Беларусы удивительным образом даже сегодня умудряются сочетать христианские и языческие традициии. И если обрядами Коляд, Масленицы и Купалья никого не удивить, то некоторые подзабытые беларуские духи вызывают искреннее восхищение. Разбираемся, как устроен мир самой странной беларуской нечисти.
Дух-подстрекатель
Беларусы, конечно же, были уверены, что сами они не могут совершать аморальных поступков. Подтолкнуть к чему-то нехорошему мог только гость из параллельного мира. И одним из самых частых из них был Опивень (Апівень, Апойца). Голова у него напоминает человеческую, только со свиным рылом, а на месте бровей – рожки. Хвост у него закручен как у поросенка, а ноги с копытами.
Этот черт подбивает людей на пьянство. Согласно беларускому фольклору, он присутствует на всех застольях и смотрит, кто сколько выпьет. Как только замечает жертву (чаще всего ею становятся не очень пьющие), начинает подбивать ее выпить больше. А если человек не поддается на уговоры, Апойца подливает в рюмку какое-то зелье, после которого человек становится совсем пьяным. Люди, когда видят пьяного, говорят: «Вот, Опивень развлекается. Его зелье рассыпается».
Говорят, в этом состоянии под «белой горячкой» и можно увидеть саму нечисть. Правда, вам уже никто не поверит. А радостный Опивень сбрасывает пьяных под стол и веселится.
Нечисть, ненавидящая детей
Детей в принципе любили запугивать, чтобы они не лазили где не надо. Считалось, что иначе их накажут «паўбабы-паўжабы» Цыцоха, Цыгра или Жалезная баба (Жалезнячка). Эта нечисть хватала непослушных детей и душила их, засовывая в рот жертвы свои огромные железные или каменные цыцкі. Могут такие жить в колодцах, на полях и в огородах.
А вот лениться, согласно фольклору, например, Восточного Полесья, заставляет мелкий бес Телепень. В основном он цепляется на закорак (то есть загривок, это нижняя часть шеи и верхняя часть плечей) к детям. От этого они становятся ленивыми, неуклюжими, сутулыми — хотят только валяться, «целяпаюцца» без справы.
Считалось, что избавиться от этой нечисти очень трудно. «Маленькі, нязграбны, тоўсты, брыдкі, а ручкі цэпкія», Телепень крепко держался за свою жертву, и согнать его можно было, только сбив палкой или прутом. От этого пошел миф, что «детей для пользы колотят», чтобы согнать с них Телепня.
Правда, этими цепкими ручками Телепень мог прицепиться и ко взрослым. У них чертик не может долезть до закорка, поэтому цепляется на живот, приводя к аналогичным последствиям. Кроме известных последствий, у взрослых «растет живот» и «не стоит хер, бестолково телепается».
Нечисть путешествия
Желание срываться с насиженного места и путешествовать считалось у беларусов подозрительным. Наши предки были уверены, что человеку в здравом уме это не нужно, а потому обвинялась в таких поступках снова нечисть. Главной подстрекательницей считалась Бадзюля.
Бадюля бродит у дорог, увязывается за человеком и селится в его доме. Там она зарождает в человеке какую-то непонятную тоску по неведомым ему местам. Человек начинает пить с горя. Бадюля же ждет, пока хозяин все промотает и пойдет по свету бадзяцца.
Чтобы прогнать гостью, нужно чисто вымести и вымыть пол в доме, причем обязательно на веранде и в прихожей. Лучше всего это делать в дни убывающей Луны, ближе к вечеру, а мусор и грязную воду вылить в сторону заходящего солнца. И вот тогда, как рассказывают, можно своими глазами увидеть ту самую Бадюлю.
Тогда, с перепугу забыв скрыть свое обличье, она предстает перед глазами в виде немолодой женщины с большой, по самый пуп, грудью. Нет на ней ничего из одежды, только грязная тряпка, которая не прикрывает сухого потресканного тела. Лицо у Бадюли некрасивое: глаза навыкате, короткий мясистый нос, толстые отвислые губы, волосы сбиты в колтун.
А уже в дороге можно было встретить не злого, но грозного Кликуна. Считалось, что он может помочь выбрать правильное направление своим криком и свистом.
Его представляли в виде худосочного длинноволосого волота в рваном балахоне с длинными рукавами. В одной руке он держит большой хлыст, а в другой — золотой рог. Мелодией его игру сложно назвать – скорее, визг, свист и шум. Кликун день и ночь невидимо ездит на крылатом змее, и его можно узнать по вихрям пыли на дорогах и запаху серного газа, выдыхаемого змеем.
Все болезни – от Трасц
Лихорадка, Лихоманка, Трясавица (Трасца) – персонифицированная в образе женщины болезнь, вселяющаяся в человека и вызывающая то озноб, то жар. Отличительная особенность лихорадки — множественность (7, 9, 12, 33, 77 женщин, сестер, мух, струй воздуха) и изменчивость образа. В христианские времена начали говорить, что это проклятые дочери царя Ирода.
Обычно Лихоманки живут около рек и болот, однако могут летать по воздуху и попадать в еду. Кто ее попробует, того и залихорадит.
Внешний вид Трасц изменчивый: они могут быть молодыми и соблазнительными женщинами, а могут являться худощавыми уродливыми старухами. Ходят они по ночам, стучат в окна и зовут людей по именам. Кто отзовется – к тому и прицепятся вместе с несчастьями.
Лихоманок очень много. К ним причисляют и Оспу, и Холеру, и даже самую страшную – Моровую Панну, которая приносит эпидемии, в том числе чуму.
Избавиться от Трасц непросто, нужно знать, какая именно напала, поскольку исцеление зависит от степени тяжести заболевания. К трасавицам в заговорах обращаются в подчеркнуто вежливой и даже ласкательной форме, называют «сестрицами», «тетками», «гостюшками», «кумохами». Часто им приносили жертву в виде вареного яйца от черной курицы, делали куклы-обереги и даже целовали свинью в пятачок, чтобы исцелиться.
Под влиянием Лихоманок в человеке мог поселиться демон Стень. Он забирал тень человека, после чего жертва начинала усыхать на глазах, человек переставал есть, боялся своего тела и в конце концов сходил с ума.
Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Arturbasak.art, Tanjand.livejournal.com, Belarus.kp.ru, Mythology.by, Bestiary.us.