Люди, истории Библиотека
CityDog.io

Домашняя библиотека режиссера Елены Плютовой

Домашняя библиотека режиссера Елены Плютовой
Режиссер, художник и арт-педагог Елена Плютова рассказывает, по каким книгам учиться двигаться, а какие помогут детскому саморазвитию.

Режиссер, художник и арт-педагог Елена Плютова рассказывает, по каким книгам учиться двигаться, а какие помогут детскому саморазвитию.

Елена живет и работает и в Минске, и в Москве, ее библиотека географически разбита на части. Мы встретились возле самой главной книжной полки – в минской квартире родителей Елены.

 

ПРЕДЫСТОРИЯ

Моя мама дружила продавцами из книжного магазина и постоянно притаскивала сумки книг. Многое в библиотеке родителей – самиздат, самодельные книги с обложками без названия. Мы с папой собирали макулатуру и меняли ее, например, на сказку про Винни-Пуха. Мое поколение отличается тем, что все карманные деньги мы спускали в книжном магазине.

У меня была одна хорошая учительница литературы. Просто она сама очень любила читать, а еще ей было важно наше собственное мнение. В тот год я начала писать стихи. А потом должна была вернуться в старую школу, к своей старой учительнице. Когда я написала сочинение по Пушкину с названием «Татьяна Ларина – дура», мне поставили 5 за грамотность и 2 по содержанию, с припиской: «Мне твои мысли не интересны – читай критику!»

 

НАСЛЕДИЕ

У меня не много книг по культурному наследию, но 4 книги Янки Крука, моего педагога по культурологии, я храню. Они во мне примирили язычницу и христианку. Крук на занятиях любил рассказывать о необычных приметах: например, в какие дни мальчиков делать, а в какие – девочек. Все работает. Или если перед свадьбой могилку своей бабушки навестить, то все сложится, а на площадь Победы и тем более на Остров слез ходить не стоит. Читая эти книги, начинаешь понимать смысл обрядов.

Ну, и еще «Белорусский костюм», «Сто твораў ХХ стагоддзя» и Акудович. Это, пожалуй, все про белорусскую культуру, что у меня есть на полке.

 

РЕЖИССУРА

Есть уникальные и просто старые книги, которые я нашла в «Букинисте». Вот, например, «Композиция сценического пространства» была мне очень полезна. От Станиславского я давно избавилась – прочла и раздала.

Я люблю старые книжки. Вот этим я вдохновляюсь: Алексей Арбузов и Анатолий Эфрос. Почему? Даже не знаю, они меня как-то греют. Созвучные по духу, близкие люди, читаешь – и становится хорошо. Просто человек описывает свой опыт.

«Записки Петрушечника» – это просто классика кукольника, очень вдохновляет.

 

ТЕЛЕСНОСТЬ

«Sharing the Dance» – c этой книжки началась моя серьезная работа с телом, занятия танцами и телесностью.

Вот это хорошая книга, которую мне подсказал Владимир Лаврухин и из-за которой мы дрались с бывшим мужем, когда расходились: «Энциклопедия тела». Она очень подробная, и тут действительно собрано практически все, что можно было про тело сказать.

Есть еще очень хорошая книга Рудольфа Лабана, но она капец какая сложная. Автор сделал буквально хореографический алфавит.

Когда моя коллега Вика Игнатенко пыталась найти тему танца в городском пространстве в Минске, то вдруг обнаружила, что нет контекста, нечего исследовать. Но теперь благодаря более раскрепощенной, европейского типа, молодежи такой контекст появился. Сейчас веду группу по осознанной телесности: как снимать все зажимы, о которых мы говорили, как расслабляться, как растягиваться. Телесная пластичность, растяжка напрямую зависят от гибкости в жизни: если становишься более гибким в отношениях, то и тело станет более мягким, и наоборот, если работаешь с телом, растягиваешь его, то ты становишься более гибким в коммуникациях.

 

ДЕТСКИЕ КНИГИ

Вот ребенок мой читает 3 книжки: «Властелин колец», «Властелин колец» и еще раз «Властелин колец». В трех томах. Я ему когда-то предложила Лукьяненко взамен третьего тома. Но он сказал мне, что это плохая литература.

По поводу детской литературы: вот эта книжка очень хорошая, у Оскара Бренифье есть очень много книг – «Что такое свобода», «Что такое любовь», и вся книга состоит из вопросов. Ты читаешь вопрос, а потом ходишь и думаешь на эту тему. Это для любого возраста, просто малышам нужно как-то переводить. Например, «Могут ли враги окрылять тебя?» И что маленький, пятилетний, скажет на эту тему, а что старший? Вот для меня такие книжки ценные, когда информации вроде немного, зато есть большая возможность для собственных мыслей.

Я никогда не думала в жизни, что ребенок будет читать затертые повести о Карлсоне. А вот еще есть «Айболит» Чуковского, по этой книге я научилась читать. Тут совершенно безумные иллюстрации, может быть, кукольный театр в моей жизни тоже отсюда. Мой ребенок читать это не сразу захотел, его больше интересовала история самой книги: «Мам, а отчего эти пятна? От шоколада, да?»

Еще радует меня вот эта серия книг с практическими советами для родителей.

У меня есть еще важные книжки, но они в Москве, они как раз из тех пяти, которые стоит держать у себя на полке. Это Монтессори и Ги Лефрансуа, «Психология для учителя» – вот они must have для любого педагога. А в книге «Развитие эмоционального мира детей» есть маленькие тесты и анализ детских рисунков. Елена Левенталь здорово описывает психотипы у детей и говорит о том, как общаться с каждым типом.

«Невероятную историю…» Якоба Мартина Стрида мы с детьми прочитали 138 раз. Я думала, что она будет для малышей, однако моему шестилетке зашло на ура. Тут очень много деталей и мало текста. И иллюстрации очень честные, что написано, то и нарисовано.

Мы еще любим вот такие творческие книги – это, собственно, не совсем книжка, а скорее творческая раскраска. Тут есть разные задания, например, дорисовать владельцев башмаков. Просто раскраски – это уже неинтересно.

Мой ребенок пробыл год в Москве в предельно творческой атмосфере, где у него сформировался определенный подход и взгляд на творчество. И после этого он попадает в минский детский сад, где все очень формализовано. И на первом же творческом задании воспитательница сказала ему, что задание выполнено плохо. Но он большой молодец – ни капли не расстроился и рассудил очень мудро: «Она говорит, что плохо. Но откуда ей знать – она ведь не художник. А я художник, и я знаю, что это хорошо». И мне очень нравится, что у ребенка в 6 лет есть это понимание. Он не забивается и не зажимается, а самое главное – не перестает рисовать после этого.

«Рождение человека» я купила в 1992 году, когда у меня возник вопрос «откуда берутся дети», и она оказалась настолько хорошей и подробной, что я узнала не только это, а еще и про генетику, и вообще массу всякого интересного. Все ждала, когда старший подрастет и спросит, а я ему подсуну эту книжку, она гораздо круче учебника биологии.

 

 

ПРОСТО ЛЮБИМОЕ

Из современников меня цепляет Брэдбери, мой любимый фантаст, вот сборник «Память человечества». А еще Клайв Баркер, «Галили». Все остальное читаю в ридере, сейчас – Стивена Кинга.

Вот единственный альбом об искусстве, который у меня тут есть. Он с историей. Мне его подарили, когда мы поехали в музей Ван Гога в Амстердаме, маленький такой. И меня очень долго не могли вытянуть оттуда, всем стало скучно, а я все ходила и ходила, и меня выманили книжкой. Сказали – на тебе!

 

Вот эту книгу я очень люблю, но это не об искусстве – это про платье.

 

Эта книжка прижилась у меня. Попала она ко мне с историей в 2001 году, когда я ставила свой первый спектакль по Маяковскому и придумала, что афиша будет на «Крафте», пришла к кому-то в гости и увидела, что лежит книжка как раз с этим шрифтом.

 

Фото: CityDog.by.

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: editor@citydog.io
Реклама: editor@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter