CityDog.io
11.12.2019

Этот огромный мурал нарисован в самом-самом центре Минска, но вы могли его пропустить. И скоро эта красота может исчезнуть

Этот огромный мурал нарисован в самом-самом центре Минска, но вы могли его пропустить. И скоро эта красо...
Вместе с Samsung продолжаем проект «Арт-актив» о современном белорусском искусстве. Сегодня наш герой – автор самого «центрального» мурала Минска.

Вместе с Samsung продолжаем проект «Арт-актив» о современном белорусском искусстве. Сегодня наш герой – автор самого «центрального» мурала Минска.

Краткое содержание:

 

KHVST KHVOOOSTOV
(Влад Хвостов)

 

Художник и графический дизайнер, окончил Академию искусств. Участвовал в проектах уличного искусства Must Act – Must Art, «Гравитация» и Vulica Brasil, а его плакаты демонстрировали на выставках в Эквадоре, Франции, Польше, России и Беларуси.

«Мы просили разрешения разрисовать фонтан – через некоторое время там сделали клумбу». Почему в Беларуси все вот так с уличным искусством

С Владом мы встречаемся возле того самого мурала художника под мостом на Бобруйской, слева от центрального входа на физфак БГУ. Оказывается, сразу Влад хотел разрисовать стену бывшего завода на Коласа, 5 по другому эскизу, но городские власти не разрешили.

Влад на фоне той самой работы под мостом на Бобруйской.

– Когда я прислал на согласование первый эскиз, мне отказали: на нем, мол, изображен какой-то хулиган и бандит, – рассказывает Влад. – А там всего лишь паренек в кепке, потертой одежде и с заплаткой на рукаве.

Эскиз назывался «Уплотнение» и показывал современного Атланта, который пытается удержать сжимающиеся вокруг него рамки, – метафора того, как человек отстаивает границы личной свободы.

Зато мурал «Моментальность» одобрили сразу. Его концепция – «Один миг из жизни города».

 

Наведите курсор или нажмите на картинку, чтобы посмотреть крупнее.

Это фото мы сделали на ультраширокоугольную камеру Galaxy Note 10+, которая позволяет снимать детально.

 

– Для меня было важно, как будущий мурал впишется в контекст, и в работе над эскизом я ориентировался на цветовую гамму соседних зданий: пришлось отказаться от привычной яркой палитры в пользу более приглушенных оттенков, – рассказывает Влад. – Получилась самая крупная работа из всех, что я делал, – 24х6 метров.

Правда, стена под муралом оказалась в плохом состоянии: она сильно протекает. Хвостов и команда волонтеров фестиваля сушили поверхность строительным феном, шпаклевали, но вода все равно пробивалась. В процессе работы над «Моментальностью» к Владу подходили ремонтники и «подбадривали»: мол, хорошо, если рисунок переживет зиму.

Но самого художника такое обстоятельство совсем не беспокоит – наоборот, он находит в недолговечности своих творений много плюсов.

– Если «Моментальность» со временем уйдет, я не расстроюсь, а даже обрадуюсь – это только подкрепит всю концепцию, – поясняет KHVST. – Стрит-арт работа может вообще прожить пару часов, и этим уже никого не удивишь: таков закон улицы. Рисуешь и подгоняешь себя – испортить могут мгновенно, даже сфотографировать не успеешь.

Было граффити, которое я сделал вечером, а уже наутро поверх него появился другой рисунок. Кроме того, работы выцветают под солнцем, иногда что-то обваливается. Стены редко бывают в хорошем состоянии, их не всегда готовят даже к фестивалям.

И в этом есть своя эстетика: наблюдать за жизнью разрисованной тобой стены. Для меня так гораздо интереснее, чем если бы работа сохранялась «под стеклом». Да, она разваливается и уже не в том виде, в каком была сразу, но оно и лучше – сразу видно, что жизнь города нельзя проконтролировать.

В городе Влад часто подмечает места, куда хорошо впишется его работа. Однако привязываться к конкретным точкам не спешит: опыт говорит, что воплощать в жизнь получается далеко не всё.

– В Гомеле был заброшенный уличный фонтан, обитый плиткой, и вместе со знакомой художницей я загорелся идеей его разрисовать. Мы подготовили эскизы, обратились в администрацию города, показали работы главному архитектору.

Началось долгое согласование, но ответ от властей так и не пришел. А в один прекрасный день из фонтана сделали клумбу.

Оказалось, даже легальные уличные работы – например, для фестиваля Vulica Brasil («Вуліца Бразіл») – привлекают внимание милиции. Разрешение на работу у художника должно быть с собой всегда.

– В этом году, когда мы рисовали мурал, во всю стену стояли строительные леса и висел баннер Vulica Brasil, а люди из органов все равно подходили и спрашивали, что мы делаем, кому-то звонили и перепроверяли, – вспоминает Хвостов. – Когда работаешь на улице, сразу видишь реакцию на свое творчество от жителей ближайших домов или случайных прохожих. Стоишь на одном месте и получаешь разные точки зрения – такой вот мгновенный фидбек. Чаще всего люди респектуют, но кто-то может сказать: «Лучше бы березку и ежика нарисовал».

«Я офигел, когда увидел этот мурал». Где в Минске визуальный мусор, а где – качественный дизайн

От мурала возле вокзала движемся к улице Октябрьской. Там Влад Хвостов показывает свое «Наблюдение №1» – работу о том, что внешнее часто не соответствует внутреннему.

Это видео снято на Galaxy Note 10+

На мой взгляд, у фестиваля Vulica Brasil все более приоритетным становится урбанистическое направление: у нас в городе много нерешенных траблов, – считает Хвостов. – Проекты по благоустройству Минска помогут столице стать удобнее для человека.

Например, можно оборудовать пространства для тренировок, продумать систему раздельного сбора мусора. Надо искать места, где есть спрос, и развивать их, продолжая и уважая дух города.

Пока идем по городу, просим Влада оценить облик Минска с точки зрения дизайнера.

– Нельзя сказать, что уровень минских плакатов и визуальной рекламы высокий, – комментирует Влад. – По большинству сразу видно, что работа сделана на непрофессиональном уровне, хотя изредка появляются интересные вкрапления.

Возможно, это потому, что плакат часто невыгоден ни автору, ни заказчику: если афиша быстро меняется, то каждая не может быть классной и дорогой.

Если хотите пример хорошего плаката, посмотрите на афиши Купаловского театра. Там есть смысл стараться: спектакли идут не один год, и постеры работают много сезонов. В них есть концепция, явный визуальный месседж, не перегруженный деталями, и философский подтекст, который ведет к главной идее спектакля.

А вот в киноафише все ударились в голливудскую супер-рекламу. Сцена из фильма, герой – таких постеров миллион, это уже неинтересно. Оригинальные постеры можно найти только в нише авторского кино, где над заказом работают отдельные люди, а не крупные студии.

Влад говорит, что в целом Минск выглядит неплохо, но есть и трэшовые элементы.

– Каркасные светящиеся скульптуры («Новогодние шары», «Подарок», «Арфа» и т. д. – Ред.) не могу принимать всерьез: они похожи на соломенные композиции, которые у нас в стране зачем-то мастерят на полях к Дожинкам. Но дизайнеры обычно зануды. Если бы нам разрешили оформлять всё, то с точки зрения горожанина получилось бы скучновато.

– А что думаешь про мурал-триптих на Притыцкого, на котором нарисованы минчане?

– На днях был, увидел центральный мурал – и офигел. Когда мне показали согласованный эскиз мурала (там нарисован ребенок в коляске. – Ред.), я даже не поверил, что он действительно появится на стене.

Поясню: я не очень люблю реализм в искусстве, его в жизни и так хватает. Но сам проект хороший, две первые работы нормальные, а центральная, на которой сейчас весь акцент, – трэшак. Концепция примитивная. Ощущение, что нашли фотографию, вырезали хаотично кусочек, а дальше и так сойдет. Лучше бы там вообще ничего не было.

В целом можно сказать, что количество трэша на минских улицах уменьшается, хотя и очень медленно.

Например, с проспекта Независимости убрали рекламные растяжки. Это очень хорошо: должны быть места, где минчане будут отдыхать от визуального мусора. Реклама постоянно давит на человека – купи то, сходи сюда. Реклама серьезно меняет облик Минска, но никто не согласовывает ее внешний вид и влияние на атмосферу города. Когда люди начинают задумываться, как реклама вписывается в пространство, – это переход на новый уровень.

«Бывало, что клиенты на меня кричали». Про саморазвитие и неадекватных заказчиков

Прогуливаясь по Октябрьской, подходим к тому месту, где совсем недавно был почти культовый для тусовочной улицы забор. Оказалось, за пару недель до сноса Влад нарисовал там полукоммерческую работу с логотипом спонсора для фестиваля «Вуліца Ежа».

– Многие коммерческие проекты очень интересные, за некоторые берусь, чтобы заработать на жизнь.

У клиентов часто возникает вопрос: «Почему это столько стоит?» Всегда есть люди, готовые сделать дешевле, и заказчик может уйти к ним. Но, когда у тебя есть профильное образование, опыт – я на развитие в этой сфере 10 лет жизни потратил! – хочется, чтобы и оплата была соответствующая.

Влад поясняет, что стоимость плаката, как и любого дизайнерского продукта, зависит еще и от того, сколько времени ушло на работу. Постер, который видят все, – это только вершина айсберга. Дизайнеру сначала надо погрузиться в среду заказчика, изучить другие работы в этой области, и только потом начинается подготовка эскиза, прорисовка, работа с цветом, согласования и корректировки.

– Несколько раз клиенты неоправданно снижали цену за готовую работу. Если я знаю, что объективно в чем-то лажанул – например, не сдал заказ вовремя, – могу и сам предложить скидку: за свои ошибки надо платить. Но были и те, кто начинал на меня кричать, чтобы эмоционально сломить и заставить переделывать работу бесплатно.

В таких ситуациях я не довожу до «жести», не ругаюсь и не дерусь за копейки: беру деньги и больше никогда с ними не работаю. Дизайнерский труд – это спешка и дедлайны, а если терпеть неадекватность людей, с которыми работаешь, зачем оно вообще надо?

Это таймлапс-видео снято на Galaxy Note 10+

Художник рассказывает, что любит экспериментировать с поверхностями для своих работ. Он разрисовывал машины, скейты, бутылки, игрушки, футболки и не только.

– Все, что относится к личному развитию, делаю сам – ищу выставки и конкурсы, отправляю заявки. Возможностей достаточно: если не прошел в одном месте, пройдешь в другом. Так понимаешь, насколько твое творчество актуально в мире.

Некоторые из моих работ выставлялись в Эквадоре, Франции, Польше, России и Беларуси. В Польше получил приз на International Poster Biennale Lublin («Интернейшнл Постер Биеннале Люблин»).

Люблю работать с музыкальными проектами, передавать атмосферу творчества артистов и определенных музыкальных жанров. Однажды сам предложил сделать плакаты для мероприятий минского музыкального комьюнити LDGrooves Crew («ЭлДиГрувс Крю»). Их тусовки называются NEREST («НЕРЕСТ»). Атмосфера была такая, что на концерты люди собирались как рыбы на нерест – эту идею и обыгрывает мой визуал.

 

Чтобы рассмотреть работы, кликните на них.

 

Влад признается, что в дизайн он попал внезапно, когда пришлось определяться с профессией. С началом учебы пришли дизайнерские проекты, и он уделял граффити все меньше внимания. Постепенно исчезла и необходимая для граффити-райтеров скрытность. В итоге художник начал подписываться своей фамилией – так появился псевдоним KHVST KHVOOOSTOV.

В Академии искусств интерес к субкультурному творчеству воспринимали неоднозначно. В таких направлениях каждый развивается сам по себе, но некоторые преподаватели шли навстречу. Например, проект Must Act – Must Art («Маст Экт – Маст Арт») по времени совпадал с учебой. Тогда преподаватель сказал: «Классно, едь» – и отпустил Влада с занятий.

– Мне было сложно идти по «прямому» пути и заниматься только дизайнерскими проектами. Думаю, в любом академическом образовании должна быть доля свободы. Тяжело совмещать с учебой другие занятия, но в итоге именно они помогли мне не утонуть в одной теме.

 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Виктория Мехович для CityDog.by.

ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910

поделиться