Вместе с Samsung продолжаем проект «Арт-актив» о современном белорусском искусстве. Мы выбрали художников, иллюстраторов и фотографов, которых заметили в родной стране и за ее пределами, и знакомим вас с их творчеством.
Краткое содержание интервью
- Как решили обновить логотип Нацмузея: «Это вам подарок просто так, берите»
- Про дизайн, искусство и деньги: «Многие дизайнеры не умеют рисовать»
- Первые маски для сна Леша Лимонов сделал для художественного музея в Амстердаме: «Сначала маски вошли в топ-50 из шести тысяч работ, потом – в топ-10»
- Как понять, что дизайн плохой
Алексей Лимонов
Графический дизайнер и иллюстратор. Окончил Академию искусств по специальности «Графический дизайн». Победитель конкурса Rijksstudio Award 2017 («Рейкстудио Эворд»). Взял золотую награду на Киевском международном фестивале рекламы и «серебро» в международном конкурсе упаковки The Dieline Awards (Boston) («Зэ Дилайн Эвордс (Бостон)»). Автор обновленного логотипа Национального художественного музея Беларуси, автор обложки альбома группы «Каста» «Четырехглавый орет» и других проектов.
Как решили обновить логотип Нацмузея: «Это вам подарок просто так, берите»
– Когда мы выпускали маски для сна, мы уже работали с художественным музеем в Амстердаме. Как-то я просто прогуливался по улице Ленина и подумал: «Почему бы не зайти в музей и не предложить им маски?»
Зашел, меня отправили в нужный отдел – а там сказали, что уже слышали про мои маски. Я предложил сотрудничать, и мы начали прорабатывать маски для сна с картинами музея.
Мне скинули векторный логотип, и я подумал, что будет страшно делать маски с таким лого. Решил перерисовать, думаю: «Не возьмут – ничего страшного».
– Не хотелось переделать все с нуля?
– Нет, даже не думал кардинально менять. Это бы 100% не взяли. С таким учреждением это согласования, куча разных ступеней и инстанций. Согласовать государственное лого – это проблема.
Поэтому я решил просто обновить дизайн, чтобы он остался преемственным. И мне приятно, что я внес какой-то вклад, и музею не помешает уже обновиться. Предложил лого – и все согласились.
– Так просто?
– Да. Позвонила женщина, спросила: «А что нам делать? Мы вам что-то должны?» Михаил, директор нашей компании, которая занимается сувениркой, говорит: «Нет, это вам подарок просто так, берите». Вот и все.
Потом уже были минимальные корректировки, где-то фасад неправильно нарисован, где-то еще что-то – и все.
Вдобавок я предложил шрифты, чтобы музей пользовался только одним, и набросал варианты использования на разных фонах, разработал мини-гайд, чтобы была единая структура и музей был узнаваемым.
– Не страшно было проявлять инициативу?
– Нет, от меня не убудет. Это не то что я полжизни положил – и потом не приняли. Все было органично.
Это видео снято на фронтальную камеру Galaxy Note 10+
– Мы же грешим иногда мыслями вроде «ну, все плохо, но я ничего не могу изменить, чего дергаться»…
– Не знаю, я постепенно меняю себя и то, что вокруг меня, – вот и все. Начинать нужно с себя. Если где-то получается что-то улучшить – я делаю. Но не слишком радикально, я не рвусь все изменить.
Кстати, если бы Нацмузей объявил конкурс на новый логотип, я бы предложил перейти на шрифтовое лого, попытался бы убедить и привести примеры, как делают другие и как надо.
Но в Беларуси часто такие конкурсы проводятся через народное голосование, которое ни к чему не ведет. Жюри состоит не из профессионалов, и выбирается какой-нибудь трэш.
– А кто должен выбирать?
– Думаю, специалисты, признанные деятели искусства и дизайна.
– Но смотреть ведь потом на этот логотип не специалистам, а обычным людям.
– Но будет же трэш.
– Значит, мы – трэш!
– Когда выбирали логотип Бреста, в голосовании был самый трэшовый логотип, нарисованный ребенком. Это нельзя назвать логотипом, это картинка. Я вывесил пост, говорю, давайте убьем народное голосование и проголосуем именно за него, – и тот неудачный логотип набрал большее число голосов.
– Так, может, именно это все и востребовано народом?
– Думаю, если везде сделать хорошие вывески, то люди начнут постепенно к ним привыкать.
Наведите курсор или нажмите на картинку, чтобы посмотреть крупнее
Это фото мы сделали на ультраширокоугольную камеру Galaxy Note 10+, которая позволяет снимать детально.
Про дизайн, искусство и деньги: «Многие дизайнеры не умеют рисовать»
– Кем ты сам себя считаешь, дизайнером или художником?
– В дипломе у меня написано «графический дизайнер», поэтому ощущаю себя дизайнером.
– Мы тебя позвали в рубрику про искусство и в своем выборе уверены. А что думаешь по этому поводу? Размышлял, почему тебя пригласили в рубрику, где до этого были фотографы и художники?
– Думаю, дело вот в чем. Половина работ из моего портфолио – это иллюстрации, я занимаюсь рисованием картинок. В этой узкой сфере я точно художник, мне нравится рисовать.
Но это направление – всего лишь небольшая часть моей профессии, часть навыков, которые я применяю в дизайне. Многие дизайнеры не умеют рисовать. А если умеют, то это, я считаю, большой плюс, – весь проект или заказ можно сделать самостоятельно.
– А в чем различия между дизайнером и художником?
– Художник занимается изобразительным искусством, пытается решить свои внутренние проблемы, может стать известным, может выплеснуть эмоции. Он независимый. А дизайнер решает не свои задачи, а клиента.
Нельзя делать просто то, что тебе нравится. Есть полет фантазии, но он остается на уровне поиска идей, в итоге все сводится к правилам.
Как продукт будет выглядеть на полке? Сколько людей его увидит? Получится ли технически сделать такую этикетку?
– Разве такие ограничения не мешают?
– Когда говорят: «Рисуем на свободную тему» – кто его знает, что рисовать.
А когда говорят: «Рисуем открытку на 8 Марта» – у тебя сразу есть ограничения, внутри которых получается больше креатива. Нужно ведь извернуться так, чтобы ты в этих узких рамках смог выделиться и круто все сделать.
Рамки все-таки помогают.
– В дизайне много денег? Этим можно заработать?
– Я попробовал три года работать без выходных и понял, что зарабатывать в принципе можно, но на это нужно убивать все личное время.
Если ты пашешь, реально отдаешься проектам, то твое мастерство и подход оценят. Со временем проекты становятся качественнее, выходят на новый уровень и привлекают крупных заказчиков, в том числе и зарубежных. А это уже совсем другие деньги.
Например, сейчас сотрудничаю с топовыми рестораторами в Москве, уже открыт ресторан The Toy («Зэ Той»). Создавал фирменный стиль барбершопа Kingston («Кингстон») в Москва-Сити, работаю с Black Star – все это в партнерстве с арт-директором Евгением Высотовым из Creative Connection («Криэйтив Коннекшн»).
Чтобы рассмотреть работы, кликните на них. А потом продолжайте читать.
Первые маски для сна Леша Лимонов сделал для художественного музея в Амстердаме: «Сначала маски вошли в топ-50 из шести тысяч работ, потом – в топ-10»
– А как появилась идея сделать самые первые маски для Рейксмусеума?
– Я узнал о конкурсе от знакомого.
–Так они прицельно для конкурса делались?
– Да.
У нас уже была коллекция масок для сна с супергероями, и я решил развить этот проект. По условиям конкурса нужно было создать новый продукт на основе любого экспоната Национального художественного музея Нидерландов. Сразу в голове возникла идея поместить глаза картин на маску для сна.
Возник концепт «Шедевры никогда не спят». Только представьте: даже если выключается свет и залы музея пустеют, персонажи картин всегда с открытыми глазами. Меня настолько захватила эта идея, что я решил основательно готовиться, отказался от всех проектов и целый месяц занимался только масками.
– Настолько был уверен в победе, что решил временно отказаться от всего остального?
– Был уверен, что выиграю, – не знаю почему.
Невозможно было спать! Ложишься – и быстрее бы проснуться. На таком можно проработать месяц, а потом выгораешь. Я решил сделать ролик с презентацией идеи, и упаковку, и оригиналы отшить – такой подход судьи оценили.
Сначала маски вошли в топ-50 из примерно шести тысяч работ, потом – в топ-10. Всю десятку пригласили в музей на церемонию награждения, и только там мы узнали, кто победил.
Для музея это была, скорее, рекламная кампания. Обо мне тоже много заговорили, даже известные дизайнеры, я и сам не ожидал. Ведь в жюри этого конкурса – известные во всем мире люди из сферы искусства и дизайна. Например, я был рад познакомиться с дизайнером из Нидерландов Ирмой Бом, с креативным директором MoMA в Нью-Йорке Ингрид Чоу.
– Победа как-то сказалась на популярности в Беларуси и количестве заказов?
– Я приехал с конкурса – и продолжил рисовать, потому что месяц не работал и клиенты заждались. Им не так важно, что ты какие-то там конкурсы выигрываешь. Это для себя, подтверждение профпригодности.
А сейчас я даже не сразу вывешиваю работы в портфолио, потому что после каждой публикации завал: «Алексей, нужно это, нужно то». Если чувствую, что свободен – тогда и вывешиваю.
– А на какие-то минские конкурсы подаешься?
– Не хочу никого обижать, но все эти конкурсы направлены на зарабатывание денег. Они все платные, если конкурс раскручен – как можно больше людей примет в нем участие и заплатит деньги за подачу работы.
Я выбираю для себя пять основных мировых конкурсов, потому что участвовать во всех очень накладно, в год может уйти несколько тысяч долларов.
Один раз пробовался в «Каннских львах», подача работы обошлась примерно в $800. Но конкурс считается топовым, там крутые специалисты, туда стекаются все тренды. Получил золото в Каннах – можно идти на покой (смеется).
Как понять, что дизайн плохой
– Как «обычному» человеку научиться отличать хороший дизайн от плохого?
– Я обычный человек, и для меня с искусством все просто. Смотришь на картину – резонирует? Что-то внутри просыпается? Эмоция, которая возникла, заставляет тебя поразмышлять? Или просто нравится? Все! Это хорошее произведение лично для меня.
Если добавить немного истории произведения, узнать о времени, об авторе, о том, как он это создавал, – уже культурный пласт, который меняет впечатление о работе, усиливает глубину ощущения.
А если не понимаешь, например, тот или иной арт-объект современного искусства, в чем его ценность и смысл, – не ври себе, скажи: «Я не понимаю». Это не стыдно.
– А что все-таки именно с дизайном?
– Хороший дизайн продает больше, чем плохой. Если вы разработали упаковку и за счет этого увеличились продажи – это хороший дизайн. Если новый протез позволил человеку жить лучше – это хороший дизайн. Хороший дизайн всегда функционально и эстетически оправдан.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Виктория Мехович для CityDog.by.
ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910