Этот художник-дизайнер вытянул Минск из «плесени» и «безвкусия», а его выгнали из города
CityDog.io
01.04.2019

Этот художник-дизайнер вытянул Минск из «плесени» и «безвкусия», а его выгнали из города

Этот художник-дизайнер вытянул Минск из «плесени» и «безвкусия», а его выгнали из города
Мы уверены, что вы про этого дизайнера практически ничего не знаете – а зря.

Мы уверены, что вы про этого дизайнера практически ничего не знаете – а зря.

«В мертвом городе, заплесневелом в бездействии, доведенном вандалами до безвкусия и отвращения, в городе без красок, где в предсмертных судорогах умирает душа и мысли, <...> все-таки нашлись люди, которые <...> смогли сотворить высокое и красивое произведение, которое наш город еще не видел. Мы пережили огромный праздник».

Видимо, история Минска циклична. Это описание столицы Северо-Западного края образца 1911 года, кажется, было бы актуально и для Минска, например, 2011 года. Но чем наш город всегда силен, так это людьми. Сегодня расскажем про одного из героев.

Кто он такой, этот «первый минский дизайнер»

Некоторые краеведы называют Ярослава Тышинского первым минским дизайнером. Судя по всему, из-за того, что его имя вошло-таки в анналы истории города. Именно ему приписывают создание интерьера Grand Café Select на Захарьевской, одного из самых популярных и модных мест столицы Северо-Западного края.

 

 

Самое интересное, что «первый минский дизайнер» не был ни минчанином, ни белорусом. Род Тышинских представлял собой микс из национальностей (татары, казаки, поляки, украинцы, немцы, англичане) и религий (христианство, ислам, иудаизм). Возможно, именно это повлияло на то, что Ярослав Тышинский долго не мог решить, к какой нации и культуре все-таки относится.

Родился он в селе Непоколовцы (Украина) 1 июня 1883 года. Его отец Антоний трудился на железной дороге и оплачивал обучение сына в Париже. Мама Феликсия занималась домом и детьми: у Ярослава были две сестры – Ольга и Изидора. Через несколько лет семья переехала в Стрый, город недалеко от Львова, который до начала Второй мировой войны входил в состав Польши.

О детстве и юности Тышинского сохранилось очень мало информации. Предположительно на него оказала влияние сестра Ольга, известная коллекционерка народного искусства. Как бы там ни было, после окончания Львовской гимназии Тышинский поступает на архитектурный факультет местного политехнического института.

Там Ярослав знакомится с известным минским архитектором Оттоном Краснопольским, дружба с которым кардинально меняет его жизнь. Под влиянием Краснопольского (тот был старше Ярослава) после учебы в институте он поступает в Краковскую академию изящных искусств, где учится живописи у Теодора Ксентовича и Леона Вычулковского, а скульптуре – у Константина Лащки.

 

Ярослав Тышинский с коллегами из академии Джулиана, 1907-1908 гг.

После Кракова он направляется в Париж, в академию Джулиана, где учился и Краснопольский. Но диплом Тышинский так и не получил. В 1909 году умирает отец, финансировавший обучение, и Ярослав возвращается во Львов. Однако ненадолго: друг Оттон предлагает ему приехать в Минск.

Что Тышинский делал в Минске и как стал дизайнером

В Минске Тышинский начал карьеру скульптора-декоратора и учителя рисования. Несколько месяцев он жил у Краснопольского, который не просто приютил его в своем доме, но и предоставил собственную мастерскую в центре Минска, а на летние месяцы – мастерскую в имении Новый Двор под Раковом.

Учеников Тышинский нашел быстро. Художник из популярной парижской академии искусств вызвал большой интерес у знатных и богатых минчан. Многие захотели такого педагога для своих чад. Вот так Ярослав стал обучать живописи и скульптуре детей Ваньковичей, Чапских и Прушинских. А подсобрав денег, открыл в городе собственную школу-мастерскую.

 

Автопортрет и натюрморт кисти Юзефа Чапского, который был учеником Тышинского. Он с благодарностью вспоминал учителя и говорил, что тот «пробудил в нем заинтересованность к рисованию».

Интерес Тышинский вызывал и у простых минчан, и у местной полиции. Чтобы вы понимали, личностью он был экстравагантной и вместо скучного сюртука ходил по городу в голубом бархатном костюме. За что его и задерживали – минской полиции издревле кажутся подозрительными люди, не похожие на обывателей.

Однако нестандартность Тышинского начинает привлекать к нему и необычные заказы: он занимается оформлением первой в городе артистической кофейни, открытой при ресторане Grand Café Select на Захарьевской.

Это было модное в то время место, где собиралась вся творческая элита города. Там играла музыка, ставились живые картины, декларировались стихи... К сожалению, фотографий кофейни не сохранилось. Единственное, что мы знаем, – она была оформлена на парижский манер.

 



 

Интерьер популярного парижского кафе Le Procope, который мог стать прототипом для минской кофейни.

Использование красного дерева, этнические геометрические узоры, пестрые орнаменты, арочные потолки, библиотечные полки… Это основные стилевые черты популярных в начале ХХ века парижских кафе (Le Flore, Le Procope или La Rotonde), которые наведывал и Тышинский во время учебы. Поэтому можем предположить, что минская кофейня была им оформлена в похожем стиле.

Помимо дизайна кофейни Тышинский создавал декорации к спектаклям и детским представлениям.

О событии, после которого Минск перестал быть «мертвым городом»

Но знаменитым его сделала первая художественная выставка в Минске. В марте 1911 года в помещениях польского клуба Ognisko, находившихся в центре города на Соборной площади в доме Ляховских, состоялось масштабное мероприятие (47 художников со 166 арт-объектами: живопись, скульптура, постеры, ювелирные изделия, архитектурные проекты).

Wystawa sztuk pięknych w Mińsku гремела на весь Северо-Западный край. Это Ян Богушевич в мартовском номере научно-литературного журнала Tygodnik Wileński писал о том, что в «мертвом городе» Минске нашлись «люди, которые осознали потребность в искусстве и смогли пробудить это в других; люди, которые вложили в произведения много благородной энергии и работы, исполнительность, тонкость и большую, горячую любовь».

 

На фото справа – наш герой, Ярослав Тышинский

А в польском еженедельнике Świat можно было прочесть следующее: «Серьезный культурный центр в Беларуси, до этого Минск не славился искусством. Поэтому нужно сказать огромное спасибо Ярославу Тышинскому, который проявил инициативу и выполнил большую часть работы. Насколько педагогическое и культурное значение имеет подобного рода выставка, наверное, и говорить не стоит».

Тышинский был одним из организаторов этой выставки – ему помогал художник Фердинанд Рущиц. Но именно благодаря его усилиям на ней были представлены работы известных художников того времени, которые поступали в основном из частных коллекций.

 

Именно в Минске Ярослав Тышинский показал себя как скульптор. К сожалению, большинство его работ пропали во время двух мировых воин. Некоторые сохранились лишь на снимках фотографа Яна Булгака.

Почему Тышинского «попросили» из Минска

В Минске Ярослав Тышинский пробыл недолго – до 1914 года. С началом Первой мировой войны его «попросили» из города и в течение 3 дней интернировали как «гражданина враждебной Австро-Венгерской империи». Тышинский в то время находился в усадьбе своего друга Петра Ваньковича в деревне Слепянка. (Кстати, существует легенда, что он зарыл там свои скульптуры – портреты женщин и мужчин из Минска начала ХХ столетия.)

 

Во время ссылки в Оренбурге.

Из Минска Ярослава сослали в Оренбург, где он работал в местных школах, преподавал рисование и архитектуру, занимался «охраной произведений польского искусства».

А в 1918-м в качестве рядового вступил в ряды 5-й Сибирской дивизии. После ее разгрома около Красноярска попал в тюрьму, а когда вышел на свободу – занимался вырубкой леса, сплавом деревьев по Енисею, изготовлением красителя для нижнего белья.

В Польшу Тышинский возвращается в 1920 году. В Варшаве скульптор обзаводится семьей и пытается вылечиться от туберкулеза, которым заболел в Красноярске.

 

Ярослав Тышинский с супругой Ядвигой и дочерью Данутой, которая в 2003 году издала книгу воспоминаний об отце.

И, конечно же, продолжает творить. В этот период он начинает расписывать шелковые шарфы, узоры на которых – это таинственные и утонченные композиции из цветов (позже появились и геометрические рисунки). Они были переданы в отдел текстиля Национального музея в Варшаве.

А еще создает свою последнюю скульптуру: польского солдата-сибиряка, который возвращается из ссылки. Многие искусствоведы считают, что это работа – автопортрет самого Тышинского. Слепки фигуры отправились в Музей архиепархии Варшавы и Национальный музей в Кракове.

Умер Ярослав Тышинский 17 апреля 1930 года от туберкулеза. Могила первого минского дизайнера находится на Повонзковском кладбище в Варшаве.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Archiwum Historii Mówionej, timenote.info, pogumax.ru.