Послевоенный Минск был своеобразным музеем под открытым небом: бетонные и гипсовые скульптуры и памятники стояли в парках и скверах. Александр Лычавко отыскал самые характерные работы, прославляющие жизнь гражданина страны Советов.
Городская скульптура в советском Минске была очень развита: во многих тенистых уголках столицы горожане фотографировались рядом с пионерами и спортсменами. Чего стоят бетонные изваяния в парке Горького, Пионерском парке (сейчас это сквер Марата Казея), лестница по обеим сторонам улицы Карла Маркса от Дома офицеров до парка Горького и бульвар по улице Олега Кошевого. Лестница от ул. Маркса к парку Горького. Парк Горького. Пионерский Парк. Парк имени 30-летия БССР (сейчас это парк имени Янки Купалы). Дворик БГУ. Кто охраняет ворота Минска В конце 1940-х начали восстанавливать Привокзальную площадь, и в 1953 году были сданы в эксплуатацию два 11-этажных здания, построенных по проекту ленинградского архитектора Бориса Рубаненко. На уровне девятого этажа «Ворот Минска» (ул. Бобруйская, 13 и 15) появилось по четыре скульптуры: крестьянка, солдат, партизанка и инженер. Их авторами стали Андрей Заспицкий, Виктор Завадский и Сергей Логвин. Но со временем скульптуры потрескались и начали крошиться: в начале 1970-х их пришлось демонтировать. А уже в начале 2000-х легендарные башни реконструировали, а скульптуры заодно с высокими шпилями, обрамляющими башенки, собрались восстановить. Андрей Заспицкий, автор «инженера», был еще жив, и под его руководством все восемь скульптур заново отлили из силумина – они получились легкими и крепкими. В 2004 году скульптуры заняли свои места. Кто потерял голову от суворовцев В 1953 году минские власти перестроили здание бывшей духовной семинарии и по проекту Г. Заборского возвели Суворовское военное училище (ул. Богдановича, 29). Крышу училища над главным входом украсили две скульптурные композиции авторства Виктора Попова и Андрея Заспицкого: слева – пехотинец и летчик, справа – рабочий и колхозница. За полвека скульптуры сильно обветшали, а в начале тысячелетия у одной из них даже отвалилась голова. Во время реставрации училищу предложили сделать медные выколотки и покрыть ими изваяния. Но бетонные оригиналы все равно бы страдали от непогоды, военных и цивильных решили скопировать целиком, но уже из металла. Вскоре их водрузили на свои законные места. Странности скульптур Белсовпрофа А вот скульптуры Дворца культуры профсоюзов (в народе Белсовпроф) так и остались бетонными. Здание начали строить в 1949 году по проекту архитектора В. Ершова, закончили в 1954-м (современный адрес – проспект Независимости, 25). Портик над главным входом, а также крышу по углам и над входом украсили скульптуры, изображающие мирную жизнь советских людей. Всего оформители установили на здании 14 бетонных человек и двух голубей. Эти скульптуры расположились над главным входом. Что интересно: с обратной стороны здания стоят копии женщины с книгой и мужчины в переднике, но уже без своих пар. В нише под крышей – женщина со скрипкой, ученик с глобусом, рабочий в робе, голубь, колхозница со снопом, пловчиха в купальнике с советским гербом на груди и кубком в руке, ученый муж с чертежами на коленях. Авторы изваяний – С. Селиханов, А. Глебов и В. Попов (некоторые в соавторы приписывают С. Адашкевича и братьев Роберманов). Считается, что в фигуре интеллигента с чертежом Дворца авторы изобразили самого Владимира Ершова. С 1995 по 2003 год Дворец был на реставрации, а восстановление скульптур состоялось только в 2008 году: кропотливая работа длилась почти полгода. Почему-то фигуры на лицевой стороне здания выглядят опрятнее, а вот те, что на тыльной, покрылись черными разводами. Скульптуры на Ленина В 1957 году, после восьмилетнего строительства, было завершено возведение нового здания Государственной картинной галереи БССР (ул. Ленина, 20) по проекту Бакланова. Фронтон здания венчает скульптура «Слава» работы Андрея Бембеля, а по бокам от входа в полукруглых нишах расположились изваяния «Скульптура» и «Живопись». С их авторством тоже не все однозначно. Сайт музея утверждает, что «Скульптуру» создал С. Адашкевич, а «Живопись» – П. Белоусов; журнал «Архитектура и строительство» же говорит, что Сергей Адашкевич и Павел Белоусов лепили «Скульптуру», а авторы «Живописи» – Марк и Лейба Роберманы. Почти напротив музея, на доме по ул. Ленина, 13 (где находится отдел милиции Ленинского РУВД), над аркой – античное лицо, напоминающее театральную маску или даже римские «уста правды». До последней реконструкции Купаловского театра похожие маски (комическая и трагическая) были и на его фасаде. Красный факелоносец Во дворе жилого дома между площадью Калинина и улицей Сурганова находится старое довоенное здание Минского политехникума. Сейчас здесь Минский государственный политехнический колледж (проспект Независимости, 85). Здание сильно пострадало в войну, его восстанавливали по проекту Натальи Маклецовой. Во дворе политехникума есть стадион, в углу которого одиноко стоит старая потрескавшаяся скульптура факелоносца. Кто-то от души побаловался красной краской, обрисовывая ступни, колени и форму. На выщербленном постаменте можно разглядеть слова «Ленхудож… Сыроежкин И.». Известно, что И. А. Сыроежкин – один из авторов мемориала «Ополченцы» недалеко от Санкт-Петербурга и памятника Ленину в Ангарске. А вот что было на соседнем пьедестале, уже неизвестно. Ленин лыжник, Ленин сидит Авторов следующих работ выяснить проблематично – скорее всего, это были типичные изваяния, которые сотнями устанавливались в разных городах Советского Союза. На фасаде ГУМа скульптур мы не найдем (есть неброские барельефы мужчины и женщины, держащих венок), а вот внутри можно разглядеть небольшие, скорее всего гипсовые, фигурки рабочих с серпом, молотом и голубями. Разместились они под самым потолком четвертого этажа, на колоннах, которые обвивает главная лестница универмага. Во дворах перед Центральным автовокзалом находится гимназия №75 (ул. Свердлова, 30). Перед ней находится скульптура сидящего молодого человека с устремленным вдаль лицом. Уже мало кто помнит, что юноша этот – Володя Ульянов, который вырастет и станет Лениным. Авторство изваяния узнать не удалось, но скульптор явно вдохновлялся работой В. Цигаля «Ленин-гимназист»: тот же гордый профиль и зачесанные назад волнистые волосы. В 1954 году уже упоминавшийся нами Михаил Бакланов построил здания Минского областного статистического управления (сейчас – главное статистическое управление Минска, ул. Захарова, 31) и архитектурно-строительного техникума (сейчас – Минский государственный архитектурно-строительный колледж, ул. Змитрока Бядули, 7). Два этих здания находятся на соседних улицах, стоят буквально на одной оси и при этом невероятно похожи друг на друга. Фасады обоих украшают скульптуры. Так, на статистическом здании почему-то прописались мужчина и женщина с книгами и снопами. На здании МГАСКа – мужчина с книгой, опирающийся на стальную конструкцию с двутаврами, и женщина с книгой, опирающаяся на изящную балясину. Косметический ремонт фасада колледжа, проводившийся недавно, скульптуры не затронул. Недалеко от аэропорта «Минск-1», возле общежития по ул. Короткевича, 6, редкий прохожий заметит две интересные скульптуры. Юноша и девушка в спортивных костюмах держат в руках непонятные предметы, похожие не то на доски, не то на олимпийские факелы. Однако если обойти изваяния пару раз и напрячь воображение, то становится понятно: спортсмены держат в руках лыжи с палками. В ходе последней реконструкции ребятам восстановили лыжи, а сами скульптуры выкрасили в серебристый цвет. Как себе хотите, но парень очень похож на Ленина во дворе 75-й гимназии. В 1955 году открылась Минская детская железная дорога. Красивое вокзальное здание станции «Заслоново» (проспект Независимости, 86), которая поначалу называлась «Парк Культуры», было построено по проекту архитектора Георгия Заборского. В ее вестибюле стоят две типовые фигуры: мальчик-футболист и девочка-теннисистка, выкрашенные в бронзовый цвет. В разных местах города можно найти еще несколько советских бетонных скульптур, которые, впрочем, лишены того социалистического пафоса, каковым пронизаны описанные выше фигуры. Это в основном изваяния для детских площадок: олени, мишки с бочкой меда да мальчик на самокате… |
Фото: из архива автора; из книг Виталия Кириченко «Минск. История послевоенного восстановления. 1944–1952» и «Минск. Исторический портрет города. 1953–1959».
С уважением, автор.
Всё-таки скульптуру на зданиях я бы не относил к той, которую обычно называют "городской". Это немножко другой жанр.
Жаль, что не все скульптуры сохранились, в том же парке Янки Купалы сейчас какие-то жуткие камни лежат.
Слава богу,что хоть их "креативные" белорусы не решили покрасить в какой-нибудь прелестнейший розовый оттенок,как это сделали со декоративными скульптурными элементами вокруг парка Горького.