Вместе с Samsung мы продолжаем делать проект о современном белорусском искусстве. Мы выбрали белорусских художников, иллюстраторов и фотографов, которых приняли и полюбили на Западе и в родной стране. Наша сегодняшняя героиня – фотограф Александра Кононченко.
Краткое содержание:
- Про учебу в Польше: «Нам говорили, что надо правильно тусоваться»
- Один день из жизни танцовщицы vogue в Берлине
- Про работу архитектором: «Я делала декор для бутафорской космической станции»
- «У испанцев есть “дуэнде” – это дух фламенко»
- Балканские традиции: «Какой-нибудь ряженый мужчина изображает невесту»
- Как фотографировать людей со сложными историями: «Просто ныряю в омут с головой»
Александра Кононченко
Училась в БНТУ на архитектора и в Варшавской академии фотографии. Официальный фотограф EASA (Европейская ассоциация студентов-архитекторов). Работала в Испании, Германии, Болгарии, России. Снимала видео для музыкальной группы Port Mone. Сотрудничала со многими белорусскими СМИ, в том числе с CityDog.by.
Про учебу в Польше: «Нам говорили, что надо правильно тусоваться»
– Саша, ты год училась в Варшавской академии фотографии и вот недавно вернулась в Минск. Рассказывай, как там.
– Там очень модные преподаватели, в основном поляки. Один из них, Кароль Григорюк, работает в горячих точках и делает рекламные кампании для Puma. А еще он посол немецкой компании Leica Camera («Лейка Камера»). Кто-то во Франции лет семь поработал, кто-то снимает моду в Японии или Лондоне. Кстати, белорусский фотограф Саша Обухович тоже преподает там. Мне хотелось больше вытянуть из этих людей.
– Ты вытянула?
– Да, я закрыла свои пробелы. До учебы я боялась работать со светом в студии. Я старалась этого не показывать, но результат для меня не всегда был предсказуем. В Академии была очень профессиональная студия. Я могла после уроков арендовать ее бесплатно и ставить свои эксперименты со светом.
На занятиях у нас была возможность показывать преподавателям свои работы и вместе их разбирать. У таких специалистов надо стоять над душой! Польские студенты почему-то этим почти не пользовались – фото показывали в основном украинцы и белорусы. Может, поляки не сильно ценили возможность учиться там – для них это недорого. А у нас больше мотивации и меньше отвлекающих факторов. Мы приехали учиться.
– Сколько стоила твоя учеба?
– Где-то 1400 евро за два семестра.
В Академии нам говорили, что надо правильно тусоваться. Я часто ходила в кино, в музеи, на выставки. А что тебе еще остается делать, как не богемить? Иногда я ездила в Минск на заработки, хотя мне говорили, что это странно.
– Ты пыталась найти работу в Варшаве?
– Да, я работала на Варшавском кинофестивале. Работу мне помог найти мой друг, болгарский режиссер Эди Шварц. Среди организаторов фестиваля были его друзья, с которыми я встретилась и договорилась о сотрудничестве. Это была работа по бартеру: за фото мне можно было ходить на любые фильмы.
Я пыталась найти работу за деньги – рассылала портфолио в местные издания. Кто-то мне не ответил, а кто-то сказал, что я снимаю не в их стиле. Среди фотографов в Варшаве очень большая конкуренция. Там есть все что угодно: любые студии, фотографы.
Один день из жизни танцовщицы vogue в Берлине
Еще в Академии Саше нужно было сделать домашнее задание по репортажной фотографии: показать один день из жизни человека. За героиней Саша отправилась в Берлин. Там по рекомендации подруги-танцовщицы Сашу ждала Андра – родоначальница направления vogue (вог) в Берлине.
– Андра живет в аутентичной берлинской квартире. К ней как раз приехала подружка из Нидерландов, и они вместе готовили свои наряды для вог-бала. У Андры очень чувственные танцы с минимальным количеством одежды. Для нее это способ выразить свою сексуальность и «отпраздновать» женственность. Балы для танцовщиц vogue – безопасное пространство, где они не сталкиваются с дискриминацией.
Я попала с ними на бал и, если честно, сильно удивилась. Там был настоящий Берлин, как из кино. Все были одеты в какие-то сумасшедшие костюмы. А еще я познакомилась там с танцовщицей, которая снималась в фильме «Экстаз» Гаспара Ноэ.
Про работу архитектором: «Я делала декор для бутафорской космической станции»
Саша начала работать фотографом во время учебы на архитектурном факультете БНТУ. Она снимала портреты и вечеринки в ночных клубах. Это была хорошая закалка: ночью снимаешь – а уже утром надо все обработать и отправить.
– За все время нашего знакомства я никогда не слышала от тебя историй про работу архитектором. Ты когда-нибудь работала по специальности?
– Да, но в офисе я никогда не работала. У меня была работа мечты – тогда я сотрудничала с известным минским архитектором Георгием Заборским. В московском музее ВДНХ в павильоне «Космос» мы строили игровую площадку для детей – научный музей и квест. Я делала декор и визуализации для бутафорской космической станции.
Потом у меня сломались программы на компьютере, в которых я чертила, и я подумала, что это знак.
– Кто учил тебя фотографировать?
– Еще в детстве учил дедушка, Геннадий Алексеевич Браницкий. Он доктор химических наук, и у него есть открытия в области полихромной фотографии. Ну и он все время давал мне фотик погонять.
Мама покупала много книг по искусству, а у деда была огромная стопка репродукций, и я могла очень долго все это рассматривать.
Еще я училась в школе с художественным уклоном. Мне кажется, что если ты интересуешься искусством или ходишь в художественную школу, то у тебя уже формируется особое зрение. Были еще интересные люди вокруг, которые тоже увлекались рисованием, что-то все время придумывали.
Во время учебы в БНТУ я попала на Европейскую ассамблею студентов-архитекторов (EASA) – это большой европейский архитектурный съезд, который проходит раз в год. Пару раз я была там тьютором и делала видеопрезентацию для команды из Болгарии. EASA понравилось, как я снимаю, и они позвали меня работать.
Несколько моих работ для EASA участвовали в выставке Medialab Prado в Мадриде и на Венецианской биеннале.
«У испанцев есть “дуэнде” – это дух фламенко»
В 2011 году Саша работала в Кадисе (Испания), снимала для EASA. Там она впервые и увидела фламенко. Девушка решила сделать большой проект об этом танце.
Через 5 лет он случился: в Сашином проекте участвовали танцоры из России, Испании, Англии, Ирландии, Польши и Беларуси. Есть основные герои – больше двадцати человек, – и есть те, кто был на фоне. Всего больше сорока человек.
– Первую часть проекта я снимала в Мадриде. Мой хороший друг, испанский архитектор Хавьер Герра, помог найти девушку из Национального балета Испании. На следующий день мне нужно было идти туда снимать: у них была какая-то гигантская репетиция. Когда одновременно тридцать человек начинают танцевать, и ты чувствуешь все эти вибрации по полу, и тебе ударяет в сердце – ты уже почти что плачешь.
И потом, куда бы я ни ехала, устраивала спам-рассылку танцорам фламенко, встречалась с ними и снимала.
У испанцев есть «дуэнде» – это дух фламенко, который вселяется в певца, переходит на музыканта, а потом на танцора. Классические движения фламенко, которые знает любой испанец, – это импровизированное срывание яблока с ветки. Танцовщица или танцор как бы надкусывает его, а затем грациозно выбрасывает.
Не все мои герои – профессиональные танцоры. У них очень разные истории. Я снимала пару, которая двадцать лет назад потеряла свою новорожденную дочь. Потрясенные горем, они чувствовали, что нужно отдохнуть и переключиться. Так они открыли для себя фламенко.
Эту выставку в Минске мне помогла организовать Аня Лок, кураторка и руководительница уже закрывшегося выставочного зала «Сталоўка XYZ» («Сталоўка Ікс-Уай-Зэт»). Она сама предложила организовать выставку, и, конечно, я не могла не согласиться.
– Надо сказать, что твоя любовь к Испании на этом не заканчивается. Ты учишь испанский, у тебя в машине постоянно звучат песни на этом языке, и ты три раза ходила в паломнический путь по Испании. А потом рассказываешь дикие истории об этом.
– У меня уже после первого посещения Испании было такое ощущение, что я всегда там жила. А этот путь, про который ты говоришь, называется Камино-де-Сантьяго. Его классический вариант – от границы с Францией и до города Сантьяго-де-Компостела. Еще можно идти по Португалии и через север Испании.
Мне это было интересно с антропологической точки зрения и для практики испанского. Хотелось поговорить с местными бабушками и дедушками и в целом посмотреть на людей.
А еще у паломников в Испании есть правило: ничего нельзя планировать, потому что с тобой может произойти все что угодно.
Балканские традиции: «Какой-нибудь ряженый мужчина изображает невесту»
У Саши есть незаконченный проект о старом балканском празднике Сурва.
Эта традиция есть не только на Балканах, но и в Украине, Швейцарии и даже на Сардинии. Раньше он считался праздником неженатых мужчин, которые публично объявляли о том, что готовы к женитьбе. Теперь это просто яркий костюмированный праздник. В город Перник под Софией съезжаются нарядные люди из маленьких городов и деревень. И у каждого – свои уникальные маски и наряды.
– Когда ты приезжаешь в Болгарию, попадаешь в какой-то хоровод и ураган. Мне было интересно попасть в дома к этим людям и поснимать их в интерьере. Я была дома у полицейского, у парня-модели и у парня, который был осужден за похищение людей.
Мой друг из Румынии рассказал об этом празднике. Чуть позже уже от своего болгарского друга я узнала, что в Болгарии тоже есть такая традиция. Два дня все пьют ракию: иногда заходишь в помещение – и топор можно повесить. И часто это еще и инсценировка свадьбы: какой-нибудь ряженый мужчина изображает невесту.
Чтобы рассмотреть работы Саши, кликните на них:
Как фотографировать людей со сложными историями: «Просто ныряю в омут с головой»
– Давай поговорим о том, нужно ли фотографу готовиться к съемкам сложных историй. Я имею в виду эмоциональную подготовку и этический аспект. Ты фотографировала детей с аутизмом и снимала видео про смертную казнь. Нормально ли в таких случаях снимать сверхкрупные планы; возможно, иногда нарушать границы человека? Что в таких случаях делают хорошие фотографы?
– Я просто ныряю в омут с головой. Собралась и пошла. Ты все равно начинаешь эмоционально вовлекаться в историю, особенно когда монтируешь. Так же у меня было и с видео про смертную казнь: при монтаже я пересматривала его тысячу раз – и каждый раз хотелось плакать.
Я всегда пытаюсь смотреть много фотокарточек по теме. Если я еду снимать детей с аутизмом, то все равно ищу референсы других фотографов, потому что очень интересно, кто и как работает с такой же темой и как ее можно подать. Это нормально – изучить вопрос через опыт других.
У нас в Академии было такое задание. К одному из занятий я должна была найти 10 референсов фотографий с идеальным светом. И с каждым разом это задание становилось все сложнее выполнить, потому что ты понимаешь, кто кого повторяет. Так же и со сложными темами.
А про этику я все время думаю. Это сложный вопрос, и каждый фотограф сам себе на него отвечает. Конечно, фотографу нужно быть гуманным и в первую очередь уважать человека, которого он снимает. Сверхкрупный план можно делать, но с любовью и не желать человеку зла.
Я согласна с тем, что иногда это сделано слишком дерзко, но всегда нужно показывать то, что происходит на самом деле. И если при этом у тебя есть опция чем-то помочь герою, то это надо сделать.
Фото снято на камеру Galaxy S10+, которая позволяет снимать с усилением эффекта перспективы.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910