Вместе с Samsung мы делаем проект о современном белорусском искусстве. Выбрали художников, иллюстраторов и фотографов, которых отметили арт-критики на Западе и в родной стране. Сегодня говорим с Bazinato (Базыль).
Краткое содержание интервью
- «Люди пытаются все уничтожить». За что Базыля (не) били, и что такое новая чувствительность
- «Знаешь, я стырил твою картину»: о «вагине», Алексиевич и странных фразах колясочников
- Работа на Vulica Brazil: «Там художникам не платят»
- Как устроен лесной стрит-арт Базыля: «Меня жрали комары – дичь»
- О родине: «Молодечно – тихий город. Тут люди никак себя не выражают»
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/01-02.jpg)
Базыль
Учился в БГПУ на биофаке, потом в ЕГУ на «Визуальном дизайне и медиа». Называет себя аудиовизуальным художником и исследователем, общественным активистом. Работает с практиками взаимодействия и восприятия: «Исследую мир, его макро- и микроструктуры, паттерны и связи».
«Люди пытаются все уничтожить». За что Базыля (не) били, и что такое новая чувствительность
– Тебя когда-нибудь били из-за того, как ты выглядишь?
– Били много раз. В Молодечно, в Минске – везде. Но это было давно, сейчас никто не дерется. Все же понимают, что это ничего не решает.
Недавно я был в пабе, и ко мне начал приставать парень. Я к нему подошел и сказал: «Ты чего хочешь? Знаешь, кто я? Я художник, аудиовизуальный исследователь, работаю вот с этим и с этим». И он сказал: «Прости, брат, дай краба».
– А можешь конкретнее: с чем ты работаешь?
– Это лесной арт, например. Когда вы приедете в Молодечно, я покажу вам свои работы. Вот вы идете по лесу и вдруг натыкаетесь на картину или скульптуру – будет большой сюрприз. Но чаще, когда люди это видят, они почему-то пытаются все уничтожить. У меня было много красивых работ в лесу.
Чтобы рассмотреть работы, кликните на них.
Еще я практикую новую чувствительность, или фокусировку внимания. Могу пойти в лес и ходить там полдня, выключая какой-то из органов чувств: зрение или слух. Ходить с закрытыми глазами, трогать деревья, натыкаться на ветки и палки. Я использую какую-то практику и пытаюсь ее перевернуть, поменять угол зрения.
Так у тебя включаются совершенно другие методы восприятия реальности и осознания себя. Но это больше про то, как ты работаешь с внешней средой и как, взаимодействуя с внешним, изменяешь свое внутреннее состояние. Это про личный опыт.
Не так важно, как на это посмотрит другой человек, зритель и вообще публика.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/5-1.jpg)
Во время проекта Veska Lab («Вёска Лаб»), проходившего под Воложином, Базыль использовал практику новой чувствительности. На проект приезжали люди из деревень и небольших городов с креативными идеями о том, что можно сделать в их регионах при ограниченных возможностях. Эксперты, среди которых был Базыль, им помогали. Художник собрал группу людей и «просто пошел с ними прямо». Вот как это реально происходит.
– Я поднял всех очень рано. Маршрут был жестким: высокая луговая трава, крапива, река с гнилым мостом, поле. Я всем завязал глаза. С нами был 12-летний мальчик, который сказал, что больше никогда в жизни на такое не пойдет. Он поругался с папой и даже пытался уехать. У каждого свои впечатления. Их сложно описать, потому что это все личная практика. Когда люди открывают глаза на финише, они уже по-другому смотрят на мир.
Для меня это и есть новая чувствительность: это все процесс. Нет начала и нет конца. Это осознанность в моменте. По большому счету, тут и понимать-то нечего. Главное – находиться в моменте: тебе хорошо и здорово.
Это видео снято на фронтальную камеру Galaxy S10+
– Какой у тебя распорядок дня?
– Никакого. У меня практически почти нет планов. Летний режим совсем другой, и все зависит от погоды. Потому что если на улице солнечно, то мне очень сложно сесть за компьютер и вообще работать.
Я хочу проводить лето с ребенком, ходить по лесу, собирать ягоды, купаться. При этом я параллельно делаю другие штуки: когда появляется минута, могу набрасывать какие-то идеи.
У меня сейчас параллельно идет около 40 проектов. Я куратор и участник в нескольких арт-резиденциях.
«Знаешь, я стырил твою картину»: о «вагине», Алексиевич и странных фразах колясочников
– Раз уж мы на Октябрьской, давай начнем с работы, которая в свое время громко выстрелила, – «Великое существо». Но все называют его «вагина». В СМИ даже устраивали голосования: это «вагина» или бактерия.
– Это смесь бактерии, растения и человека. Новости о том, что в центре Минска появилась «вагина», выходили рядом с новостями про политику. Классно, когда ты переключаешь точки фокусировки обыденных вещей.
Мой стрит-арт всегда был об этом. «Великое существо» было создано для взаимодействия. Я часами стоял на Октябрьской и разговаривал о нем с людьми.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/2127.jpg)
Я люблю биологию (Базыль учился на биофаке БГПУ. – Ред.), и мне всегда нравилось узнавать про бактерии, про мозг человека, про то, что мы очень привязаны к еде, к материи. Природа, наука, технологии – мы вместе двигаем это к прекрасному будущему. Эта скульптура о том, что мы соединяем практики Востока и Запада, науку и практики сознания, можем создать все что угодно, стать богами. Мы занимаемся селекцией, мутациями – мне хотелось размышлять об этом.
Интересно, что эта история захватила очень разные группы людей: и философов, и писателей, и чиновников, стало хайповой штукой. Но я делал ее для другого: хотел поставить в городе неоднозначную вещь и посмотреть, как она будет тут существовать. И это будет не просто скульптура в честь героев или какая-то классическая форма, а что-то абстрактное.
– В Молодечно ты организовывал выставку картин разных художников возле мусорки. И это, насколько я поняла, тоже история скорее про взаимодействие, а не искусство.
– Конечно! Все картины местные растаскали в первый день работы выставки. Ко мне как-то подошел пацан и гордо сказал: «Знаешь, я стырил твою картину». И еще спросил: «А тебе не жалко?» Нет, не жалко. Я уже 20 лет там что-то делаю, и все мои работы уничтожаются.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/8-1.jpg)
– Еще ты рисовал портрет Алексиевич на стене Ok16, который потом закрасили. Расскажи про эту кампанию.
– Это была полурекламная штука с краудфандинговой площадкой «Улей» перед выходом пятитомника Светланы «Галасы Утопii». Мне никто не давал разрешение рисовать ее портрет. Я пришел и лупанул, даже пробил стену насквозь, чтобы установить «кафедру», за которой она читала речь на вручении Нобелевской премии. В рамках этой кампании я хотел встретиться с ней и сделать интервью.
Мне близка ее история. Она очень глубокая женщина, мне было бы интересно с ней поговорить. Я читал все ее книги, и они на меня произвели сильное впечатление. Мне хочется узнать, как она смотрит на мир сегодня. Ее ведь на самом деле все уже достали. После Нобелевки каждый от нее чего-то хотел.
– Какие у тебя отношения с ЖЭС и чиновниками?
– Да нет у меня с ними никаких отношений. Проекты я с ними не согласовываю. Я не считаю, что у них есть компетенция решать, рисовать мне или нет. Обычно я работаю с кураторами или организаторами, которые сами могут закрыть вопрос с ЖЭС, – я достаточно взрывной.
Недавно разрисовывал стену инклюзивного спортзала в Лиде. Саша Авдевич занимался его созданием. Там изображены люди на инвалидной коляске или без ноги. Еще я написал слова и фразы: например, «прокати», «оуе», «помаленечку докатим» – Саша одобрил это.
А директорка центра, когда увидела надписи, начала возмущаться, мол, как на гособъекте можно такое писать. Но ведь эта тема про жизнь людей с инвалидностью избегается даже на уровне шуток. Я за то, чтобы это не было скрыто.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/7-8.jpg)
Работа на Vulica Brazil: «Там художникам не платят»
– Расскажи, как устроена работа художников на Vulica Brazil. Твой мурал на стене отеля Willing – один из самых ярких и объемных на улице. Вы просто рисуете красивых персонажей на красивом фоне?
– Моя работа называется «Последняя волшебная страна». Мы придумали это с моей дочкой. Это постапокалипсис, пустыня с деревьями. Там и библейские истории, и про Сирию, и про падение человека, и про жертву, которую мы приносим, рождаясь. Уточки, мир обмана и циничности. Тут всё про всё. В идеале, надо писать свое объяснение на каждом мурале, но не всегда на это хватает времени.
Наведите курсор или нажмите на картинку, чтобы посмотреть крупнее
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/1200-min.jpg)
Это фото мы сделали на ультраширокоугольную камеру Galaxy S10+, которая позволяет снимать детально.
На первый взгляд эта история кажется непонятной: набор каких-то штук. Я нарративный художник, и я осознаю свои образы, свой язык. Мне надо смотреть на работу в процессе: сравнивать то, что я делал 10 лет назад и что я делаю сейчас. Выстраивать историю, видеть, что все мои работы созвучны и что они несут определенный месседж.
Никто этого не понимает, кроме тех людей, которые создают муралы. Глазик, зубик, лошадка – все понятно, но во что это соединяется? На работы авторов надо смотреть линейно.
У стрит-арта очень длинная история и много разных аспектов. Классически он начинался в 60–70-х в Америке с граффити и параллельно развивался в Европе, где художники показывали важный социальный смысл: мы против чего-то, или мы за что-то. Потом все трансформировалось.
– Как технически выстраивается работа художника на Vulica Brazil?
– Две недели я рисовал по 3-4 часа в день. Было жарко. Я набрасывал через проектор основные точки мурала. Рисовал его кистями, баллончиками. Это все не вечно, но по-хорошему надо было покрыть лаком. Я думал, что владельцы отеля уберут его через год, и был рад этой идее, потому что мне не нравится, когда одна и та же работа висит очень долго. Но они почему-то решили ее сохранить. Я бы с удовольствием разрешил ее развалить.
Для меня искусство – это метод изменения мира. Это оружие, которое можно использовать везде. А Октябрьская и в принципе улица стала для меня мастерской и вообще всем миром. Для меня галереи – это что-то мертвое, это прошлое. Я понимаю, что это важно, особенно музеи, потому что они сохраняют память. Но в музее я трогать все равно ничего не могу.
– Вам заплатили за муралы?
– Никому там не платят. Только материалы давали. Ты месяц тратишь на подготовку и параллельно пытаешься работать за деньги в другом месте. Не многие художники могут себе это позволить.
Как устроен лесной арт Базыля: «Меня жрали комары – дичь»
Второй день с Базылем мы провели в лесу недалеко от Молодечно. Заодно заехали в город посмотреть на рисунки его учеников. В лесу Базыль создает работы практически из подручных средств. Он приходит сюда в разные поры года посмотреть, что происходит с рисунками, как на них влияет природа и человек.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/1-2.jpg)
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/1-3.jpg)
– Прикольная полянка. Я бы сфотографировался с горящим валиком и еще бы подпалил дерево. Тут очень классное место, оно мне нравится. Думаю, в какой-то момент я сделаю тут выставку.
– Для кого? Сюда же сложно добираться.
– А я для шишечек сделаю.
Тут, на сухом дереве, была нарисована спящая девушка. Видите, с другой стороны какие-то чуваки ковырялись и пытались полностью его сжечь. Может, они подумали, что это древняя богиня?
В прошлом году у меня было как минимум десять похожих работ в лесу, но многое уничтожили. Есть работы, которые точно сохранились, однако до них просто так не доберешься.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/577.jpg)
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/594.jpg)
А вот эта работа прожила год. На самом деле не так-то просто нарисовать такое на дереве. Я приходил с инструментарием, меня жрали комары – дичь. Я срезал кору, отшлифовывал дерево, делал состав из коры и клея ПВА и затем грунтовал им вырезанную часть дерева. Сверху наносил акрил и рисовал маркерами.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/615.jpg)
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/618.jpg)
О родине: «Молодечно – тихий город. Тут люди никак себя не выражают»
– Ты родился в Молодечно?
– Да, но моя семья не из этого города. Дедушка приехал из Сибири, а бабушка – из Минска. Они приехали сюда с тремя детьми. В Молодечно их направили работать на заводы. А так у меня все родственники живут в Минске.
Молодечно – тихий город. Тут люди никак себя не выражают. Что делать? Поэтому я еще работаю с детскими мастерскими, делаю воркшопы с людьми с особенностями. Это нужно и для моего опыта, и для расширения у людей понимания того, как мы можем вести друг с другом диалог. 20% своих ресурсов я отдаю на волонтерство и альтруизм.
– Дети понимают тебя?
– Да, они меня понимают, потому что я со всеми разговариваю по-разному. Если ребенок играет в машинки, я тоже играю с ним. Если он танцует, я тоже танцую.
Я никого не заставляю ходить на мои занятия. У нас сразу идет теория. Я всегда рассказываю о своих методиках, о своих проектах. А если кому-то интересно что-то конкретное, то вот вам тема, ссылки – изучайте.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/634.jpg)
А после теории мы идем в город и начинаем там рисовать. Многие делали проекты про экологию, белорусскую идентичность или толерантность. На одной из работ написали: «Homophobia is not a phobia» («Гомофобия – это не фобия»). В основном тут рисунки учеников художественной школы.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/637.jpg)
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/643.jpg)
Мы с детьми делали галерею, но она еще не закончена. Кто-то периодически приезжает сюда, дорисовывает. А вот справа моя работа. Она о том, что надо рисковать. Текст я придумал сам. Пустое пространство – место для одного слова.
Мой двигатель – это скука. От скуки я делаю многие вещи. Я выставлялся везде: в самолете, возле мусорки, в туалете, в лифте, на улице. Со временем хочется аскезы, не общаться с людьми. И это для меня становится искусством. Ты можешь медитировать, просто дышать, есть ягоды, трогать деревья, ходить по городу в берушах.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/08_august/20_18488/008.jpg)
Я очень много езжу по Беларуси. У меня есть мечта – рисовать в любом месте, в котором я буду, ни у кого не спрашивая разрешения при этом. И это будет история про то, что я однажды выйду из дома и больше туда не вернусь.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Александра Кононченко для CityDog.by.
*ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910