еще не носили эти очки. То есть имеется коллекция дурацких советских окуляров. Они потешно выглядят, им копейка цена. Даже что-то парное есть, для выступлений. Реквизиторы стараются искать предметы у людей и на помойках, потому что, когда вещь попадает на барахолку, становится намного дороже. Вытинанками Вера немножко балуется, брала пару уроков у специалистов. С ее керамикой ничего не сочетаю, но теоретически можно керамические фоны брать за основу.
Мне не выпадало найти музыкальный инструмент. Но попадалось несколько приборов, которые люди продавали за бесценок. В группе «Поливокс» минчанин написал, что попался ему здоровенный черный чемодан, а там оказался клавишный инструмент, и вот он «Вконтакте» разместил вопрошение: «Скажите, друзья, это хоть стоит что-нибудь? Мне нужен был чемодан, а что теперь с инструментом делать, там нет сетевого провода!» Тут же перекупили. У меня и ламповая радиола есть, старый советский торшер на ножке с подставкой, там нужно было банально наживить на контакт сетевой шнур и сделать выключатель. Этот торшер снимался у Лявона Вольского, какие-то калядные поздравления делали.
Интернет-барахолки тоже отлично работают. Мне там интересно выбирать какие-то объекты: например, плакаты о советской космонавтике или книжки. Эту детскую книжку купил буквально позавчера в букинисте за 30 000 руб. Есть определенные авторы, например Алексей Леонов – космонавт, но еще и художник интересный. В Сети есть ресурс, посвященный его графическим работам, то есть космосу, порядка шести или восьми альбомов в цветных иллюстрациях. Пару книг и открытки и у меня есть! Какого-то рейтинга букинистов я не веду, если по пути, иногда захожу на Карла Маркса или в букинист на проспекте, возле «Семелы».
Кто-то вынес архив по зоологии-биологии. То, что мне нужно, я оставил, остальное нужно отнести на буккроссинг или просто отдать кому-то. А девайс рядышком – принес неделю назад с нашей помойки кинопроектор со всеми барашками, без сетевого шнура. Не знаю, работает он или нет, заработает – кому-то подарю.
Экосистема и вселенная советского человека шире, чем обычного буржуазного потребителя. Это, конечно, немножко сочинительство, но утопический вектор мне симпатичен. Что касается Минска, город меняется, и не в лучшую сторону. «Газпром» освоил территорию автовокзала «Московский». Был не так давно на «Восточном» вокзале и обнаружил неприятность: там тоже интересный, футуристический ансамбль, его сейчас обшили сайдингом. Если зайти сзади, со стороны диспетчерской, то здание выглядит как летный аппарат: два крыла, кабина. Интересная задумка, такой архитектурный звездолет, внутри многоуровневый. Между вторым и третьим этажами есть пространство, где висела большая люстра из кусков стекла, интересная и сложная конструкция. Все это к чертям собачьим упразднили, пустили какие-то шарики, вообще не имеющие никакого отношения к архитектуре. На первом этаже в зале ожидания была мозаика в желто-голубых тонах, там какие-то лошади и молодежь, природная атмосфера – это интересный месседж, что в таком звездолете есть напоминалочка: не забывайте, дети, природу. На этом месте сейчас какие-то ларьки к стенке, а мозаику могли и заштукатурить.
То, как Минск сейчас меняется, плохо, градостроители мало интересуются городом и преследуют другие цели: не сохранять историю, а осваивать площадки исходя из личной выгоды. Рядом с местом, где мы сейчас живем, был чудесный школьный яблоневый сад, который сейчас находится за забором, а школа стала районным РУВД. И стадион школьный бесхозно пустует, но он прилегает к территории серьезной «установы», потому обнесен забором, и пожилым жителям кварталов теперь некуда выйти на зарядку. Я-то сам не коренной минчанин, где-то с 2001 года здесь, но мне кажется, что город теряет свою внутреннюю очаровательную составляющую.
Традиции барахолок-ярмарок или блошиных рынков у нас практически нет. Молодежи сейчас хочется чего-то такого, и это нормально – в чью-то пользу избавляться от ненужных вещей. Это культура общения: можно прийти, выпить кофе, съесть сосиску, пообщаться. На сквотах я встречал фримаркеты, где в помещении на стеллажах люди оставляют вещи – можешь принести что-то или что-то забрать. Хорошая традиция, такое интересно даже просто посмотреть.
Я некоторое время делал фотографии на «Поле чудес»: вещи, которые принес человек (дедуля, бабуля, алкоголик), парадоксальные предметы, которые вместе схвачены каким-то сюжетом, – советская книга, фотоаппарат, медицинский зажим, куча пуговиц. Это прямо законченные инспирации, случайные сюжетные композиции. У художников есть свой лабораторный храм, и прогулки по барахолкам могут на что-то вдохновить. Есть целая индустрия помоечная, когда люди зарабатывают на хламе – на том же eBay, например. Помойки быстро опустевают. Полезная философия – не выбрасывать это все, а организовать пространство, куда люди могут принести свои вещи.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.