В рубрике «Адметныя» мы рассказываем о белорусах, которые стали заниматься своим делом – и преуспели. Сегодня у нас известный творческий дуэт фотографов – Канаплев+Лейдик.
Мы приезжаем в Studio67 к часу дня – Женя Канаплев и Юля Лейдик уже второй час снимают тут обложку для журнала «Эш». По плану съемка должна подходить к концу, но работа в самом разгаре. Юля и Женя – самая известная в Минске пара фотографов, которые всегда снимают вместе.
– Мы вместе работаем, едим, спим и детей воспитываем тоже вместе, – говорит Женя. На вопрос, сложно ли все делать вместе, Юля отвечает: «Мне тяжело без Жени». И он с ней соглашается.
Вот и сейчас мы около получаса наблюдаем за их совместной работой – Юля выставляет кадр и работает с моделью, Женя снимает. Мы договариваемся встретиться с ними после съемки, которая в итоге затягивается еще на три часа.
– Пять часов съемок ради нескольких кадров – и так всегда, – улыбается Женя во время нашей следующей встречи за кофе, куда мы пришли, чтобы все-таки узнать об истории бренда Канаплев+Лейдик.
Женя и Юля начали работать вместе четыре года назад. Юля родилась и выросла в Анапе и в 9 лет пошла в свой первый фотокружок. На ее интерес к фотографии повлияла тетя – кстати, они вместе с мужем тоже были парой известных в своем городе фотографов. Они научили Юлю снимать на пленку и проявлять фотографии:
– Какие-то азы я действительно получила от них, а еще у них были офигенные книжки с фотографиями, которые тоже на меня повлияли. А когда окончила школу, то решила ехать учиться подальше от дома – у меня есть белорусские корни, так что я приехала в Минск, – рассказывает Юля.
После учебы в Академии устроиться на работу было сложно, и Юля работала официанткой: «Но официантка из меня получилась так себе, если честно», – смеется она.
Женя в фотографию пришел только в 23 года – до этого он работал на фрезерном станке и учился в техникуме на станочника широкого профиля. Но при этом всегда хорошо рисовал:
– Все дело в том, что я очень ленивый, а фотография, в отличие от рисунка, давала возможность быстрее получить изображение и не так напрягаться, – объясняет Женя. – Но довольно долго и рисунок, и фотография для меня значили только то, что можно пропускать занятия, потому что я всегда ответственен либо за стенгазету, либо за еще какие-то творческие мероприятия.
После работы на станке Женя ушел в туризм – надеялся, что это позволит ему много путешествовать, потом делал медальоны на памятники, а потом, когда ему было 23, случайно попал в организацию, где ему выдали первый собственный фотоаппарат – с тех пор он уже только снимал.
До того как начать работать вместе, Юля и Женя работали очень по-разному:
– В моих работах всегда не хватало качества. Меня больше интересовала идея, а качественной проработке я не уделяла должного внимания, – рассказывает Юля. – Мне многие говорили, что проект крутой, но качество не очень.
– А я в основном снимал свадьбы – было очень много коммерческих съемок, – добавляет Женя.
– В общем, Женя зарабатывал деньги, а я выживала, как настоящий художник.
К тому моменту, как Юля и Женя стали работать вместе, Женя был состоявшимся фотографом, но уже начал терять интерес к профессии:
– У меня был творческий кризис и жуткие депрессии. Было понятно, что надо что-то менять, – я уже начал думать, что надо уйти из профессии. Даже собирался поработать официантом.
Женины ранние работы «ИМИИЗМ»
Но потом ребята стали работать вместе – они говорят, что это сразу оказалось очень комфортным, и буквально через несколько совместных съемок Женя понял, что без Юли работать не хочет:
– При этом, когда мы давали знать, что мы творческий дуэт, все очень удивлялись. И никак не могли понять, как это во время съемки будет два фотографа с одним фотоаппаратом, – вспоминает Женя. – Я пытался объяснить, что Юля постановщик, а я буду снимать, но многие реагировали на это как на полный бред.
– Вначале мы очень много всего пробовали, выясняли, что мы можем делать и что у нас вдвоем получается круто, – рассказывает Юля. – Нам всегда хотелось – и сейчас хочется – сделать что-то провокационное.
Финансовые дела их творческого дуэта в те времена шли совсем плохо:
– Сейчас у нас съемки фактически каждый день – можно сказать, что мы коммерчески успешны, хотя, конечно, и в деньгах, и особенно в работе нам еще есть куда расти. Но, когда мы начинали работать вместе, так получилось, что мы оба как-то «обнулились» – помню, что у нас украли всю технику, мы снимали квартиру и даже брали у соседей взаймы кастрюлю, чтобы приготовить еду.
Проект «Диффузия»
– Ну, мы как-то не заморачивались очень по этому поводу, – добавляет Юля, – и со временем все пришло.
Юля привнесла в их дуэт идеи, которые, как она признается, Жене иногда приходится ограничивать:
– Мне очень важно задевать через визулизацию какие-то проблемы. До Жени у меня было несколько важных творческих проектов: например, серия «Портрет на фоне», которую я готовила к московской биеннале. Еще в Академии я сделала проект «Диффузия», который только недавно выставили впервые. Дело в том, что заданием было раскрыть понятие диффузии, и я рассмотрела его по Фрейду, показывая, что в каждом мужчине есть частица женщины. У меня была куча одежды, и мужчины выбирали, что именно они бы надели, будь они женщинами. То есть я спрашивала у каждого из них: «Какая ты женщина?» И визуально мы находили ответ на этот вопрос. Когда в Академии был просмотр, эту серию закрыли на ключ в отдельном кабинете и сказали мне, что если ее увидят – это все. Я напечатала эту серию в маленьком формате и носила в спичечном коробке.
Проект «Возраст» для Yoga+Life
Женя гораздо меньше занимался чистым творчеством, зато всегда ратовал за качество:
– Я много занимался коммерческими съемками, но все-таки элементы творчества там всегда были, потому что иначе работать невозможно. Например, в 2005 году я снимал все индустриальное – мне казалось, что это очень круто.
На наш вопрос, как Жене удается достигать такого качества ретуши, он улыбается:
– Я реально очень ленивый и сразу стараюсь выставить свет так, чтобы потом надо было как можно меньше обрабатывать.
– Уже работая вместе мы сделали несколько знаковых, на мой взгляд, проектов, – продолжает Юля, – например, мы снимали людей с историей и активным отношением к жизни для Yoga+Life, девушек плюс сайз и женщин старше 50 лет для «Большого». Такие съемки – всегда попытка увидеть что-то, что существует в нашем обществе, и показать, что это тоже часть жизни и в этом – своя красота и прелесть.
KILLTODAY для «Таймера»
Мы спрашиваем у Юли и Жени, есть ли у них какие-то творческие принципы, которыми они руководствуются.
– Мне кажется, что надо быть очень честным в работе, в первую очередь перед самим собой, – говорит Женя, – мы довольно часто отказываемся от проектов, которые нам не нравятся, и открыто говорим, что не будем за это браться, потому что боимся, что получится не очень.
Проект «Old Fashioned» для «Большого»
– Еще мне кажется, что если человек работает только за деньги и отказывается от интересных проектов только потому, что на них нельзя заработать, то он не на своем месте, – добавляет Юля. – В какой-то момент важно очень много работать, даже если приходится работать бесплатно. Каждая съемка – это опыт, новые знакомства. Со временем такой подход притягивает крутых заказчиков, и приходят они оттуда, откуда ты бы никогда не подумал. А деньги если должны прийти, то приходят.
– А еще съемки позволяют сформировать команду: когда ты много работаешь с разными людьми, чувствуешь рынок, кому-то помогаешь, то потом, когда тебе что-то нужно, все, кого ты хочешь в проект, с радостью соглашаются, – говорит Женя. – Ну а в остальном надо доверять своей интуиции, уметь говорить «стоп» – и все менять. И экспериментировать прямо во время съемки.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by, Канаплев+Лейдик.
ООО «ЭС ЭМ ДЖИ», УНП 190247301