Вместе с Лабораторией социального театра мы расспросили минчан о взрыве 11 апреля. Не все готовы говорить об этом, особенно люди постарше. Но все прекрасно помнят, что было почти 7 лет назад.
Будний пасмурный день, станция метро «Кастрычніцкая», как всегда, заполнена горожанами. Мы встречаемся с командой театра напротив памятного знака «Река памяти». Никто из прохожих не обращает внимания на монумент: ни парень, ожидающий свою девушку с цветами, ни школьница, пробегающая мимо с пирожным из «Центрального» в руке.
За всем происходящим со стороны наблюдаем мы и часть команды социального театра: Саша, Кася и Паша. Сегодня ребята собрались, чтоб опросить минчан: что они думают о взрыве? что помнят? придерживаются ли версии следствия? а может, эта тема для минчан уже неактуальна?
Саша, Кася и Паша учились в ECLAB, где познакомились с социальным театром. Год назад команда начала собирать истории пострадавших во время взрыва 11 апреля. Собрать текст в единую композицию помог Константин Стешик. Сейчас команда готовит спектакль, режиссером выступила Валентина Мороз.
Тема 11 апреля сперва не казалась ребятам подходящей для пьесы. У них были сомнения. Хотят ли об этом говорить пострадавшие? Нужно ли это белорусскому обществу? И есть ли просвет, ведь тема политизирована?
Паша: 11 апреля 2017 года состоялась читка пьесы, где одновременно находились те, кто давали интервью, те, кто находились тогда на платформе, и те, кто просто пришли послушать. Я был удивлен настолько живой реакции людей. Например, одна девушка плакала и все время говорила: «Спасибо». И тогда мы поняли: раз тема имеет такой терапевтический эффект, нужно делать полномасштабный проект.
Театр – как раз то место, где можно отрефлексировать болезненные точки, дистанцироваться от проблемы, посмотреть на нее под другим углом и, возможно, понять для себя что-то новое.
Пока мы разговаривали с Пашей, девушки отправились опрашивать минчан. Старшее поколение наотрез отказывалось давать интервью, хоть оно и предназначено для театра.
Молодые люди говорят охотнее: кто-то помнит о своих переживаниях за родных в минуты, когда телефонная линия была перегружена. А один парень, например, вспомнил, как на следующий день после взрыва увидел своего друга в новостях: «Он сдавал кровь для пострадавших, чего я совершенно не ожидал, потому что он не из сентиментальных парней».
Несколько пенсионерок отказались говорить о взрыве, и только одна 87-летняя минчанка согласилась – правда, рассказать подробности не смогла.
– Я мало что помню, потому что не езжу в метро. Но знаю, что после 11 апреля его восстановили. Это правильно, ведь метро – быстрый и чистый транспорт.
Восемь из девяти опрошенных минчан считают, что забывать о взрыве нельзя – «это память для других, чтобы ситуация не могла повториться». И только один мужчина уверен: «Лучше думать о хорошем». По словам минчанина, тот день оказался для него удачным: «Я практически работаю здесь, но у меня был выходной. Как только все произошло, мне позвонили родственники и друзья, чтобы узнать, все ли со мной в порядке».
Паша: Дата 11 апреля оставила отпечаток не только на пострадавших, но и на свидетелях взрыва, тех, кто проходил, проезжал мимо в тот день или просто смотрел новости – на обществе в целом. Поэтому речь идет, скорее, о коллективно-исторической травме. Именно поэтому сегодня любой прохожий знает, что случилось 11 апреля 2011 года. А значит, есть смысл говорить и говорить театральным языком. Ведь он далек от политики и официоза – можно выйти на новый уровень понимания того, что произошло.
Кроме воспоминаний Кася спрашивает у прохожих и о том, согласны ли они с версией следствия. Не для того, чтобы вызвать бурную реакцию: при подготовке вопросов участники театра исходили из тем, которые обсуждались наиболее активно после взрыва и в последующие годы.
Один из прохожих отказался отвечать на этот вопрос, сказав: «Не в этой стране и не на эту тему».
За последние годы метро сильно изменилось: металлоискатели, досмотры и предупреждения о шутках про бомбы. Все это – отголоски того дня, который назвали терактом.
– Хорошо, что теперь в метро есть досмотр, – считает один из прохожих. – Меня с сумкой часто проверяют, хотя не думаю, что в этом есть какой-то смысл. Кто захочет пронести, пронесет не в сумке.
Полтора часа на улице и пару минут в ГУМе, чтобы согреться, – все это время ребята искали минчан, готовых вспомнить тот самый день в метро. Мало кто помнит подробности, почти никто не знает, какую помощь получили пострадавшие и как живут сейчас. Но все уверенно говорят: 11 апреля – теракт в метро, мне звонили родные, об этом нужно помнить.
Премьера спектакля состоится 3 февраля в открытом пространстве «Верх». Билет еще можно купить через платформу Ulej, где театр собирал средства для постановки.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
З Нямігай падобная сітуацыя ў сэнсе памяці , хоць тады гэта і былі старэйшыя класы школы. Праходзячы тым спускам у метро, заўсёды дакладна усведамляеш у якім месцы ты знаходзішся.
Каждый раз в самолете, поезде или театре.
Но я хорошо помню, что было после.
Непонятный суд и расстрел без объяснений.
Помню что пальчики Коновалова удалил из базы милиционер по приказу неустановленного работника КГБ.
Ужасно было=\