Фестиваль квестов KvestFest вызвал бурю негатива у участников и синяки у актеров. Создатели ExitGames.by, первого минского рейтинга квест-комнат, пробуют разобраться в причинах неудачи.
KvestFest, первый в Беларуси масштабный фестиваль квестов, проходил в минувшую субботу в фойе Малого зала Дворца Республики. Как ни старались организаторы, а первый блин получился традиционным: вместо ожидаемых 1,5 тысяч участников пришло около 400 человек (но и этого было достаточо), общий квест-погружение был провален, а вторая часть фестиваля вовсе отменена. Почему так произошло, мы и попытаемся понять.
СМЕНА СЦЕНАРИЯ
Накануне фестиваля в Париже произошла серия терактов. Из этических соображений организаторы KvestFest решили отказаться от сценариев «Ограбление торгового центра» и «Необычное похищение» для общего квеста. И заменили их на один сюжет – «Психбольница». Вот и представьте: сценарий, который репетировали полгода, пришлось переписывать за несколько часов. По словам главного координатора фестиваля Матвея Грамовича, старый сценарий попытались адаптировать к новому, но...
Почему мероприятие просто не перенесли? Во-первых, объясняет Матвей, из-за больших финансовых и психологических потерь; во-вторых, помещения Дворца Республики забронированы на полгода вперед. Впрочем, списывать все неудачи на форс-мажор тоже неправильно.
ОРГАНИЗАЦИЯ фестивАля: в чем были проблемы
Проблемы начались с этапа анонсирования. Организаторы обещали, что KvestFest будет разделен на две части: «Ограбление торгового центра» с 15:00 до 19:00 и «Необычное похищение» с 20:00 до 24:00. Но при этом забыли объяснить, что обе части, по сути, будут одинаковыми и нет смысла покупать два билета сразу на обе. И это мы молчим про то, что каждая часть фестиваля делилась еще на две (презентация отдельных проектов и общий квест-погружение).
Стоило предупредить, что презентации начинаются в 15:00 и слабо привязаны к конкретному времени, а общая квест — только в 17:00. В итоге в 15:15 у входа в Малый зал Дворца Республики толпилась очередь из сотни человек, а уже внутри многие зрители, которым были неинтересны презентации, скучали в течение двух часов.
Не было внятной навигации: ни на сайте, ни на самом мероприятии. Многим зрителям пришлось обходить здание по периметру, чтобы определить вход по толпе ожидающих.
Конечно, на проведение фестиваля сказались и форс-мажорные обстоятельства – по большому счету, на многое можно было бы закрыть глаза. Если бы удалось проникнуться квестом-погружением.
КВЕСТ-ПОГРУЖЕНИЕ: ПОЧЕМУ ЗРИТЕЛИ СТАЛИ ДРАТЬСЯ С АКТЕРАМИ
Именно квест-погружение должен был стать центральным событием, объединяющим в одной игре всех участников фестиваля.
По сценарию всем игрокам назначили роли, которые они должны были отыграть, у всех была общая миссия. Как рассказал позже Матвей Грамович, среди 400 участников было около 150 актеров, 30 из которых были явными – они отыгрывали сумасшедших и санитаров. Остальные актеры затерялись в массовке, чтобы накалять градус.
Но в итоге из четырех сотен в игру были вовлечены около трех-четырех десятков участников, не считая явных актеров. «А скрытые актеры не смогли толком поучаствовать – опять же из-за смены сценария, – объясняет Грамович. – Это тоже возможная причина утраты контроля над игрой».
Большинство участников не понимали, что происходит. Они просто сидели или бесцельно ходили туда-сюда и смотрели на происходящее. Чтобы уточнить сюжетный план, мы связались с одной из актрис.
А В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЛСЯ НОВЫЙ СЦЕНАРИЙ ИГРЫ?
По сценарию, новое руководство захватывает лечебницу и устанавливает в ней свои порядки. У игроков, получивших роль пациентов, есть цель – они должны узнать код сейфа, в котором лежат важные документы. Но о цели нужно догадаться – по подсказкам и действиям врачей.
В бумагах в сейфе указано реальное положение дел: безобразные агрессивные врачи – это и есть истинные пациенты, чьи личные дела лежат в сейфе. Пациенты-заложники, – это настоящие работники больницы, которых накачали лекарствами, чтобы лишить рассудка. После вскрытия сейфа пациенты осознают реальность и приходят в себя. Затем и вовсе захватывают самозванцев. Все заканчивается победой добра над злом.
Что следует отметить: актеры играли санитаров и пациентов действительно живо. В белых халатах они кричали на «пациентов», хватали их за руки и шеи, стаскивали с «кушеток» на пол. Между собой актеры играли натурально, а с игроками старались вести себя полегче.
Но иногда актеры явно перегибали палку, делая игрокам больно. В итоге действо закончилось тем, что когда по сюжету нужно было противостоять санитарам, пациенты не остались в долгу и отплатили той же монетой. По словам Грамовича, пять актеров – парней и девушек – заработали синяки!..
Агрессию и грубость со стороны участников Матвей Грамович называет одной из причин неудачи квеста-погружения. По его словам, пришедшие на KvestFest гости применили физическую силу и выключили несколько главных актеров из игры, поэтому потерялся контроль над ней. Актерам пришлось импровизировать. Из роли они выходить не стали, стараясь сохранять атмосферу.
– Из-за того, что народ был утомлен и озлоблен ожиданием и непониманием происходящего, понеслось откровенное сумасшествие: люди начали швырять актеров в конференц-зал, хотя в это время эти актеры должны были находиться в другом месте, – рассказал нам один из актеров. – Практически с середины все пошло не по плану – нам приходилось и держать роль, и пытаться как-то развернуть действие, чтобы эту феерию завершить.
Сказалась психология толпы: зритель воспринял актеров как непосредственное поле действия, видимо, забыв, что мы такие же живые люди, а такого отношения не заслуживает ни один человек. Актеры действительно сильно пострадали. Нескольких душили, парней избивали и еще одну актрису несколько раз швырнули об пол. Ни один актер до самого финала ни на минуту не вышел из роли, несмотря на хаос. Потому что любое дело, за которое мы беремся, мы доводим до конца.
Участники фестиваля пишут в соцсетях, что отдельные посетители были пьяны, что умножало общий градус агрессии и сдвигало границы – у некоторых актеров даже украли атрибутику. «Оказалось, что формат фестиваля, к сожалению, не подходит для белорусской публики», – подытоживает Грамович. Хотя агрессию – как и многие проблемы, возникшие на фестивале, можно было предупредить более тщательной подготовкой.
ЧТО МОЖНО БЫЛО УЛУЧШИТЬ В КВЕСТЕ-ПОГРУЖЕНИИ
Дать стартовые инструкции. Участники просто не понимали, что творится: ни общей миссии, ни своих задач – только история о том, что они находятся в психбольнице. Каждому дали роли пациентов – но никто не знал, что с ними делать.
– Надо четче давать подсказки игрокам или перед игрой, или в процессе, потому что было непонятно, что делать, – говорит гейм-дизайнер Диана, принявшая участие в квесте в качестве игрока. – Не хватало плана, разбития игры на конкретные части – а некоторые части были слишком затянутыми.
Погрузить в игру: участникам можно было бы помочь познакомиться с ролью.
– Был микрофон. Для начала можно было попросить участников присесть и закрыть глаза, представить, как на них влияет указанное в бумажке с ролью заболевание, – говорит после игры Евгения, гейм-писатель и организатор ролевых игр живого действия. – Затем попробовать общение в парах – на все ушло бы минут 15. Но человек проиграл бы свое заболевание и легко повторил бы его в игре.
Размежевать мир игры и мир реальности. Например, в квеструмах игра начинается с момента, когда за тобой захлопнулась дверь или с глаз снята маска. Здесь же актеры появились и сразу начали играть, застав неготовых игроков врасплох. Не помешала бы символическая граница, после которой участник включался бы в мир игры.
Предусмотреть процедуру выхода из игры и роли и предупредить участников о границах допустимого. Все это можно было сделать на этапе подготовки. Правда, даже ее отсутствие не отменяет ответственность каждого игрока за свои действия.
ЧТО ВСЕ-ТАКИ БЫЛО ХОРОШО
Многие вещи на KvestFest удались. Неплохо прошел городской квест от партнеров фестиваля shukaj.by, который был бесплатным и начался в 12 дня. Интересной была и презентация проектов – первая двухчасовая часть мероприятия.
Симпатичную инсталляцию сделали Pod Zamkom, рекламируя свой новый квеструм «Во сне с Фредди Крюгером». В клетке, вместо прутьев которой были цепи, томилась невинная девушка, а перед клеткой стоял сам Фредди и раздавал участникам загадки. За разгадку каждой с клетки снималась одна цепь, чтобы в конце концов девушка освободилась. Все это минут сорок длилось под зловеще-ироничный трек Receptor feat. K.I.R.A. «Lullaby».
А неподалеку стоял стол, за которым шла карточная игра в «21» и разыгрывались скидки на квеструмы.
Еще одна квест-компания «ВЗаперти» презентовала свой выездной квеструм «Отравление» – простой по загадкам и оформлению, со стенами из разборных стендов, рассчитанный на прохождение за полчаса.
Battle Game устроили милые битвы на резиновых мечах – прообразах римского гладиуса – и стрельбу из лука.
Очередь долго держалась возле презентации очков c технологией видео на 360° от VR-STUDIO.
Три стола облепили любители настольных игр.
Даже в квесте-погружении были удачи: какое-то количество участников все-таки включилось в игру и поняло задания. Выложились и красиво сыграли актеры, а критические ситуации им удавалось разрешать, не выходя из роли.
«Категорического провала не было, – говорит Грамович. – Поступает много и положительных комментариев». И с ним можно согласиться: в целом-то мероприятие состоялось, подвел на KvestFest только общий квест.
.
МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
Анастасия и Артем – опытные квестеры с как минимум тремя десятками квеструмов за плечами.
Анастасия: «Я не поняла, что здесь случилось. На квест это не похоже, скорее на массовую истерию. Передать атмосферу “психушки” удалось. Но, может быть, это можно назвать живым квестом».
Артем: «Это достаточно интересный, пусть и не очень удачный, эксперимент. Большой шаг в индустрии для Беларуси и Минска. Надо делать что-то такого формата, и для многих это станет опытом».
Лена учится на инженера и танцует – она не участвовала в квестах, зато играла ту самую невинную душу в инсталляции с Фредди Крюгером: «В целом идея классная, но организация квеста подкачала. Я всю игру не понимала, что происходит. Стоило сделать больше знающих людей, чтобы они направляли толпу. Какая-то часть игроков ходила по комнатам и разгадывала шифры, а другая сидела и думала, что сейчас нас куда-то заберут».
Светлана (справа), опытный квестер и директор магазина: «Мне очень понравилась игра актеров. Но было непонятно, что делать нам. Например, когда ты приходишь в любую квест-комнату, у тебя есть предыстория и миссия. А здесь не было».
Сами актеры в целом остались довольны участием. Студенты Миша, Виктория и Маша играют в студенческом театре БГУ «На балконе» и психологическом театре пластической импровизации АКМЕ.
Маша: «Мы сами не ожидали, что окажется так интересно».
Виктория: «Интересный опыт! Никогда такого не было в Беларуси, и никогда такого не было в нашей практике».
ЧТО ДАЛЬШЕ?
«Идею сохранить планируем, но фестиваль в данном формате вряд ли», – говорит Грамович. Несмотря на проблемы, идею квеста-погружения он продолжает считатать жизнеспособной и интересной.
Привлечь участников на второй фестиваль квестов из-за негативного опыта будет сложнее. Но с другой стороны, теперь видно, что можно делать иначе и как избежать ошибок. Отвратит ли неудачный фестиваль минчан от квестов как таковых? Едва ли. Самый популярный сегодня жанр – это квеструмы, комнатные квесты. Большинство купивших билет участников знакомы именно с ним, а живой квест, который не получился во время фестиваля, – это совсем другое дело. И популярности квеструмов или, например, городских квестов от этого не убавится.
Но провести параллель с нынешним состоянием квеструмов можно: KvestFest продемонстировал общую для многих квест-комнат проблему – недостаток подготовки. И если на фестивале это было скорее форс-мажором, ведь подготовка к нему велась со множеством репетиций почти полгода, то для многих квест-комнат она системна, потому что дополняется недостаточно серьезным отношением к делу. В квеструмах, куда команды приходят на один и тот же сценарий ежедневно, появляется изношенный до безобразия реквизит, шаблонные загадки, бездумный сервис, завышенные цены, даже грязь – во многих комнатах есть хотя бы один из этих минусов.
Каждый имеет право на ошибку. А вместе с ним – ответственность за нее. Координатор Матвей Грамович ответственность несет: отвечает на вопросы, занимается возмещением денег за билеты на отмененную вторую часть. Сделать первый фестиваль квестов в заполненном квестами городе – хорошая инициатива, за которую можно благодарить. А также желать исправить ошибки и попробовать снова. Пусть даже первый KvestFest вышел комом.
ExitGames.by специально для CityDog.by.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
Взялся, по сути, за то, чего вообще не знает.
Судя по обсуждению в их группе вк, которое развернулось сразу после мероприятия, и уже успешно удалено, положительные отзывы поступали в основном от актёров и друзяшек организатора.
> в целом-то мероприятие состоялось
Состоялось? Как факт, да. Удалось? Нет, ни в коем случае. После удачного мероприятия не приходится жалеть о выброшенном из жизни выходном.
--------
Я так и не понял,как эти квесты связаны с Парижем (где вообще не было никакого ограбления). Так давайте и фильм "Скорость", например, отменим - там угон автобуса террористами. Ненужная толерастия во всей красе.
Называется "не умеешь - не берись"!
тупо слизали идею с фильма "обитель проклятых"
Фестиваль совершенно не удался, хотя люди из театра играли хорошо. Из первых двух часов я смогла занять себя едва ли на 15-20 минут, в остальное время, как и большинство участников, слонялась по холлу в ожидании когда же начнется квест. Поскольку в квесте у участника всегда есть какая-то известная цель, а здесь ее не было (какие бы цели ни представляли себе орги), то, что произошло, скорее напоминало интерактивный театр, в котором ни актеры, ни участники не понимали что им делать. Сомневаюсь, что проблема в смене сценария, скорее всего, даже без смены с такой организацией все прошло бы так же.
P.S. Лично я не заметила ни одного хотя бы немного пьяного участника феста. И однозначно не пойду на следующий квестфест.
а то что всё вышло из-под контроля - напомнило фильм "Эксперимент"=)
да тут не напомнило, они по сути повторили эксперимент Зимбардо
и ВНЕЗАПНО оказалось, что все выходит из под контроля
"Ваши ожидания - ваши проблемы" (с)
Просто изначально не понятно было, каким таким образом в действие можно вовлечь 1500 человек, чтоб у каждого была своя роль, каждому было интересно и при этом все вместе были одним целым. А тут пришли только 400 и уже не получилось...короче, начинать надо с малого, ребят.
Во-первых, как тут уже сказали выше, все придумано до нас. Можно было пойти и посоветоваться с теми кто делает большие павильонные и полигонные игры на 50+ участников.
Во-вторых, игры живого действия если делаются по сценарию, то каждый участник должен знать этот сценарий хотя бы примерно - цели и задачи своего персонажа в рамках сценария и чем все должно закончиться и в этом случае интерес игры ставится на отыгрыш.. Если игра делается не по сценарию, а по ситуации, то получив на руки цели и задачи люди действуют по собственному разумению - и это тот вариант, который чем больше народу, тем сложнее контролировать. Если больше 10 человек, то для контроля одного мастера как правило уже недостаточно., игроки выпадают и может действительно начаться хаос. Что такое пять выпавших игроков на кабинетке - это игра, спущенная на тормозах, что такое то же самое на 400 - это эффект толпы. Якобы 150 персонажей были подсадными, то есть вовлечение должно было нормальным, но этого почему-то не произошло - вероятно, эти 150 свою роль выполняли недостаточно хорошо, но что более вероятно - не были знакомы с общим сценарием игры и ничем не могли помочь мастерам.
В-третьих, если игра делается по принципу - даем вводную и смотрим что получится, то нужно быть готовым к неожиданностям. Для такой игры один сценарий иметь недостаточно, ошибочно, глупо и опасно. Должны быть предусмотрены несколько вариантов развития событий и механизм корректировки сценария при каждом из них, причем, в том числе и такой, при котором можно быстро свернуть игру в случае, если игроки проявляют излишнюю агрессию. И только после этого браться за проведение квестов с агрессивным сценарием "мы все умрем" на большой группе людей, о наличии справок от психиатра у которых вы не знаете. Просто потому что стихийная групповая динамика такая стихийная групповая динамика. С психологией толпы тоже желательно ознакомиться - как только люди перестают понимать что происходит, они начинают получать информацию от соседа и игнорировать любые внешние воздействия.
В общем, мне кажется, это не публика виновата, не "белорусской публике такое еще рано", это надо предварительно обкатывать квесты на меньшем количестве народу, когда они более контролируемы и брать для большого скопления квесты без выраженной агрессивной составляющей. В мафию там какую модифицированную...
если очень хочется сделать что-то массово, а опыта кот наплакал, поиграйте во что-то безопасное, во что-то, чей канон всем известен, в Гарри Поттера, во Властелина колец, в Алису в стране чудес, в конце концов.