Мы сходили в гости к рекламщице Юлии Ляшкевич и посмотрели на ее домашнюю библиотеку, в которой гармонично соседствуют Борхес, Бродский, эротические манга, дешевые любовные романы и поэты Серебряного века.
– Книги – это моя страсть. Я, например, собираю медведей и очень люблю платья, но если там я еще как-то могу себя остановить, то книги – единственное, на что я могу потратить любые деньги. У родителей было много книг, хотя жили мы небогато. Вообще, меня никто специально не образовывал – то есть никогда такого не было, чтобы меня посадили и стали рассказывать про Джоконду. Просто моя мама очень много и вкусно читала, и я всегда смотрела на нее и думала: «Боже, читать – это так классно!»
Правда, мама очень любила русскую литературу – Куприна, Бунина, Чехова, – а я из русской литературы люблю только Серебряный век и Толстого с Достоевским. Еще дома к книгам относились легко – их было принято читать удобно, закладывать-раскладывать, давать другим. Поэтому если кто-то взял книжку у меня и не вернул, то, пожалуйста, возвращайте. Ну, и для меня до сих пор квартира, в которой нет книг, выглядит подозрительно.
Мне нравится, когда книга хорошо издана, когда у нее хороший шрифт. Я даже заметила, что, когда из моей библиотеки пропадает какая-то книга, мне хочется купить книгу именно такого издания. Самая разыскиваемая книжка, которая у меня сейчас есть, это «Мастерская рекламного текста». Это одна из лучших книг по рекламе, которую я знаю. Она была издана один раз, и даже в интернете целиком ее не найти. Когда ее взяли у меня почитать и потеряли, я искала ее около 10 лет и в итоге нашла в Харькове. А вот «Карлсон» – это вообще самая главная книга, она у меня есть в издании, которое я читала в детстве, но я бы с удовольствием купила еще одно точно такое же.
Последние 10 лет я почти перестала читать художественную литературу, теперь я ее только перечитываю, но зато стала покупать много нон-фикшн-книг – воспоминаний, эссе, исследований на определенную тему.
Вот на этой полке преимущественно альбомы – здесь дизайн, верстка, обложки, анимация, реклама. Мне очень нравится мода, поэтому у меня много альбомов про моду, вдохновляет дизайн интерьеров.
Вот знаковая для меня книжка об искусстве «Кто правит бал». Она издана в 1976 году и уникальна тем, что автор поехал на Венецианскую биеннале и под видом разоблачения загнивающего искусства подробно рассказал о современном западном искусстве. Именно из этой книги я узнала, например, кто такой Уорхол или Мур. Вот, например, двухтомник «Мифы народов мира» – всему своему базовому образованию и знаниям о мировой культуре я обязана именно ему.
Естественно, я покупаю много литературы по рекламе. Что реально имеет смысл, так это смотреть на тенденции. На своих лекциях я всегда говорю, что все идеи надо воровать в современном искусстве, потому что люди, которые занимаются современным искусством, имеют время и возможность улавливать то, что носится в воздухе. В общем, главным барометром являются художники, а профессиональная литература по рекламе нужна для того, чтобы смотреть на форму и учиться.
Еще одна моя страсть – Алиса. Изначально мне с ней не очень повезло – хотя многие, возможно, и считают иначе, – но в детстве я прочла ее в переводе Заходера. Когда я уже училась в университете, моя подруга сказала, что я читала совсем не то, и надо было читать в переводе Демуровой. Сейчас у меня несколько изданий «Алисы» с разными иллюстрациями, в том числе и вот это – роскошное издание с разными вкладками для детей.
Еще я очень люблю промышленный дизайн, то, как люди из самых простых вещей и деталей что-то делают. Вот, например, книжка с интересным фотопроектом – люди в разных городах мира заходили в магазины и делали по одному кадру. Идея простая, но рассматривать можно бесконечно. Или вот альбомы, в которых собраны образцы дизайна одного предмета: например, только вешалки или только общественные туалеты. Тоже очень интересная история.
Это полка, посвященная моде. Здесь самые разные фэшн-фотографии – Vogue, Vanity Fair. У меня есть почти все альбомы Лашапеля и Лейбовиц, а вот альбом с японской уличной модой, он невероятный.
Я огромный фанат «Звездных войн», поэтому есть у меня и книга по моде в фильмах. Это журнал Rolling Stones, где впервые появились «Звездные войны». То, как я его искала, – это отдельная история, которая показывает, какие у меня крутые друзья. Вообще, плакат с репринтной перепечаткой обложки стоит около 80 $, но я нашла журнал в интернете – какой-то чувак в штате типа Висконсина продавал его за 5 $, но был готов выслать его только в пределах своего штата. В итоге сработала теория шести рукопожатий, и журнал ко мне все-таки добрался, хотя на это понадобился год, если не больше.
Мне нравятся старые книги, поэтому мимо них я тоже не прохожу. Это карта ВКЛ 1570 года, которую я купила на eBay и все собираюсь повесить.
У меня есть отдельная полка с книгами о еде. Это очень странная история, потому что готовить я не умею, но люблю про еду читать.
А вот это одна из самых дорогих книг, которые у меня есть. Это издание Visionaries, и это даже не совсем книги или альбомы – это идеи. Они делают их вместе с крутыми фирмами. У меня вот книга о любви: я, конечно, надеялась заполучить издание с любовными романами, но мне досталась книга о любви к человечеству. Уникальность издания в том, что внутрь заложены всякие штучки – украшение от Tiffani, перо Филипа Трейси, фото от Стеллы Маккартни. Искала я это издание тяжело и долго, заплатила чуть больше 300 $, но вообще его цена – 1 000 – 1 500 $.
Вот эту книгу я очень люблю, она называется «Не надейтесь избавиться от книг!». Тут два интеллектуала, Жан-Клод Карьер и Умберто Эко, разговаривают о книгах и попутно обо всем остальном. Ну и, конечно, выпендриваются друг перед другом, поэтому книгу можно читать бесконечно.
Вот еще одна прекрасная вещь – «Исследование сексуальности», в ней молодые еще дадаисты и сюрреалисты, как могут, говорят о сексе. У кого-то из них уже был более радикальный опыт, у кого-то нет, но при этом они же сюрреалисты, они должны быть эпатажными и тоже выпендриваются. Получилась смешная книга. А вот это книги Субкоманданте Маркоса – он живет в лесах Колумбии и пишет просто невероятные речи, я их всегда читаю, когда мне нужно писать тексты по работе.
В свое время на меня большой образовательный эффект оказал альманах «Наше наследие», и там были напечатаны отрывки из дневников Марии Башкирцевой. Это была такая девушка «must have», художница из богатой семьи с уникальной судьбой, которая рано умерла от туберкулеза. Она оставила изумительные дневники, где очень любуется собой. Она понимает, что талантлива, что рано умрет. Издание редкое, когда я его уже купила и стояла вся такая довольная, подошли еще два ценителя и просили меня ее перепродать, но я не согласилась.
А вот интересный пример того, как книги связаны между собой. Все началось с книжки Бродского, где он часто упоминал Одена. Я про Одена ничего особенно не знала, но потом нашла его книгу «Лекции о Шекспире», совершенно изумительные лекции. Когда я читала эту книгу, то поняла, что не очень-то я помню Шекспира, и стала читать его. Оказалось, что с переводами все обстоит грустно и на самом деле мы читаем не Шекспира, а пересказы Пастернака. Тогда я стала искать более точные переводы, и Шекспир неизмеримо вырос в моих глазах.
Вот еще одна книжка, которую я очень люблю, – «Протоколы суда над Оскаром Уайльдом». История известная – отец его любовника обвинил Уайльда в гомосексуализме. И вся книга о том, как умнейший прокурор загоняет Уайльда в угол и создает нужное впечатление. Читать ее одновременно страшно и интересно.
Здесь книжки по физике. Мой папа был физиком, но в школе я эту науку совершенно не понимала, а потом в определенном возрасте меня «пробило» – и я стала ею интересоваться.
Вот книга, которую я, наверное, буду читать всю жизнь, особенно когда нечего почитать. Она называется «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и символической философии».
Еще один любимый писатель – Борхес, он прекрасен. Для меня это человек, который в один рассказ помещает то, что другие бы растянули на роман.
А еще у меня страсть к дешевым любовным романам. Некоторые люди уходят в запой, я не пью, но зато когда у меня случается срыв, то иду и покупаю пачками самые дешевые, самые тупые любовные романы. Читаю их, меня отпускает, и они отправляются на антресоли или раздаются мамам подруг. Я даже помню, когда такой книжный запой случился первый раз – у нас на журфаке был курс, на котором мы читали серьезные вещи: Пруста, Кафку и все в таком духе. А когда он закончился, я села, начиталась любовных романов, и мозг расслабился.
Точно так же я люблю поп-культуру, все эти издания, посвященные мужским журналам, – полусадистские и полумазохистские, самые трэшовые вещи. Как, например, этот альбом с надписью «How normal are your sex needs?». И все эти мужские журналы, когда девушки еще не были отфотошоплены и у них было тело.
Очень люблю комиксы, поэтому для них тут целая полка – «Энциклопедия Marvel», «История комиксов», «Хранители», «Бэтмен». Там второй ряд из комиксов манга, не потому, что мне за них стыдно, а просто их тут больше некуда поставить. Однажды в Риме в букинистическом магазине я купила эротическую мангу, предыдущий владелец которой, видимо, был темпераментным человеком, потому что там фломастером нервно заштрихованы какие-то, видимо, особенно много значившие для него места.
Очень важной и знаковой для меня является тема самоубийств, поэтому вот тут «Bunny suicide», известный комикс про кролика, который кончает с собой самыми разными способами.
Есть книги, которые просто не нужно перечитывать. Например, Ремарка вот явно не стоит, потому что страшно потерять то ощущение, которые было, когда читала его первый раз. Солженицына надо обязательно прочитать один раз, чтобы что-то понять и сформировать себя. Но перечитывать вряд ли мне захочется. А вот «Войну и мир» я периодически перечитываю. Книга, конечно, сильнейшая, совершенно мозговыносящая и много что в моей голове разорвала.
Еще иногда о писателях лучше не знать определенных вещей. Например, у меня плохие отношения с Цветаевой по той причине, что я лет в 15 прочитала историю о том, как она оставила дочку в детском доме. Когда вырастаешь, то понимаешь, что время было страшное, было тяжело и вообще все неоднозначно. Но тогда на меня это произвело жуткое впечатление, и Цветаеву я с тех пор читать не могу. То же самое с Мандельштамом – я слишком рано прочитала воспоминания его жены; сейчас мне бы это, наверное, показалось даже милым: все эти тройственные союзы и съем девушек на улицах Киева. Но тогда мне это казалось совершенно отвратительным. По этой причине я сознательно ничего не читаю про Достоевского, потому что очень его люблю, и когда первый раз читала «Братьев Карамазовых», то это был наркотик – я ходила как зомби, просто не могла оторваться.
Вот эта книга – прекрасное издание Гумилева. Хорошо издание тем, что тут есть все его стихи, которые бы мне хотелось иметь. Вообще, Гумилев меня поражает – он был очень крутым, один из всех поэтов пошел воевать, ездил в Африку, умер в 30 с чем-то лет, но как много успел. У них там вообще были такие литературные бойки – все, что сейчас творится в Facebook, просто отдыхает по сравнению с ними. Они все были какими-то сумасшедшими и при этом жили на полную катушку.
Благодаря папе я люблю Маяковского. Папа был бесконечно далек от поэзии, но Маяковского любил, а вот мама его не переносила. Любую поэзию, и тем более любовную лирику, я всегда читаю вслух. Так вот, Маяковский – это чистый секс, вся его дореволюционная лирика просто невероятная.
В общем, книги я очень люблю. Однажды заказала издание известного карикатуриста Гари Ларсона, который рисовал для Playboy, New Yorker и других крутых изданий – я всегда хотела его иметь. Ну и с ним вместе заказала еще пару альбомов. В итоге мне пришло извещение с почты, где так и было написано: «Вам пришел мешок». Я прихожу на почту, а мне реально выволакивают мешок. Я вышла – зима, мешок, мальчик с санками. Я ему говорю: мальчик, хочешь заработать денег, давай на твои санки забросим мешок и повезем. Дотащили в итоге, куда ж было деваться.
P.S. Хочу попросить всех, кто был у меня в гостях на Захарова, посмотреть, нет ли у них вот этой книги, она мне очень дорога:
А также, может, кто-то вспомнит, что брал у меня эту книгу:
А еще я куплю, если кому-то не нужны, следующие книги именно в таком издании:
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by
Хотелось бы обратиться к Вам, на случай, если Вы будете читать комментарии:
возможно, как человек, определенно, сведущий, Вы могли бы подсказать, где возможно приобрести книгу «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» ? Предпочтительно, как можно более старого издания, можно даже ветхого. И, конечно, лучше бы какой-либо минский контакт, но это, полагаю, не смертельно.
(я нашла её на ozon.ru, но там лишь 2004 и 2007 г. издания).
Если Вам удобнее ответить не здесь, предоставляю свою почту dandcro@gmail.com
Рада буду получить данную информацию от любого знающего :)
Но, безусловно, в случае неудачи с поиском, я просто приобрету и 2007)
zapadnyj.gomel.second.by/nastenok/2828749/knigi.html
Особенно понравилась вот эта мысль:
"На своих лекциях я всегда говорю, что все идеи надо воровать в современном искусстве, потому что люди, которые занимаются современным искусством, имеют время и возможности улавливать то, что носится в воздухе. В общем, главным барометром являются художники, а профессиональная литература по рекламе нужна для того, чтобы смотреть на форму и учиться."
Юлия, если будете здесь - расскажите, пожалуйста, об этом подробноее: на что лично вы обращаете внимание и как у вас построен процесс поиска идей?
zapadnyj.gomel.second.by/nastenok/2828749/knigi.html
Не найдется ли у Вас посмотреть хентай-серии "Девочка и осьминог"?
С почтением,
Мусасимару.
а по поводу идей. Реклама на самом деле это в первую очередь аналитический процесс.
То есть вначале вы анализируете товар, рынок , конкурентов. много спокойной исследовательской работы. и чем больше ограничений , тем лучше. если вы еще не смотрели фильм Пять препятствий Ларса фон Триера, обязательно посмотрите.
далее , реклама это хорошо рассказанная история. вы покупаете внимание людей рассказывая, показывая им что то , что им буде хотеться смотреть, или не хотеться , но они успеют это запомнить. и тут , как
по мне))), адо впитывать мир вокруг, слушать , смотреть, трогать. вы можете найти удачную интанацию или образ как в картинах классиков , так и в трешевом бульварном романичке. как то неудобно по случаю и без вспомнить Стива Джобса, но у него в выступлении в каком то университете хорошо сказано про связь каллиграфии и тем , чем стал дизайн Apple. А современное искусство много в себе аккумулирует сейчас. не надо только пугаться и говорить себе : эй, я тоже могу насыпать миллион семечек. я обычно играю в такую игру, прихожу на выставку и вначале придумываю сама про что инсталляция, а потом только читаю что хотел сказать художник. это очень интересно
В материалы вы так же упомянули о своих лекциях - расскажите и об этом, пожалуйста, подробнее - где именно вы даёте лекции ?
Готье имеется, отдам за спасибо, исключительно в целях порадовать.
Мэнли П. Холл - Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии [2005, 2007, DjVu / PDF, RUS]
у меня своя багетная мастерская, было бы очень здорово оформить столь ценный экземпляр для интересной персоны.
обращайтесь по email iggysitnik@gmail.com