Оцените: минский художник стал писать картины о... супермаркетах

Оцените: минский художник стал писать картины о... супермаркетах
Подсмотрели в фейсбуке минского художника Саши Адамова его работы из новой серии «Торгово-развлекательный комплекс». Решили узнать, о чем она, про кого, как создавалась и зачем.

Подсмотрели в фейсбуке минского художника Саши Адамова его работы из новой серии «Торгово-развлекательный комплекс». Решили узнать, о чем она, про кого, как создавалась и зачем.

Саша Адамов учился в университете культуры, участвовал в выставках и арт-проектах в Минске и Витебске. Пишет картины, перерабатывает старую мебель и одежду, работает художником театральных постановок.

Художник Саша Адамов.

– Название пришло после того, как я сделал работу «Супермаркет», – объясняет Саша. – Я увидел фрагмент съемки с камеры наружного наблюдения, которая, судя по всему, снимает задворки магазина. На видео женщина выбрасывает продукты, после чего контейнер окружают люди и буквально растаскивают все содержимое.

 

«Супермаркет», 75*60 см, смешанная техника, 2021. Из серии «Торгово-развлекательный комплекс»

Posted by Александр Адамов on Wednesday, April 28, 2021

Похоже, здесь все сложилось: плохое качество съемки, эффект подглядывания, ощущение постапокалипсиса в движении людей... Не знаю, возможно так. Но начал я рисовать этот сюжет до таких вот рефлексивных потуг.

Плюс, поскольку я работал со скрином видео, на котором снят монитор, где отображается вид с камеры видеонаблюдения (цепочка какая!), итоговое изображение-референс стало «мылом». Это сыграло на руку в моих экспериментах использования краски из баллончиков.

– Почему не остановился только на этой работе?

– Как только я сделал большую часть работы над «Супермаркетом», пошел на прогулку со своим псом Марселем. Там-то и пришло осознание, что этот сюжет, место которому с непарадной стороны магазина, – это часть концепции магазина.

Непарадность как невидимость или скрываемость чего-то – это то, что возбуждает фантазию. В нашем примере с задворками магазина скрыта борьба за отходы, за то, что потеряло вид, срок годности и свою первоначальную цену. В этот момент стало и грустно, и интересно: если представить жизнь в образе торгово-развлекательного комплекса, то куда меня заведет оно, это представление?

В серии уже сделано 6 работ, но, кажется, предстоит еще много поисков и решений.

Саша со своим псом Марселем.

– Опиши кратко каждую из уже готовых работ.

– Можно распределить их на небольшие группки. В первую входят три сюжета, где главными персонажами являются дети. Девочка, которую словно держат в заложниках, на самом деле играла в войнушку с отцом или старшим братом (видео увидел в TikTok). Я опустил все детали окружающей обстановки и сильно кадрировал скриншот.

Второй сюжет: девочка в платье на самокате проносится на секунду мимо оператора, на ее лице противогаз. Это момент из репортажа с пожаров 2019 года в Сибири. Третий: ребенок на третьей картине участвует в соревновании по поеданию пирогов.

Да, сюжеты тривиальны и просты, при этом все они выглядят жутко, в этом есть правда. Я смотрю на это как на разрывы в концепции торгово-развлекательного комплекса, хочу подумать о его границах.

Самая маленькая работа в серии – Baby Safe, специальная защита на угол для детей. Это важная картина для меня – правда, я пока лишь зафиксировал направление для размышлений: какова суть развлечения (заменить на жизнь, дискуссия и т.д.) без острых углов.

Картина Baby Safe.

– Быть может, готовится выставочный проект?

– Делать традиционные выставки здесь и сейчас у нас не вижу оснований. На фоне укоренного институционального кризиса как-то пытаться встроиться, найти себе уголочек, на мой взгляд, убаюкивающая мера. Нужны формы диалога со зрителем, соответствующие времени.

Конечно, мне важен процесс показа работ, диалог, возникающий в их присутствии. Да, у меня есть представление о способах экспонирования серии. Например, разделить время выставки на два световых режима – обычный и приглушенный, – что позволит посмотреть на картины иначе. Это, кстати, связано с эффектом завышенной экспозиции на картинах, когда белые пятна эмали проступают на первый план, превращаются в мерзкие кляксы при ярком освещении и смягчаются в приглушенном, когда основной колорит исчезает до неразличимости.

Но это так, мысли в воздух. А пока картины есть у меня, всегда можно написать – и мы устроим неформальный, индивидуальный вернисаж.

 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Вика Мехович для CityDog.by, фото на обложке – Таня Брагинская.

поделиться